Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Кто может сегодня руководить бухгалтерским учетом в стране ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3)



"Бухгалтерский учет", N 3, 2000

КТО МОЖЕТ СЕГОДНЯ РУКОВОДИТЬ

БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ В СТРАНЕ

В СССР для централизованного управления государственной и кооперативной собственностью были созданы Госплан и плановые комиссии на местах, а также министерства, ведомства, исполнительные органы, которые непосредственно руководили предприятиями и организациями и обеспечивали органы управления необходимой информацией о работе предприятий и организаций. Бухгалтерскому учету отводилась роль единой информационной базы данных как для планирования, так и контроля за использованием ресурсов в производстве и сохранностью государственной и кооперативной собственности. В этих условиях главный бухгалтер был государственным контролером, его независимость от руководителя организации подчеркивалась, прежде всего, тем, что его на должность назначал вышестоящий орган.

Централизованное государственное руководство бухгалтерским учетом осуществлялось по вертикали. Министерство финансов СССР - общее методологическое руководство учетом в стране; министерства финансов союзных республик - методологическое руководство учетом в организациях, подчиненных союзным республикам; министерства и ведомства СССР и союзных республик - непосредственное руководство бухгалтерским учетом в подведомственных организациях.

Главным звеном в этой системе управления бухгалтерским учетом были министерства и ведомства. На них возлагалась разработка отраслевых инструкций по ведению бухгалтерского учета. Отраслевой министр имел равные права с министром финансов в принятии решений по бухгалтерскому учету, хотя при разработке отраслевых инструкций министерства должны были согласовывать отступления от типовых инструкций, издаваемых Министерством финансов СССР. И если Минфин обнаруживал несоответствие отраслевого нормативного документа типовому, он имел право обратиться в Правительство с предложением отменить такой документ отраслевого министерства.

Таким образом, предприятия и организации руководствовались, в том числе и по вопросам бухгалтерского учета, указаниями своего отраслевого министерства. Последнее не только руководило бухгалтерским учетом на подведомственных предприятиях и организациях, но и осуществляло контроль за его состоянием и несло ответственность наравне с руководителями предприятий и организаций за его достоверность и эффективность в деле контроля за сохранностью государственной собственности.

Теперь же Закон о бухгалтерском учете превратил главного бухгалтера в обыкновенного технического работника организации, которого назначает и освобождает от должности ее руководитель. Ответственность за постановку бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственных операций несет руководитель организации, а главный бухгалтер лишь обеспечивает их соответствие законодательству Российской Федерации и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

А перед кем несут ответственность руководители организаций? Очевидно, перед учредителями, но не перед государством. А если это так, то следовало бы главного бухгалтера назначать и освобождать от должности решением собрания акционеров, чтобы придать ему статус независимого контролера в хозяйствующем субъекте, поднять его роль и ответственность.

А что же осталось от органов управления бухгалтерским учетом? В опубликованном проекте нового Закона о бухгалтерском учете <1> мало внимания уделено перестройке системы управления бухгалтерским учетом.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. "Бухгалтерский учет", 1999, N 9 (приложение, выпуск 2).

По нашему мнению, п.1 ст.1 проекта нужно дополнить первым абзацем об обязательном ведении бухгалтерского учета следующего содержания:

"В целях создания необходимой информации для внутреннего управления хозяйственной деятельностью, делового общения с внешними партнерами по бизнесу и обеспечения исходных данных для составления налоговых расчетов все организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны вести бухгалтерский учет. При отсутствии бухгалтерского учета деятельность считать несостоявшейся".

Вот это и будет ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер должен нести ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета, за соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.

В Законе необходимо определить орган, на который возлагались бы функции руководства (управления) бухгалтерским учетом. Между таким органом и организациями должна быть установлена обратная связь. Несомненно, что между Министерством финансов РФ и организациями такая связь невозможна. Поэтому на него может быть возложена лишь функция общего методологического руководства. Министерства и ведомства в отраслях материального производства как органы управления практически упразднены.

Исходя из мирового опыта таким органом мог бы стать Институт профессиональных бухгалтеров России, на который государство возложило бы функцию управления бухгалтерским учетом, наделив его соответствующими правами и ответственностью, чтобы его указания приравнивались к нормативным документам государственного регулирования и были обязательны для всех других органов управления. Ведь почему сегодня Министерство РФ по налогам и сборам иногда в своих нормативных указаниях вынуждено освещать и вопросы бухгалтерского учета? Да потому, что Департамент бухгалтерского учета Министерства финансов РФ не в состоянии охватить все разнообразие хозяйственных операций в стране.

По нашему мнению, в Законе о бухгалтерском учете нужно установить два уровня нормативного регулирования бухгалтерским учетом.

Первый уровень - это орган государственного регулирования - Министерство финансов Российской Федерации. В его функции должны входить:

- подготовка проектов Закона о бухгалтерском учете, постановлений и распоряжений по вопросам, связанным с бухгалтерским учетом;

- подготовка и утверждение положений по учету отдельных объектов бухгалтерского учета (стандартов), в том числе План счетов и Инструкция по его применению, бухгалтерская отчетность и инструкция по ее заполнению; а также контроль за работой Института профессиональных бухгалтеров России.

Второй уровень нормативного регулирования - это Институт профессиональных бухгалтеров с его территориальными филиалами на местах. На него следовало бы возложить:

- подготовку и утверждение методических указаний и инструкций по отдельным объектам учета, а при необходимости и отдельным отраслям на основе утвержденных Минфином России положений по отдельным объектам учета (стандартам);

- подготовку ответов на запросы бухгалтеров организаций, разъяснений по применению методических указаний и инструкций по бухгалтерскому учету, а также комментария к Плану счетов бухгалтерского учета и отчетности, которые были бы обязательны для всех организаций и органов управления;

- создание при Институте профессиональных бухгалтеров России курсовой сети для подготовки и повышения квалификации бухгалтеров;

- проведение аттестаций профессиональных бухгалтеров и выдача им квалификационного аттестата;

- осуществление в конфликтных ситуациях проверки работы профессиональных бухгалтеров, а в необходимых случаях и лишение их квалификационного аттестата.

Таким образом, сегодня назрела острая необходимость создания на базе Института профессиональных бухгалтеров России методологического центра для непосредственного руководства бухгалтерским учетом взамен упраздненных министерств и ведомств.

Действующие же министерства и ведомства могут издавать документы по отраслевым особенностям бухгалтерского учета, но по согласованию с Институтом профессиональных бухгалтеров России.

Подписано в печать Н.В.Пантелеев

18.01.2000 Советник ЗАО "Интераудит"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка): порядок формирования и использования ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3) >
Статья: Учет инвестиций в дочерние компании: процедура составления сводной отчетности ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.