Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю и порядок перечисления этих платежей в бюджеты всех уровней (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 5)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2000

ИНДЕКСАЦИЯ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

И ПОРЯДОК ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЭТИХ ПЛАТЕЖЕЙ

В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ

С 1 января 2000 г. в налоговом законодательстве Российской Федерации по исчислению земельного налога и арендной платы произошли существенные изменения. В частности, увеличены ставки земельного налога и арендной платы; на все регионы России распространен порядок перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за землю, в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты соответствующими территориальными органами федерального казначейства; изменилось целевое использование земельного налога и арендной платы. С учетом указанных изменений рассмотрим порядок исчисления и уплаты в бюджет в 2000 г. земельного налога и арендной платы за землю, плательщиками которых являются большинство организаций и физических лиц.

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации взимается налог на землю, который введен в налоговую систему с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1738-1). Плательщиками земельного налога и арендной платы за землю в соответствии с Законом являются все юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, совместные предприятия с участием юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России. Исключение составляют организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, их части, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду), среди которых следует выделить по своей значимости земельные участки сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и других юридических лиц для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства. Значительные площади земель заняты участками, предоставленными гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, дачного, гаражного строительства. Земли предприятий промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, лесного и водного фондов также являются объектами обложения земельным налогом или взимания арендной платы.

Все перечисленные земли облагаются земельным налогом по ставкам, установленным Законом N 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается ставок земельного налога, то они были установлены Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю". После этого в текст Закона N 1738-1 не вносились какие-либо изменения и дополнения, касающиеся индексации ставок земельного налога. Индексировались ставки земельного налога почти ежегодно начиная с 1995 г. соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на 1995 - 1997 гг., 1999 г., в 2000 г. - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", который установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2 (ст.18).

Для правильного расчета ставок земельного налога на 2000 г. следует исходить из ставок земельного налога, установленных Законом "О плате за землю" в размерах, установленных на 1994 г. с учетом последующей индексации ставок в 1995 - 1997 гг., в 1999 г. и с обязательным применением коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога в 2000 г. В связи с тем что Федеральный закон N 227-ФЗ опубликован 5 января 2000 г., возникает вопрос: когда вступает в силу порядок индексации ставок земельного налога? Следует отметить, что сроки применения повышающего коэффициента к ставкам земельного налога, как следует из текста ст.18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", устанавливаются на 2000 г., т.е. в данной статье предусмотрено применение индексации ставок налога на весь текущий год. Поэтому можно сделать вывод о том, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., должны применяться в 2000 г. с коэффициентом 1,2 с 1 января 2000 г.

Теперь рассмотрим, в каком порядке и по каким категориям земель применяется в 2000 г. коэффициент 1,2 к ставкам земельного налога. Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, хотелось бы отметить, что основы земельного законодательства заложены не только в Законе N 1738-1, но и в действующем в настоящее время Земельном кодексе РСФСР, который устанавливает правовые основы совершенствования государственного регулирования земельных отношений, развития различных организационно - правовых форм хозяйствования на земле, обеспечения воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и создания благоприятной для жизни людей окружающей природной среды, защиты прав на землю исходя из того, что земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Чтобы определить, к каким категориям земель применять в 2000 г. повышающий коэффициент при расчете земельного налога, следует остановиться на понятиях "целевое назначение" и "состав земель". Обратимся к Земельному кодексу РСФСР, которым определено, что целевое назначение земель - это установленные законодательством порядок, условия, предел использования земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Отнесение земель к каким-либо категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель федеральной собственности, в том числе земель особо охраняемых территорий федерального значения, - Правительством Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фондов, муниципальных земель поселений, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления, муниципальных земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения - законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Категория земель указывается также в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; документах государственного земельного кадастра; документах государственной регистрации прав на недвижимость. Чтобы правильно применять в 2000 г. коэффициент 1,2 к ставкам земельного налога, следует чаще обращаться к указанным документам, определяющим соответствующие категории земель.

Теперь рассмотрим одну из категорий земель, а именно земли сельскохозяйственного назначения. Это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, зданиями, строениями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Законом N 1738-1 установлены ставки земельного налога за 1 га пахотных земель, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований. На основе средних значений налога с 1 га пашни и кадастровой оценки угодий органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Те же органы власти устанавливают минимальные ставки земельного налога за 1 га пашни и других сельскохозяйственных угодий.

Для земель сельскохозяйственного назначения, а именно земель крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы) в 2000 г. ст.18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлен коэффициент 1,2 к ставкам налога за земли указанных юридических лиц (в отличие от 1999 г., когда по ним не индексировались ставки налога).

Порядок применения коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения рассмотрим на условном примере сельскохозяйственной организации ЗАО "Ниваагропродукт", находящейся в Сахалинской области.

Согласно Приложению N 1 к Закону N 1738-1 средний размер земельного налога в Сахалинской области составлял в 1994 г. 1360 руб. за 1 га пашни. С учетом проведенной в 1995 - 1997 гг. индексации ставок средний размер земельного налога по Сахалинской области в 1997 г. составлял: 1360 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = = 6120 руб./га, где 1,5 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562;

1,5 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 378;

2 - повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Федеральному закону от 26.02.1997 N 29-ФЗ.

В 1998 г. был принят Федеральный закон от 15.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", который сохранял до 1 января 1999 г. размеры ставок, установленных на 1997 г., по всем категориям земель. В связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков в 1998 г. средняя ставка земельного налога с 1 га пахотных земель по Сахалинской области составляла 6,12 руб./га.

В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1999 год" не был предусмотрен повышающий коэффициент к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, и средняя ставка, по которой ЗАО "Ниваагропродукт" должно было уплачивать земельный налог в 1999 г., составляла 6,12 руб./га, как и в 1997 - 1998 гг.

Поскольку в 2000 г. установлен коэффициент 1,2 к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, средняя ставка, по которой рассматриваемая в примере сельскохозяйственная организация должна уплатить земельный налог, равна 7,34 руб./га (6,12 руб./га х 1,2).

Категория земель, на которую хотелось бы обратить особое внимание, - это земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Следует отметить, что земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования органами местного самоуправления садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий их право на землю. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются гражданам в собственность, пожизненное наследуемое владение также органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

При исчислении земельного налога по ставкам, применяемым в 2000 г. для земель садоводческих, животноводческих и огороднических товариществ, существуют некоторые особенности.

Прежде всего в соответствии со ст.6 Закона N 1738-1 земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Обратимся к тексту Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю". В соответствии с определением, приведенным в п.26 Инструкции, до выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ их правления представляют налоговые декларации по земельному налогу налоговым органам того административного района, на территории которого находятся земельные участки этих товариществ. При этом в Инструкции N 29 оговаривается, что если члены товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, то исчисление земельного налога каждому из них будет производиться налоговыми органами. При этом условии каждый член такого товарищества должен был уплатить земельный налог в 1999 г. по ставкам, сложившимся в 1998 г., без применения к ним коэффициента 2, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". А в 2000 г. каждый член садоводческого, огороднического и животноводческого товарищества, расположенного в сельской местности, при условии, что он получил правоустанавливающий документ на землю, уплатит земельный налог по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района с коэффициентом 1,2.

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 6, 2000)

Подписано в печать Р.Габбасов

28.01.2000 Советник налоговой службы

I ранга

Н.Голубева

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение малых предприятий в Московской области (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 5) >
Статья: Порядок и условия изменения срока уплаты налогов, сборов и пени (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.