Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Фирма получила гуманитарную помощь и распределила ее между учреждениями реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Может ли она воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость при передаче гуманитарной помощи? Что считать средствами, переданными в благотворительных целях? ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3)



"Бухгалтерский учет", N 3, 2000

Вопрос: Фирма получила гуманитарную помощь и распределила ее между учреждениями реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Может ли она воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость при передаче гуманитарной помощи? Что считать средствами, переданными в благотворительных целях?

Ответ: Согласно пп."и" п.10 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не облагаются налогом средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями таких средств, а также денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.

Однако относительно возможности предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость при передаче благотворительных средств мнения налоговых органов и Минфина России расходятся.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам считает, что в случае если предприятие передает средства благотворительным организациям, которые осуществляют последующую их передачу непосредственно малоимущим и социально незащищенным категориям граждан, то такая передача у передающего предприятия НДС не облагается.

А Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что согласно пп."в" п.2 ст.3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) облагаются НДС независимо от целей передачи, в том числе и в благотворительных целях (Письмо Минфина России от 30.04.1999 N 04-02-05/2).

Следовательно, МНС России предусматривает применение льготы по НДС только в случае передачи товаров для малоимущих через организацию, имеющую статус благотворительной. Минфин России вообще возможность применения льготы при безвозмездной передаче товаров исключает независимо от целей передачи и организационно - правовой формы организации.

Вместе с тем МНС России подтверждает, что в состав передаваемых средств для целей применения льгот включаются как денежные, так и неденежные средства (в том числе товары). Минфин России же исключает из состава льготируемых средств неденежные средства.

В Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость" и нормативных документах МНС России и Минфина России понятие "средства, переданные в благотворительных целях" не раскрывается, в связи с чем необходимо руководствоваться законодательством по благотворительной деятельности (п.1 ст.1 НК РФ).

В настоящее время благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в соответствии с которым под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст.1). Статья 2 Закона предполагает классификацию передаваемых в целях благотворительности средств на денежные и другие материальные средства.

Данная норма Закона подтверждается также ст.582 ГК РФ, согласно которой пожертвованием признается дарение любой вещи или права в общеполезных целях, т.е. предметом пожертвования может быть всякое имущество, которым жертвователь вправе распоряжаться.

Таким образом, средствами, передаваемыми в благотворительных целях, могут быть денежные средства, иное имущество, предоставление услуг, оказание иной поддержки.

Согласно п.2 ст.4 разд.I Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации (ст.5).

Участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации имеют право выступать также иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (ст.5).

На основании вышеизложенного считаем необоснованным утверждение налоговых органов о возможности использования льготы по налогу на добавленную стоимость предприятием, передающим средства для малоимущих граждан, только в случае такой передачи через организацию, имеющую статус благотворительной.

Таким образом, ни налоговое, ни иное законодательство не ограничивают возможность применения льгот по НДС при оказании гуманитарной помощи социально незащищенной категории граждан ни организационно - правовой формой предприятий, осуществляющих (или через которые осуществляется) такую помощь, ни вещественной формой (денежной или неденежной) указанной помощи.

Следовательно, Письмо Минфина России от 30.04.1999 N 04-02-05/2 и Письмо Госналогслужбы России от 10.12.1997 расширительно толкуют действующее законодательство и, по нашему мнению, не подлежат применению в части, противоречащей законодательству.

Вместе с тем для получения льготы необходимо соблюдение следующих условий:

- благотворительные средства (независимо от формы) должны быть переданы на нужды малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями таких средств;

- указанные средства следует учитывать на отдельном счете и об их целевом использовании необходимо представить отчеты в налоговые органы.

Что касается ч.2 пп."и" п.10 разд.IV Инструкции N 39 относительно денежных средств, направляемых на целевое финансирование некоммерческих организаций, то необходимо отметить следующее. Согласно ст.2 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" средства, передаваемые на благотворительность, могут иметь денежную форму (денежные средства) и неденежную форму (товары, работы, услуги). Законом "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость только денежных средств, передаваемых некоммерческим организациям. Следовательно, при передаче некоммерческим организациям неденежных средств (в том числе товаров) по формальным признакам льгота применяться не должна.

Денежные средства, безвозмездно перечисляемые сторонней организации, независимо от организационно - правовой формы данной организации, никогда не являлись объектом обложения налогом на добавленную стоимость у стороны передающей. (НДС облагается безвозмездная передача товаров (работ, услуг). Что касается стороны получающей, то после принятия Изменений и дополнений N 3 от 22.08.1996 в Инструкцию N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в облагаемый оборот включаются любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Если получение денежных средств не связано с расчетами за товары (работы, услуги), то такие средства не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость у получателя, даже если этим получателем является коммерческая организация.

Таким образом, с 1996 г. формулировка льготы в части денежных средств, направляемых на целевое финансирование некоммерческих организаций (пп."и" п.10 Инструкции N 39), не несет в себе смысловой нагрузки.

Подписано в печать Специалисты аудиторской фирмы

18.01.2000 ЗАО "ЮНИФИН Лтд"

В.Ю.Лаптев

Кандидат экономических наук,

заместитель генерального директора

С.Е.Комаров

Заместитель генерального директора

Н.Д.Ульянов

Старший аудитор

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Облагаются ли НДС средства, полученные предприятием от взыскания неустоек (штрафов, пени) за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)? ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3) >
Вопрос: Правомерно ли отнесение налоговых карточек по учету доходов и подоходного налога (Приложение N 7 к Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35) к первичным учетным документам (регистрам бухгалтерского учета) и применение налоговых санкций, предусмотренных ст.120 Налогового кодекса РФ, к налоговому агенту за их отсутствие? ("Бухгалтерский учет", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.