Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития ("Финансовая газета", 2000, N 4)



"Финансовая газета", N 4, 2000

РОССИЙСКИЙ АУДИТ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

25 января 2000 г. открывается седьмая ежегодная специализированная выставка "Бухгалтерский учет и аудит-2000". Эта выставка заслуженно зарекомендовала себя среди профессионалов как авторитетный помощник в выборе современных программных продуктов, новых прогрессивных методов ведения бухгалтерского учета и аудита, книг и рекомендаций в этих областях. Все это способствует поступательному развитию профессии, приближению российского бухгалтерского учета и аудита к международному уровню. На это же нацелено и решение ряда ключевых вопросов, стоящих перед российским аудитом в 2000 г.

Количественные показатели развития российского аудита уже достаточно высоки и требуют решения задачи повышения эффективности и качества профессии. В 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России с N 64 по N 75 всего 3900 аудиторов с выдачей им квалификационных аттестатов аудитора, из них 3717 - в области общего аудита. За этот же период 3557 аудиторам продлены квалификационные аттестаты, в том числе 3241 - в области общего аудита. За 1999 г. рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России всего 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в том числе 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно), из них в области общего аудита - 4115. При этом количество действующих аудиторов и аудиторских фирм на 14 января 2000 г. (с учетом ранее выданных лицензий) составило в области общего аудита 4475, по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов - 339, по аудиту страховщиков - 195.

Наибольшее значение в развитии российского аудита имеет прохождение и принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Законопроект, разработанный Минфином России с участием заинтересованных государственных органов и профессиональных объединений, был официально внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в июне прошлого года. Законопроект прошел рассмотрение на Совете Государственной Думы и был подвергнут определенной доработке в целях вынесения его на рассмотрение на пленарном заседании Государственной Думы. В законопроекте наряду с тем что определены полномочия органа государственного регулирования аудиторской деятельности, также предусмотрено участие и профессиональных объединений в процессе регулирования аудиторской деятельности. При этом был использован многолетний опыт стран с признанно традиционно сильным аудитом, предусматривающим наличие крупных, авторитетных профессиональных объединений, - Великобритании, Франции, Швеции. Был учтен и тот факт, что в этих странах также присутствует (в разном объеме) и государственное участие в регулировании аудита. Мы надеемся на то, что Государственная Дума нового созыва не будет откладывать рассмотрение и принятие законопроекта "Об аудиторской деятельности". Его скорейшее принятие позволит российскому аудиту приблизиться к международному уровню, даст новый толчок его развитию. Но для решения этого вопроса, как, впрочем, и многих других, необходимо объединение всех разумных сил профессии.

Не менее остро стоит проблема повышения качества аудиторских услуг. Эта проблема беспокоит всех: и государственные органы регулирования аудиторской деятельности, и профессиональные объединения, и уважающие себя аудиторские организации, и, конечно же, потребителей аудиторских услуг. С целью получения более полной объективной информации о деятельности аудиторских организаций и аудиторов, усиления контроля за качеством их работы, повышения ее эффективности и отдачи для государства была вызвана разработка и утверждение Приказом Минфина России от 27.10.1999 N 69н Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. Приказ прошел экспертизу и согласование в Минюсте России, о чем сообщено в Минфин России Письмом от 23.11.1999 N 9761-ЭР. Исполнение Приказа Минфина России обязательно для организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность на территории Российской Федерации. При подготовке данного Приказа учитывался опыт, полученный во время проведения проверок аудиторских организаций, рекомендуемых для участия в конкурсных торгах на получение контрактов на проведение аудиторских проверок, финансируемых Международным банком реконструкции и развития (МБРР), а также опыт работы зарубежных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью аудиторских организаций.

В настоящее время необходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать в рамках действующего законодательства систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений.

Кроме того, считаем, что этот Приказ будет являться дополнительным стимулирующим фактором, повышающим ответственность аудиторов и руководителей аудиторских организаций за соблюдением ими существующих лицензионных требований и условий, касающихся, в частности, полноты и своевременности представления в лицензирующий орган сведений о произошедших изменениях регистрационных данных. О необходимости проведения в связи с этим соответствующих мероприятий свидетельствует опыт работы Департамента государственного финансового контроля и аудита, поскольку отдельные аудиторские организации и аудиторы, попавшие в поле зрения Департамента в связи с жалобами и обращениями граждан, экономических субъектов и государственных органов, иногда пытаются уклониться от уведомления лицензирующего органа о происходящих изменениях.

В то же время с учетом продолжающейся автоматизации процесса обработки информации полученные сведения позволят уточнять и систематизировать данные о деятельности профессиональных объединений аудиторов в субъектах Российской Федерации и соответствующим образом использовать их при организации и проведении предупредительного контроля.

Вопросом, который также напрямую связан с качеством аудиторских услуг, является подготовка аудиторов. Необходимо отметить, что на декабрьском заседании ЦАЛАК Минфина России (п.5 Протокола N 75 от 30 декабря 1999 г.) одобрены итоги эксперимента, проведенного в 1999 г. в УМЦ Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Санкт - Петербургского государственного университета по порядку проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

По итогам указанного эксперимента и в целях отделения процесса предэкзаменационной подготовки претендентов от процесса проведения квалификационных экзаменов, а также с учетом международного опыта организации аудиторской деятельности п.9 Порядка проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного Решением ЦАЛАК Минфина России от 25 марта 1999 г. (Протокол N 66) и введенного в действие с 1 июня 1999 г., признано целесообразным по основным позициям сформулировать в следующей редакции:

"9. Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя - представителя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации или Консультативного совета при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, либо Центральной комиссии (как специалистов соответствующего профиля) и членов комиссии - специалистов в области вопросов каждого раздела Программы проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденной Центральной комиссией по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (далее именуется Программа).

Обоснованием понятия "специалист" являются:

а) наличие ученой степени кандидата (доктора) наук или ученого звания доцента (профессора) по специальности, входящей в Программу;

б) при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие опыта работы либо опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по соответствующему разделу или ряду разделов Программы.

Членами комиссии по разделу "Аудит" Программы (по каждому учебно - методическому центру) в течение одного календарного года не менее чем в одной из каждых пяти групп претендентов должны утверждаться опытные практикующие аудиторы, рекомендованные ведущими профессиональными (общественными) аудиторскими объединениями.

В отдельных случаях председателем экзаменационной комиссии может быть утвержден руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации, управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, либо контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится экзамен. В случае проведения экзамена вне места расположения учебно - методического центра руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации либо руководитель управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации председателем экзаменационной комиссии не утверждается.

Представителями учебно - методического центра, в котором проводится экзамен, а также участниками предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен, могут быть не более двух членов комиссии (включая председателя комиссии)."

Данные изменения и дополнения к Порядку вводятся в действие с 3 апреля 2000 г.

Одновременно в период до 3 апреля 2000 г. дано поручение доработать базовый список потенциальных членов экзаменационных комиссий, представленный в первой редакции на данное заседание ЦАЛАК Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России, и дополнительно проработать вопрос о возможности включения в Порядок положения о предоставлении председателю экзаменационной комиссии права корректировки экзаменационной оценки по конкретному вопросу билета (ответа претендента). Профессиональным (общественным) аудиторским объединениям было предложено определить принципы рекомендации практикующих аудиторов и представить списки кандидатов в экзаменационные комиссии в разрезе территориальных образований Российской Федерации.

В адрес Департамента государственного финансового контроля и аудита поступает значительное количество корреспонденции от аудиторских организаций и аудиторов в связи с невыполнением организациями, подлежащими обязательной ежегодной аудиторской проверке, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1355 "Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". Это не только влияет на аудиторский рынок, но и существенно повышает возможность возникновения негативных тенденций в экономике страны в целом. С учетом этих обстоятельств и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России в субъектах Российской Федерации в настоящее время проводит работу с администрациями субъектов Российской Федерации, территориальными органами МНС России и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по подготовке предложений по взаимодействию с указанными органами в вопросах контроля за соблюдением организациями, находящимися в субъектах Российской Федерации, требований Постановления N 1355. Данные предложения будут проанализированы и обобщены в Департаменте государственного финансового контроля и аудита в целях подготовки доклада Правительству Российской Федерации по данному вопросу. Надеемся, что это позволит найти разумное решение, одновременно обеспечивающее должный уровень контроля за проведением организациями обязательного аудита.

Задачей, тесно связанной с принятием и реализацией проекта федерального закона "Об аудиторской деятельности", является развитие профессионального аудиторского движения в России. Это позволит сплотить все здоровые силы и профессиональный опыт, наглядно продемонстрировать как в России, так и за рубежом реальную заинтересованность самих аудиторов в дальнейшем поступательном развитии профессии. Мы со своей стороны, безусловно, поддерживая этот процесс, призываем активно участвовать в нем.

А.Крикунов

Руководитель Департамента

государственного финансового

контроля и аудита,

первый заместитель

председателя ЦАЛАК

Минфина России

Подписано в печать

21.01.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Согласно Закону РФ N 150-ФЗ с введением налога с продаж в субъектах РФ не взимаются налоги по пп."г" п.1 ст.20, пп."г", "е", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" п.1 ст.21 Закона. Законом г. Москвы "О налоге с продаж" отменены лишь сбор на нужды образовательных учреждений и налог на перепродажу автотранспортных средств. Правомерно ли это? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 3) >
Статья: Важный год в развитии бухгалтерского учета ("Финансовая газета", 2000, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.