|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития ("Финансовая газета", 2000, N 4)
"Финансовая газета", N 4, 2000
РОССИЙСКИЙ АУДИТ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
25 января 2000 г. открывается седьмая ежегодная специализированная выставка "Бухгалтерский учет и аудит-2000". Эта выставка заслуженно зарекомендовала себя среди профессионалов как авторитетный помощник в выборе современных программных продуктов, новых прогрессивных методов ведения бухгалтерского учета и аудита, книг и рекомендаций в этих областях. Все это способствует поступательному развитию профессии, приближению российского бухгалтерского учета и аудита к международному уровню. На это же нацелено и решение ряда ключевых вопросов, стоящих перед российским аудитом в 2000 г. Количественные показатели развития российского аудита уже достаточно высоки и требуют решения задачи повышения эффективности и качества профессии. В 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России с N 64 по N 75 всего 3900 аудиторов с выдачей им квалификационных аттестатов аудитора, из них 3717 - в области общего аудита. За этот же период 3557 аудиторам продлены квалификационные аттестаты, в том числе 3241 - в области общего аудита. За 1999 г. рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России всего 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в том числе 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно), из них в области общего аудита - 4115. При этом количество действующих аудиторов и аудиторских фирм на 14 января 2000 г. (с учетом ранее выданных лицензий) составило в области общего аудита 4475, по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов - 339, по аудиту страховщиков - 195. Наибольшее значение в развитии российского аудита имеет прохождение и принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Законопроект, разработанный Минфином России с участием заинтересованных государственных органов и профессиональных объединений, был официально внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в июне прошлого года. Законопроект прошел рассмотрение на Совете Государственной Думы и был подвергнут определенной доработке в целях вынесения его на рассмотрение на пленарном заседании Государственной Думы. В законопроекте наряду с тем что определены полномочия органа государственного регулирования аудиторской деятельности, также предусмотрено участие и профессиональных объединений в процессе регулирования аудиторской деятельности. При этом был использован многолетний опыт стран с признанно традиционно сильным аудитом, предусматривающим наличие крупных, авторитетных профессиональных объединений, - Великобритании, Франции, Швеции. Был учтен и тот факт, что в этих странах также присутствует (в разном объеме) и государственное участие в регулировании аудита. Мы надеемся на то, что Государственная Дума нового созыва не будет откладывать рассмотрение и принятие законопроекта "Об аудиторской деятельности". Его скорейшее принятие позволит российскому аудиту приблизиться к международному уровню, даст новый толчок его развитию. Но для решения этого вопроса, как, впрочем, и многих других, необходимо объединение всех разумных сил профессии. Не менее остро стоит проблема повышения качества аудиторских услуг. Эта проблема беспокоит всех: и государственные органы регулирования аудиторской деятельности, и профессиональные объединения, и уважающие себя аудиторские организации, и, конечно же, потребителей аудиторских услуг. С целью получения более полной объективной информации о деятельности аудиторских организаций и аудиторов, усиления контроля за качеством их работы, повышения ее эффективности и отдачи для государства была вызвана разработка и утверждение Приказом Минфина России от 27.10.1999 N 69н Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. Приказ прошел экспертизу и согласование в Минюсте России, о чем сообщено в Минфин России Письмом от 23.11.1999 N 9761-ЭР. Исполнение Приказа Минфина России обязательно для организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность на территории Российской Федерации. При подготовке данного Приказа учитывался опыт, полученный во время проведения проверок аудиторских организаций, рекомендуемых для участия в конкурсных торгах на получение контрактов на проведение аудиторских проверок, финансируемых Международным банком реконструкции и развития (МБРР), а также опыт работы зарубежных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью аудиторских организаций. В настоящее время необходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать в рамках действующего законодательства систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений. Кроме того, считаем, что этот Приказ будет являться дополнительным стимулирующим фактором, повышающим ответственность аудиторов и руководителей аудиторских организаций за соблюдением ими существующих лицензионных требований и условий, касающихся, в частности, полноты и своевременности представления в лицензирующий орган сведений о произошедших изменениях регистрационных данных. О необходимости проведения в связи с этим соответствующих мероприятий свидетельствует опыт работы Департамента государственного финансового контроля и аудита, поскольку отдельные аудиторские организации и аудиторы, попавшие в поле зрения Департамента в связи с жалобами и обращениями граждан, экономических субъектов и государственных органов, иногда пытаются уклониться от уведомления лицензирующего органа о происходящих изменениях. В то же время с учетом продолжающейся автоматизации процесса обработки информации полученные сведения позволят уточнять и систематизировать данные о деятельности профессиональных объединений аудиторов в субъектах Российской Федерации и соответствующим образом использовать их при организации и проведении предупредительного контроля.
Вопросом, который также напрямую связан с качеством аудиторских услуг, является подготовка аудиторов. Необходимо отметить, что на декабрьском заседании ЦАЛАК Минфина России (п.5 Протокола N 75 от 30 декабря 1999 г.) одобрены итоги эксперимента, проведенного в 1999 г. в УМЦ Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Санкт - Петербургского государственного университета по порядку проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. По итогам указанного эксперимента и в целях отделения процесса предэкзаменационной подготовки претендентов от процесса проведения квалификационных экзаменов, а также с учетом международного опыта организации аудиторской деятельности п.9 Порядка проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного Решением ЦАЛАК Минфина России от 25 марта 1999 г. (Протокол N 66) и введенного в действие с 1 июня 1999 г., признано целесообразным по основным позициям сформулировать в следующей редакции: "9. Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя - представителя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации или Консультативного совета при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, либо Центральной комиссии (как специалистов соответствующего профиля) и членов комиссии - специалистов в области вопросов каждого раздела Программы проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденной Центральной комиссией по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (далее именуется Программа). Обоснованием понятия "специалист" являются: а) наличие ученой степени кандидата (доктора) наук или ученого звания доцента (профессора) по специальности, входящей в Программу; б) при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие опыта работы либо опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по соответствующему разделу или ряду разделов Программы. Членами комиссии по разделу "Аудит" Программы (по каждому учебно - методическому центру) в течение одного календарного года не менее чем в одной из каждых пяти групп претендентов должны утверждаться опытные практикующие аудиторы, рекомендованные ведущими профессиональными (общественными) аудиторскими объединениями. В отдельных случаях председателем экзаменационной комиссии может быть утвержден руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации, управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, либо контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится экзамен. В случае проведения экзамена вне места расположения учебно - методического центра руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации либо руководитель управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации председателем экзаменационной комиссии не утверждается. Представителями учебно - методического центра, в котором проводится экзамен, а также участниками предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен, могут быть не более двух членов комиссии (включая председателя комиссии)." Данные изменения и дополнения к Порядку вводятся в действие с 3 апреля 2000 г. Одновременно в период до 3 апреля 2000 г. дано поручение доработать базовый список потенциальных членов экзаменационных комиссий, представленный в первой редакции на данное заседание ЦАЛАК Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России, и дополнительно проработать вопрос о возможности включения в Порядок положения о предоставлении председателю экзаменационной комиссии права корректировки экзаменационной оценки по конкретному вопросу билета (ответа претендента). Профессиональным (общественным) аудиторским объединениям было предложено определить принципы рекомендации практикующих аудиторов и представить списки кандидатов в экзаменационные комиссии в разрезе территориальных образований Российской Федерации. В адрес Департамента государственного финансового контроля и аудита поступает значительное количество корреспонденции от аудиторских организаций и аудиторов в связи с невыполнением организациями, подлежащими обязательной ежегодной аудиторской проверке, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1355 "Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". Это не только влияет на аудиторский рынок, но и существенно повышает возможность возникновения негативных тенденций в экономике страны в целом. С учетом этих обстоятельств и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России в субъектах Российской Федерации в настоящее время проводит работу с администрациями субъектов Российской Федерации, территориальными органами МНС России и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по подготовке предложений по взаимодействию с указанными органами в вопросах контроля за соблюдением организациями, находящимися в субъектах Российской Федерации, требований Постановления N 1355. Данные предложения будут проанализированы и обобщены в Департаменте государственного финансового контроля и аудита в целях подготовки доклада Правительству Российской Федерации по данному вопросу. Надеемся, что это позволит найти разумное решение, одновременно обеспечивающее должный уровень контроля за проведением организациями обязательного аудита. Задачей, тесно связанной с принятием и реализацией проекта федерального закона "Об аудиторской деятельности", является развитие профессионального аудиторского движения в России. Это позволит сплотить все здоровые силы и профессиональный опыт, наглядно продемонстрировать как в России, так и за рубежом реальную заинтересованность самих аудиторов в дальнейшем поступательном развитии профессии. Мы со своей стороны, безусловно, поддерживая этот процесс, призываем активно участвовать в нем.
А.Крикунов Руководитель Департамента государственного финансового контроля и аудита, первый заместитель председателя ЦАЛАК Минфина России Подписано в печать 21.01.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |