Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О гарантиях для иностранных инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2000, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2000

О ГАРАНТИЯХ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сложная экономическая ситуация в нашем национальном хозяйстве заставляет искать методы по выведению страны из кризиса. Основу современной экономики России должны составить отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных благ. Немаловажную роль в этом могут сыграть иностранные капиталовложения.

Именно неразвитость правового регулирования инвестиционных отношений привела к принятию в этом году Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях), который заменил собой Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1991 г.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов, что события 17 августа 1998 г. значительно подорвали доверие к российской экономике со стороны потенциальных западных кредиторов и инвесторов. Негативная реакция иностранных инвесторов на указанные события не замедлила сказаться: объем привлеченных в Россию иностранных инвестиций существенно снизился.

Поэтому указанный Федеральный закон должен решить основную задачу - восстановить доверие инвесторов к России, создать прочную правовую основу для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Этот Закон прежде всего направлен на урегулирование отношений, связанных с государственными гарантиями прав иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Одно из главных отличий нового Закона от ранее действующего - наличие в нем нормы, обеспечивающей стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в случае неблагоприятного для них изменения российского законодательства. Это так называемая стабилизационная, или "дедушкина", оговорка.

В соответствии со ст.9 Закона об иностранных инвестициях новые федеральные законы, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, не применяются в отношении иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, на период окупаемости инвестиционного проекта в случае, если они приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении вышеуказанных субъектов инвестиционной деятельности по сравнению с ранее действующими нормативными правовыми актами.

Из положений указанной статьи можно понять, что речь идет о нераспространении на иностранных инвесторов нормативных актов, в частности налогового законодательства, тем или иным образом ухудшающих положение иностранных инвесторов, то есть, по существу, речь идет о налоговых льготах.

Так, согласно ст.56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, в ст.9 Закона об иностранных инвестициях речь идет о налоговой льготе, подпадающей под дефиницию ст.56 НК РФ.

Правильность данного вывода прямо подтверждается и ч.2 п.5 ст.9 указанного Федерального закона, где установлено, что в случае неисполнения иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями обязательств в части порядка регистрации приоритетных инвестиционных проектов и сроков, определенных в п.п.2 и 3 той же ст.9, субъекты инвестиционной деятельности лишаются льгот, предоставляемых им этой статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления вышеназванных льгот, подлежит возврату.

Таким образом, Закон об иностранных инвестициях содержит нормы, регулирующие налоговые правоотношения, а это, в свою очередь, противоречит ст.1 НК РФ, которая определила, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Закон об иностранных инвестициях принят не в соответствии с НК РФ и поэтому не является актом законодательства о налогах и сборах и, следовательно, не может регулировать налоговые правоотношения.

Кроме того, в соответствии с ч.1 п.5 ст.9 Закона об иностранных инвестициях Правительство РФ при неблагоприятных для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношениях должно устанавливать критерии оценки изменения условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ.

Представляется неправомерным возложение на Правительство РФ обязанности по разработке порядка определения ухудшающих условий реализации инвестиционных проектов инвесторами, в соответствии с которым налоговое законодательство не будет применяться, т.к. реализация вышеуказанного положения Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" будет противоречить принципу регулирования налоговых правоотношений исключительно актами законодательства о налогах и сборах, закрепленному НК РФ.

Таким образом, чтобы реально защитить инвесторов от неблагоприятных изменений налогового законодательства, налоговая льгота должна найти закрепление прежде всего в налоговом законодательстве.

Иначе использование варианта правового регулирования налоговых правоотношений нормами неналогового законодательства приведет к коллизии положений Закона об иностранных инвестициях и НК РФ и к разрыву целостности налогового регулирования.

При этом нельзя забывать, что существующие для инвесторов льготы, закрепленные в действующих специальных налоговых законах, весьма значительны. Так, например, Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при осуществлении инвестиционной деятельности предусматривает, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного значения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Необходимо также признать, что построенная правовая конструкция о гарантиях от неблагоприятных изменений законодательства для иностранных инвесторов страдает определенными пороками: нет точности и определенности формулировок и терминов, используемых в Законе об иностранных инвестициях; невозможно однозначно определить критерии оценки неблагоприятных в отношении инвесторов изменений в связи с тем, что такие критерии, как "совокупная налоговая нагрузка" (к тому же это понятие отсутствует в налоговом законодательстве), "режим запретов и ограничений", "срок окупаемости", могут зависеть от различных факторов, и прежде всего от нестабильности нормативного регулирования.

Нельзя забывать, что Россия - федеративное государство со значительными правами органов местного самоуправления, и, зная подвижность регионального и местного законодательства, можно ожидать принятия всевозможных местных нормативных правовых актов, тем или иным образом ухудшающих положение иностранных инвесторов, а это, в свою очередь, может привести к нескончаемым спорам и, как следствие, судебным разбирательствам.

Закон об иностранных инвестициях говорит о том, что неблагоприятные акты не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но возникает вопрос: в какой части действуют нормативные правовые акты, утратившие силу, каков механизм их действия?

Все это свидетельствует о том, что гарантии для иностранных инвесторов от неблагоприятных изменений российского законодательства, закрепленные в ст.9 Закона об иностранных инвестициях, не смогут быть реализованы на практике или будут реализовываться в зависимости от усмотрения того или иного чиновника, а это может привести к возможной коррупции, бюрократическому произволу.

Таким образом, представляется целесообразным изменить указанную статью, сделать ее жизнеспособной и действенной, иначе указанная норма будет направлена не на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а на снижение их реального объема.

Подписано в печать Д.Г.Бурцев

25.01.2000 Советник налоговой службы

III ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Присвоение идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет ("Налоговый вестник", 2000, N 2) >
Статья: Как формируются доходы и расходы организаций в 2000 году ("Налоговый вестник", 2000, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.