![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налогообложение малых предприятий в Московской области (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 5)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2000
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 2000)
Вид деятельности организации определяется по тому виду деятельности, доля выручки от которого составляет не менее 70% в сумме валовой выручки. При наличии у организации нескольких видов деятельности, каждый из которых составляет менее 70% в сумме валовой выручки, в качестве объекта налогообложения устанавливается валовая выручка, за исключением случаев, когда все виды деятельности относятся к п."а" и в совокупности составляют не менее 70% в сумме валовой выручки. Согласно Закону N 222-ФЗ совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки ЦБ РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. В Приказе Минфина России от 15.03.1996 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" сказано, что Законом N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется совокупный доход, и этот перечень расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. В перечень не включены такие расходы, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников.
Перечисленные в Законе N 222-ФЗ расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам и стоимость оказанных услуг. Это относится и к НДС, уплаченному поставщикам, налогу на приобретение автотранспортных средств, отчислениям во внебюджетные социальные фонды, таможенным платежам, госпошлине и лицензионным сборам. В соответствии со ст.4 Закона N 222-ФЗ для организаций устанавливаются ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 10% от совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20%. Если объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются ставки единого налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 3,33% от суммы валовой выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67%. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности организаций, а также пропорций распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетами субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом N 6/98-03 установлены следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет области: а) при налогообложении совокупного дохода - 20%; б) при налогообложении валовой выручки - 6,67%. Единый налог, рассчитываемый от совокупного дохода, зачисляется: в областной бюджет - по ставке 7%; в местный бюджет - по ставке 13%. Единый налог, рассчитываемый от валовой выручки, зачисляется: в областной бюджет - по ставке 2,33%; в местный бюджет - по ставке 4,34%. Расчет единого налога организацией представляется в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет, уплата единого налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Как уже указывалось, официальным документом, удостоверяющим право применения организациями упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговым органом по заявлению организации, подаваемому не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала. Для организаций годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении 1 : 2. В соответствии со ст.5 Закона N 6/98-03 выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально до 20 числа первого месяца квартала в размере 25% его стоимости. Для вновь созданных организаций и для созданных ранее, но принявших решение о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение календарного года, стоимость патента зависит от даты перехода и составляет: 100% годовой стоимости патента, если переход осуществлен с I квартала; 75%, если переход осуществлен со II квартала; 50%, если переход осуществлен с III квартала; 25%, если переход осуществлен с IV квартала. Стоимость патента, уплачиваемая организациями, установлена ст.6 Закона N 6/98-03 в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности. Организации получают патент бесплатно, если они осуществляют виды деятельности, для которых в качестве объекта обложения единым налогом установлен совокупный доход. Если организация осуществляет свою деятельность в других отраслях, стоимость патента составляет 200 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату подачи заявления на выдачу патента. Выплата годовой стоимости патента производится организациями поквартально. Единый налог, подлежащий уплате в бюджет по расчету за отчетный период, определяется с учетом выплат стоимости патента, поступивших за отчетный период, т.е. оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога. Что касается годовой стоимости патента, подлежащей уплате в консолидированный бюджет Московской области, то он подлежит зачислению: 35% в областной бюджет; 65% в местный бюджет. При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, форма которой и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены Приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18. Организации вместе с расчетом единого налога за отчетный период представляют в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода), а также для проверки - патент, саму книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу и платежные поручения об уплате единого налога (с отметкой банка об исполнении платежа). При превышении определенной Законом N 222-ФЗ предельной численности работающих организации переходят на принятую ранее систему налогообложения начиная с квартала, следующего за тем, в котором произошло превышение численности работающих. Ответственность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, наступает в соответствии с НК РФ. В заключение хотелось бы ответить на несколько наиболее часто встречающихся вопросов по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В последнее время стало поступать все больше заявлений от садоводческих товариществ и других некоммерческих организаций о переводе их на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации. Садоводческие товарищества и другие организации, являясь некоммерческими, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и на них не распространяется Закон N 222-ФЗ. Должны ли вносить плату за загрязнение природной среды организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения? Согласно Закону N 222-ФЗ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (ст.1 Закона). Таким образом, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не вносят плату за загрязнение природной среды, так как данный платеж не указан в перечне налогов и других обязательных платежей, для которых сохранен действующий порядок уплаты. Следует ли включать в валовую выручку строительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, объемы субподрядных работ? В соответствии со ст.3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. При исчислении единого налога во избежание двойного налогообложения в составе валовой выручки следует учитывать объемы ремонтно - строительных работ, выполненных собственными силами. Как определять валовую выручку в организациях, осуществляющих комиссионную торговлю и применяющих упрощенную систему налогообложения? Согласно ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Поэтому при определении объекта налогообложения единым налогом у организаций - комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученная ими от комитентов, должна учитываться как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии независимо от того, участвуют или нет организации - комиссионеры в расчетах по исполнению указанных договоров. В Московской области применяют упрощенную систему налогообложения всего 206 организаций, или 1% потенциальных плательщиков единого налога, из которых 65 осуществляют свою деятельность в торговле и общественном питании и 44 - в промышленности. К основным причинам, оказавшим отрицательное влияние на решение о переходе организаций на упрощенную систему налогообложения, можно отнести следующие. НДС, уплаченный поставщикам, включается организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в состав затрат по производству продукции (работ, услуг). В связи с этим продукция организации становится дорогой, что в свою очередь ведет к снижению ее рентабельности и конкурентоспособности. Кроме того, покупатели продукции данной организации не имеют возможности засчитывать "входной" НДС при уплате этого налога. При переходе организаций на упрощенную систему налогообложения они теряют право на льготы по налогу на прибыль, в том числе в первые два года работы не уплачивать налог при соблюдении определенных условий. Таким образом, организации выгоднее в первые два года с момента образования использовать общепринятую систему налогообложения.
Обложение единым налогом на вмененный доход организаций, занимающихся определенными видами деятельности
Согласно ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) вмененный доход - это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Закон N 148-ФЗ определяет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти органы определяют конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом на вмененный доход (далее - единый налог). Им предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Следует иметь в виду, что введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменяет существующие Законы - от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", которые применяются в части, не противоречащей названному Закону. В соответствии со ст.3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах: занимающиеся оказанием бытовых услуг населению, автотранспортных услуг с численностью работающих до 100 человек (за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси), занимающиеся сбором металлолома, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (до 30 человек), розничной торговли горюче - смазочными материалами. В связи с тем что на уплату единого налога переводятся юридические лица (организации), филиалы организаций не будут являться самостоятельными плательщиками единого налога. В Московской области Закон N 148-ФЗ не введен в действие, однако даже на этом этапе организации области, имеющие филиалы на территории субъектов Российской Федерации, в которых введен в действие Закон N 148-ФЗ, будут являться плательщиками единого налога, причем в порядке, определенном нормативным актом органа власти этого субъекта Российской Федерации, если филиал осуществляет виды деятельности, переведенные на уплату единого налога, и соблюдает другие условия. Это следует из того, что организации, в состав которых входят филиалы, расположенные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства (ст.83 НК РФ). В связи с этим организации обязаны будут уплачивать единый налог по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, для чего в налоговые органы следует представлять расчеты и уплачивать единый налог по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, после чего налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению). При определении численности организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной торговли и оказания транспортных услуг, учитывается численность их филиалов и подразделений, в связи с чем эти организации вместе с расчетом суммы единого налога обязаны представлять в налоговые органы сведения о численности их работников. Следует иметь в виду, что численность работающих определяется отдельно по каждому магазину, филиалу без учета работающих по совместительству (в том числе внутреннему), работающих по договорам гражданско - правового характера, а не исходя из общей численности работников организации.
Подписано в печать В.Васькин 28.01.2000 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |