Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения"> ("Финансовая газета", 2000, N 5)



"Финансовая газета", N 5, 2000

После выхода Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Правительством Российской Федерации была определена необходимость принятия ряда нормативных документов, без которых невозможна его реализация, а также дальнейшее развитие негосударственного пенсионного обеспечения населения.

В целях выполнения этого требования Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 13.12.1999 N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения".

Инспекция НПФ считает его одним из основополагающих нормативных актов, поскольку именно пенсионные схемы устанавливают совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий, поэтому реализация фондами названного документа позволит системе негосударственного пенсионного обеспечения населения, базируясь на уже более чем пятилетнем опыте, получить новый импульс развития.

Сроки, в которые необходимо исполнить требования Постановления, определены Правительством Российской Федерации очень жестко - до 1 апреля 2000 г. Следует также учитывать, что в настоящее время у ряда специалистов возникают вопросы и замечания по содержанию данного документа (см. статью С. Жаркова в газете "Ведомости" от 17.12.1999 "Фонды не знают, смеяться или плакать"). Инспекция в данном материале высказывает свое мнение как регулирующего и контролирующего государственного органа в области негосударственного пенсионного обеспечения населения к данному документу, так как и перед Инспекцией поставлена нелегкая задача - проконтролировать приведение правил работающих НПФ в соответствие с требованиями законодательства (одного из основных документов, по положениям которого работает любой фонд) к вышеназванному сроку.

Проанализируем Требования по пунктам.

Пункт 2 определил, что именно пенсионные схемы являются основой заключаемых фондом договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. А это значит, что вольная, как прежде, трактовка в договорах условий выплат (главная причина недовольства) с нынешнего дня недопустима. Если фонд не зарегистрировал пенсионную схему, предусматривающую сформулированную в названии схемы (п.3 Требований) возможность выплаты какой-то части пенсионных накоплений единовременно (или единоразово), то что бы вы ни написали в договоре - ничтожно, и выплачивать фонд будет только расчетный размер пенсии в установленные договором сроки, продолжительность и периодичность. Изменение же условий ранее заключенных договоров, связанное с изменением правил (пенсионные схемы как составная часть правил), предусмотрено Законом в п.2 ст.9.

В п.3 у некоторых специалистов вызвало вопросы требование об отражении в названии пенсионных схем их основных отличительных особенностей. По мнению Инспекции, таких основных особенностей три, а именно:

что вкладчик берет за основу при заключении договора: размеры взносов или выплат;

как выплачивать пенсию: пожизненно или в оговоренный период лет;

присутствует ли принцип солидарности в данной пенсионной схеме или нет.

Пункт 4 определил, что же пенсионные схемы должны содержать. В содержании пенсионной схемы должно найти отражение требований пп."а", "б", "в", "г" и "д". Причем если пп."а", "б", "д" не вызывают никаких вопросов, то, по мнению Инспекции, у фондов могут возникнуть некоторые проблемы с выполнением требований пп."в", "г" и "е". Возможно, фондам трудно будет изложить методики (пп."в" и "г"), которые по силам только специалистам. Однако в настоящее время уже существует ряд подготовленных актуариев, которые в своих актуарных заключениях за 1997 и 1998 гг. показали свою квалификацию. Эти актуарии известны и фондам, и Инспекции.

А при выполнении требований пп."е" п.4 Инспекция считает необходимым указывать, что в конкретной пенсионной схеме может ли иметь место наследование и в какое время (в период накопления и (или) период выплат) или наследование данной схемой не предусматривается.

Пункт 5 Требований определил размер минимальной пенсии.

Здесь фондам необходимо предусмотреть в схеме, какие действия фонд предпримет, если размер реальной пенсии будет меньше установленного в Постановлении. Причем рассуждения о размерах дополнительной пенсии меньше 54 руб. (в настоящее время минимальная государственная пенсия по старости составляет 108 руб. 43 коп.) не состоятельны по определению самого понятия - пенсия, что в Требованиях ясно и сформулировано.

Если фонд будет выплачивать своим пенсионерам дополнительные пенсии меньше указанной выше суммы, то Инспекции следует провести проверку целесообразности существования такого фонда, так как совершенно не ясно, чем же занимался фонд на протяжении нескольких лет (т.е. как он использовал время накопительного периода). Очевидно, что при получении лицензии каждый фонд представлял экономическое обоснование и доказывал рентабельность своей деятельности. Таким образом, не выполняя Требования, фонд будет нарушать требования и условия лицензирования.

Пункт 6 Требований подчеркнул предназначение фонда как организации, осуществляющей выплату именно пенсии участнику и ничего иного. Возникает вопрос, как же тогда понимать выкупную сумму. Ответ прост: выплата выкупной суммы производится при досрочном расторжении договора, т.е. тогда, когда и вкладчик, и участник перестают быть ими. По тексту названного Федерального закона четко формулируется необходимость расчета размера пенсий, а не установление размера выплачиваемой пенсии (за исключением схем с фиксированными выплатами).

Таким образом, текстом документа устанавливаются более адекватные "правила игры".

Подписано в печать В.Рождественский

28.01.2000 Инспекция негосударственных

пенсионных фондов

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.12.1999 N АП-6-18/995@> ("Финансовая газета", 2000, N 5) >
Статья: Учет операций по страхованию у страхователей ("Финансовая газета", 2000, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.