Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Законодательные условия привлечения иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2000, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2000

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наиболее важными составляющими инвестиционной привлекательности регионов России являются законодательные условия инвестирования. Привлечение иностранных инвестиций в экономику российских регионов зависит от совершенствования всей системы налогообложения. Большую роль в создании общего благоприятного инвестиционного климата призван сыграть Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 г.

Можно выделить следующие положительные стороны НК РФ:

- четкое распределение полномочий между законодательными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по формированию законодательной базы налогообложения на федеральном, региональном и местном уровнях. Так, в соответствии с п.5 ст.3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность государственных и частных интересов;

- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, а также определение четких процедур обжалования решений налоговых органов.

НК РФ способствует приведению регионального законодательства в соответствие с едиными принципами в части установления региональных налогов и сборов, налоговых ставок, применения налоговых льгот. Так, согласно п.3 ст.12 НК РФ региональные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют такие элементы налогообложения, как налоговую ставку в пределах, определенных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Кроме того, при установлении регионального налога законодательные органы субъектов Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования. Все это позволяет унифицировать законодательство субъектов Федерации, внести ясность в понимание системы налоговых платежей и сборов, предоставляемых льгот на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время в 36 субъектах Федерации принято более 70 законодательных и иных правовых актов, устанавливающих налоговые льготы для инвесторов.

Виды налоговых льгот

В соответствии с существующим региональным законодательством льготы предоставляются в основном в следующих формах:

- частичное или полное освобождение от уплаты федеральных налогов в части, подлежащей зачислению в региональный или местный бюджет;

- частичное или полное освобождение от уплаты налогов, законодательно устанавливаемых региональными или местными органами власти;

- предоставление субсидий в размере сумм налогов, подлежащих уплате или уплаченных в федеральный бюджет в полном объеме, либо их частичное возмещение.

Налоговые льготы касаются практически всего перечня федеральных, региональных и местных налогов.

Условия предоставления налоговых льгот

Законодательными актами в области регулирования инвестиционной деятельности в большинстве регионов Российской Федерации в качестве одного из основных условий предоставления налоговых льгот определено участие иностранного инвестора в реализации конкретных инвестиционных проектов (программ) с конкретными обязательствами по размеру инвестиций или их доле в общем объеме инвестиций.

Для получения соответствующих налоговых льгот при реализации инвестиционных программ инвестор должен в обязательном порядке предоставить технико - экономическое обоснование или бизнес - план инвестиционного проекта, утвержденный администрацией региона.

В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 13.05.1997 N 195-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Республики Карелия", в соответствии с которым иностранные юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально - экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств.

На основании Закона Республики Саха (Якутия) от 21.11.1997 N 203-1 "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1998 год" налоговые льготы предоставляются совместным предприятиям с долей иностранного капитала не менее 30% уставного фонда, иностранным инвесторам, их филиалам, представительствам при условии направления инвестиций в горнодобывающую, нефтяную и нефтегазоперерабатывающую промышленность, производство строительных материалов и конструкций, легкую промышленность, производство сельхозпродукции, охотрыбопромысла и их переработки, в производство бриллиантов и алмазного инструмента, медицинских приборов, оборудования и препаратов в форме уменьшения на 50% ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Саха (Якутия), в течение первых трех лет деятельности.

Согласно некоторым законодательным актам налоговые льготы предоставляются в размере, не превышающем сумму инвестиций (Закон Республики Адыгея "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея"). Кроме того, на период реализации инвестиционного проекта предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество, налога на прибыль, налога с владельцев автотранспортных средств, включенных в проектно - сметную документацию инвестиционного проекта.

Субъекты поддержки

Субъектами поддержки являются юридические лица всех форм собственности (в том числе иностранные или созданные с участием иностранного капитала). В большинстве случаев налоговые льготы распространяются на предприятия, в которых доля иностранных инвестиций составляет определенный законодательным актом уровень. В среднем по всем регионам он составляет не менее 30% (или не менее 1 млн долл. США). Например, Законом Нижегородской области "О государственной поддержке на территории Новгородской области промышленных предприятий по производству автомобилей и комплектующих к ним" налоговые льготы имеют предприятия, вновь создаваемые на территории Нижегородской области с участием иностранных инвесторов, денежный вклад которых в уставный капитал составляет не менее 20 млн долл. США.

Сроки предоставления льгот

Практически во всех регионах сроки, на которые предоставляются налоговые льготы, непосредственно увязаны со сроками окупаемости инвестиций, предусмотренными проектной документацией, и в среднем составляют 3 - 5 лет с последующей пролонгацией в случае успешной реализации инвестиционной программы. Однако имеются примеры и долгосрочного предоставления налоговых льгот.

Таким образом, совершенствование налогового законодательства, прежде всего на уровне субъектов Федерации, приведение действующих законодательных актов в соответствие с нормами, установленными НК РФ, можно назвать основным условием активизации иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, что позволит обеспечить стабильность условий для инвестиционной деятельности и "прозрачность" правовых норм и практики их применения в отношении иностранных инвесторов.

Подписано в печать К.В.Залата

25.01.2000 Советник налоговой службы

I ранга

О.Б.Буздалина

Советник налоговой службы

III ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация, арендовав у другой организации производственные площади и технологическое оборудование по производству подакцизной продукции, заключила договор о возмездном оказании услуг персоналом арендодателя по обслуживанию данного оборудования. Кто в данном случае является плательщиком акцизов по готовой продукции - арендатор или арендодатель? ("Налоговый вестник", 2000, N 2) >
Статья: Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах ("Налоговый вестник", 2000, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.