![]() |
| ![]() |
|
Статья: Подоходное налогообложение в 2000 году будет снижено ("Налоговый вестник", 2000, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2000
ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В 2000 ГОДУ БУДЕТ СНИЖЕНО
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" был дополнен и изменен двадцатью федеральными законами. Последний внесший изменения Закон, принятый 25.11.1999 N 207-ФЗ, опубликован в "Российской газете" 02.12.1999 (N 239) и вступил в действие с 1 января 2000 г. Новый Закон направлен на снижение налогового бремени с физических лиц. Расширен круг видов доходов, которые не будут включаться в совокупный годовой доход: суммы материальной помощи пострадавшим от террористических актов на территории России (независимо от размеров и источников выплаты); суммы единовременной денежной помощи, выплачиваемой в 2000 г. инвалидам ВОВ, родителям и супругам погибших при выполнении обязанностей военной службы и инвалидам детства в связи с ВОВ; суммы международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в науке, технике, литературе, образовании, культуре и искусстве по перечню, утвержденному Правительством РФ. Кроме того, для определения размеров вычетов из совокупного годового дохода увеличен критерий - сумма годового дохода: при годовом доходе до 15 тыс. руб. в год будут ежемесячно производиться вычеты на самого налогоплательщика, каждого ребенка и иждивенца в сумме, равной двум размерам ММОТ (ранее до 10 тыс. руб. в год);
при годовом доходе от 15 до 50 тыс. руб. в год - в размере одного ММОТ (ранее до 30 тыс. руб. в год); при годовом доходе свыше 50 тыс. руб. в год вычеты не будут производиться (ранее свыше 30 тыс. руб. в год). В настоящее время минимальная месячная оплата труда определена в сумме 83 руб. 49 коп. (Федеральный закон от 09.01.1997 N 6-ФЗ). Вдовы, вдовцы, одинокие матери при получении доходов в указанных выше размерах имеют право на соответствующие вычеты на детей и иждивенцев в удвоенном размере. При годовом доходе в сумме до 15 тыс. руб. у них вычет в месяц на каждого ребенка составит сумму, равную 4 ММОТ, а при доходе от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 2 ММОТ. Эта норма будет применяться в следующем порядке.
Пример. Физическое лицо, имеющее двух детей, в январе - мае 2000 г. получило доход в сумме 10 тыс. руб. (по 2 тыс. руб. в месяц), включая суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы в районе Крайнего Севера и материальных выгод. Учитывая, что указанная сумма не превышает 15 тыс. руб., ему ежемесячно будут производиться вычеты для целей исчисления подоходного налога в размере: на него самого - по 2 размера ММОТ и на 2-х детей - 4 размера ММОТ. Всего: 6 размеров ММОТ в месяц или по 500 руб. 94 коп. (83 руб. 49 коп. х 6), а за пять месяцев его доход будет уменьшен на 2504 руб. 70 коп. В июне 2000 г. физическое лицо получило доход в сумме 6 тыс. руб., в июле - октябре - 8 тыс. руб. Таким образом, за январь - октябрь общая сумма дохода составила 24 тыс. руб. В ноябре физическое лицо получило 27 тыс. руб. дохода, а общая сумма дохода за январь - ноябрь составила 51 тыс. руб. Учитывая, что в июне общая сумма дохода за январь - июнь составила 16 тыс. руб., или более 15 тыс. руб. в год, физическому лицу с июня будут предоставляться вычеты по 1 размеру ММОТ на него и на 2-х детей, то есть по 250 руб. 47 коп. в месяц и до октября включительно, то есть всего за июнь - октябрь вычеты составят 1252 руб. 35 коп. За ноябрь и декабрь этому лицу вычеты предоставляться не будут. За эти месяцы физическое лицо получило доход в сумме 4 тыс. руб. Итак, физическое лицо за 2000 г. получило доход 55 тыс. руб., и ему будут предоставлены вычеты на него и на двоих детей в сумме 3757 руб. 05 коп. (2504,70 + 1252,35). Для предоставления указанных вычетов совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, определяется с учетом суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы, выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями; суммы материальной выгоды по процентам по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, по страховым выплатам, а также других доходов. Доходы, которые в целях налогообложения не включаются в совокупный облагаемый доход, и документально подтвержденные расходы, произведенные гражданами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации), непосредственно связанные с извлечением дохода от выполнения работ (услуг) по договорам гражданско - правового характера, не включаются в совокупный доход для предоставления названных вычетов. И наоборот, вычеты и льготы по суммам, направленным на благотворительность, добровольное противопожарное страхование, строительство и приобретение жилья, добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в депутаты (в размере, соответствующем 10-, 15-, 5- и 7-кратной ММОТ), а также льготы, утвержденные законодательством субъектов Российской Федерации, при определении суммы дохода для предоставления указанных вычетов учитываться не будут. По закону совокупный годовой доход для целей налогообложения уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории России, по их письменным заявлениям, представленным в бухгалтерию по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, в пределах 5000-кратного размера ММОТ, установленного законом, за три года подряд начиная с того года, в котором приобретены жилой дом или квартира либо начато строительство, а также на суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных в кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физического лица за указанный период. Если прокомментировать эту норму, то следует отметить. 1. Право на указанное уменьшение налоговой базы возникает с момента направления денежных средств на строительство либо приобретение указанных объектов и не связано с регистрацией права собственности на них. Это право сохраняется до его реализации. 2. Льгота может быть предоставлена только застройщику либо покупателю и только по его заявлению. Заявление физического лица о предоставлении льготы и в связи с этим о возврате ранее уплаченных сумм налога может быть удовлетворено лишь в случае, если с момента уплаты не истекло 3 года. 3. Сумма, уменьшающая налоговую базу по расходам на строительство и приобретение указанных объектов, не может превышать 5000-кратной ММОТ за 3 года подряд начиная с года, в котором начато строительство либо приобретены объекты, и в то же время не может превышать совокупного дохода физического лица за эти 3 года. 4. Суммы погашения банковского кредита и процентов по ним не входят в указанную 5000-кратную ММОТ. Однако общая сумма расходов на строительство либо приобретение объекта и затрат на погашение банковского кредита и процентов по нему не может превышать сумму совокупного дохода за указанные 3 года. И, наконец, самое главное - с 1 января 2000 г. изменена шкала ставок налога. Так, в 1999 г. действовала следующая шкала ставок подоходного налога:
————————————————T———————————————T————————————————————————————————¬ |Размер совокуп—| Ставка налога | Ставка налога в бюджеты | |ного облагаемо—| в федеральный | субъектов Российской Федерации | |го дохода, по— | бюджет | | |лученного в ка—| | | |лендарном году | | | +———————————————+———————————————+————————————————————————————————+ |До 30 000 руб. | 3% |9% | |От 30 001 до | 3% |2 700 руб. + 12% с суммы, превы—| |60 000 руб. | |шающей 30 000 руб. | |От 60 001 до | 3% |6300 руб. + 17% с суммы, превы— | |90 000 руб. | |шающей 60 000 руб. | |От 90 001 до | 3% |11 400 руб. +22% с суммы, превы—| |150 000 руб. | |шающей 90 000 руб. | |От 150 001 до | 3% |24 600 руб. +32% с суммы, превы—| |300 000 руб. | |шающей 150 000 руб. | |От 300 001 руб.| 3% |72 600 руб. + 42% с суммы, пре— | |и выше | |вышающей 300 000 руб. | L———————————————+———————————————+————————————————————————————————— Новый Закон установил новую шкалу ставок.
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Сумма совокупного годового | Ставка налога | | облагаемого дохода | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |До 50 000 руб. |12% | |От 50 001 руб. до 150 000 руб. |6000 руб. + 20% с суммы дохода,| | |превышающей 50 000 руб. | |От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30% с суммы до— | | |хода, превышающей 150 000 руб. | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Эта шкала затронет интересы 80 млн человек. На нескольких примерах можно рассчитать выигрыш каждого из нас.
——————————————T————————————————T———————————————T—————————————————¬ | Сумма | Сумма налога по|Процент изъятия| Уменьшение | | совокупного | шкале ставок |налога по годам| налога в 2000 г.| | годового | (руб.) | | по сравнению с | | облагаемого | | | 1999 г. | | налогом +———————T————————+———————T———————+———————T—————————+ | дохода |1999 г.| 2000 г.|1999 г.|2000 г.| в | в % к | | (руб.) | | | | | сумме |налогу за| | | | | | |(руб.) | 1999 г. | +—————————————+———————+————————+———————+———————+———————+—————————+ |1) 49 999 | 6 598| 5 999| 13,2 | 12,0 | —599| —9,0 | |2) 149 999 | 29 098| 25 999| 19,4 | 13,7 | —3 099| —10,0 | |3) 299 999 | 81 598| 70 999| 27,2 | 23,7 |—10 599| —12,0 | |4) 400 000 |126 600| 101 000| 31,7 | 25,3 |—25 600| —20,0 | L—————————————+———————+————————+———————+———————+———————+—————————— Можно сделать следующие выводы: 1. Чем больше сумма дохода, тем меньше налоговая нагрузка и больше выгода налогоплательщика. 2. Появляется побудительный мотив к получению все большего дохода, а это - увеличение сумм подоходного налога, поступающего в бюджет. 3. Уменьшается зона риска, а это влечет к более полному предъявлению к налогообложению действительных сумм, полученных доходов. 4. По сравнению с 1999 г. с 2000 г. в два раза уменьшается физическая нагрузка на должностных лиц, занимающихся исчислением подоходного налога, так как они не будут делать расчеты налога по ставке 3% в федеральный бюджет. Однако следует иметь в виду, что новая шкала ставок будет применяться по доходам, полученным в 2000 г., а это значит, что по доходам, полученным в 1999 г., при перерасчетах, произведенных в 2000 г., будут применяться ставки, действовавшие в 1999 г. Например, при подаче декларации о доходах и уплаченных суммах налога за 1999 г. в срок не позднее 30 апреля 2000 г. перерасчет налога должен производиться по ставкам, действовавшим в 1999 г. с применением ставки в размере 3% в федеральный бюджет. Необходимо также экспертно спрогнозировать последствия вносимых последним Федеральным законом изменений и дополнений для консолидированного бюджета "2000". Прежде всего давайте взглянем на динамику размеров поступлений в бюджет подоходного налога за 1995 - 1999 гг.
————————T—————————————————T———————T——————————————————————————————¬ | Год | Поступления | Темп | Удельный вес подоходного | | | (млн руб.) | роста | налога в общих налоговых | | | | (%) | поступлениях в бюджет | +———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————+ | 1995 | 36 712,2 | 209,1 | 10,3 | +———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————+ | 1996 | 56 717,8 | 154,5 | 11,9 | +———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————+ | 1997 | 73 971,6 | 130,4 | 12,6 | +———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————+ | 1998 | 71 700,5 | 97,0 | 13,8 | +———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————+ | 1999 | 95 646,1 | 159,9 | 13,0 | |(11 ме—| | | | |сяцев) | | | | L———————+—————————————————+———————+——————————————————————————————— Как видно из приведенных данных, рост поступлений в бюджет подоходного налога имеет устойчивую тенденцию, хотя темпы его постепенно снижаются. Ежегодно растет удельный вес сумм подоходного налога в общей сумме доходов в бюджете. Эта тенденция сохранялась и в те годы, когда снижались ставки налога, повышались суммы доходов, с которых налог взимался по минимальным ставкам, и повышались эти суммы по максимальной ставке налога. Кроме того, задолженность по заработной плате хотя и снижала размеры налога, поступавшего в бюджет, тем не менее на упомянутые тенденции не влияла. Автор полагает, что в 2000 г. сумма поступлений подоходного налога в бюджет не только не снизится, но и возрастет по сравнению с 1999 г. Безусловно, в будущем еще неоднократно будут внесены различные поправки в упомянутый Закон, даже может быть, что в ближайшем будущем будет принят закон о подоходном налоге в новой редакции.
Подписано в печать М.П.Сокол 25.01.2000 Государственный советник
налоговой службы II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |