Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговые и финансовые методы стимулирования процесса внутреннего накопления ("Финансы", 2000, N 1)



"Финансы", N 1, 2000

НАЛОГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ

СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА

ВНУТРЕННЕГО НАКОПЛЕНИЯ

В странах с развитой экономикой важнейшим и наиболее стабильным источником инвестиционных средств является амортизация. В настоящее время доля амортизационных отчислений составляет в общем объеме инвестиций в основной капитал в Японии - 50%, в Германии - 64%, в США - 70%. Нормативы и методы амортизации в этих странах увязаны в единую систему с налоговыми отчислениями от прибыли компаний, льготами по инвестиционному кредиту, затратами на инновационную деятельность.

В России амортизационные отчисления также имеют большое значение в финансировании производственных инвестиций предприятиями. Они составляли в 1990 г. 40% от общего объема валовых инвестиций. В настоящее время этот показатель даже возрос в связи со снижением внешних инвестиций и падением рентабельности промышленного сектора экономики. По итогам 1998 г. доля амортизации в объеме капитальных вложений составила 47,3%.

Формально, начисляемая на переоцененные основные фонды амортизация, по статистическим данным, составляет значительные суммы. Например, в 1997 г. амортизационные отчисления составили 425 млрд деноминированных рублей при объеме капитальных вложений 409 млрд руб. В 1998 г. при увеличении средней нормы амортизации на 92% (с 4% до 7,7%) сумма амортизационных отчислений составила 620 млрд руб. - почти в 1,5 раза выше общего объема инвестиций. Данные цифры позволяют сделать вывод о том, что далеко не все средства амортизационного фонда используются на инвестиционные цели. Так, по оценкам ряда экспертов, на воспроизводственные нужды используется только часть амортизационных отчислений: 35 - 40% (по отдельным отраслям 5 - 10%), а по многим предприятиям (убыточным и малорентабельным) амортизационные отчисления практически не использовались по целевому назначению. В связи с обесценением в результате инфляции оборотного капитала и загрузкой производственных мощностей в среднем по отраслям на 51,2% амортизационные отчисления используются предприятиями как источник пополнения оборотных средств для выполнения своих текущих обязательств.

Для решения проблемы целевого использования амортизационных отчислений рядом экономистов предлагается ввести особый режим движения амортизационных средств предприятий через систему инвестиционных счетов с ограничением использования накапливаемых на них средств исключительно целями капитального строительства и закупок оборудования.

Подобная практика существовала ранее и, по мнению ряда экономистов, должна предотвратить, с одной стороны, нецелевое использование средств амортизационного фонда, а с другой стороны, создать предпосылки для увеличения ресурсов инвестиционного кредитования со стороны коммерческих банков. Так, аккумулирование крупных средств на специальных амортизационных счетах не только увеличивает долгосрочные ресурсы, но будет служить определенной гарантией завершения кредитуемых проектов, своевременного возврата кредита.

Вместе с тем следует отметить, что такая мера ограничивает самостоятельность предприятия в распоряжении собственными ресурсами. В условиях инфляции и девальвации национальной валюты средства, накапливаемые на таких счетах, будут обесцениваться. И разовая переоценка основных фондов и амортизационных отчислений не увеличит количества средств на данном банковском счете. Открытым остается и вопрос о направлении коммерческими банками средств на данных счетах в инвестиционную сферу.

Представляется более целесообразным внести следующее предложение по изменению амортизационной политики: в связи с недогрузкой производственных мощностей предоставить предприятиям право вывода из хозяйственного оборота неработающих основных фондов путем постановки их на консервацию или в резерв с правом освобождения от обложения налогом на имущество и начисления амортизации. Подобная мера позволит снизить амортизационную нагрузку и налоговое бремя на предприятие, работающее не с полной загрузкой.

В соответствии с действующим в настоящее время российским законодательством метод ускоренной амортизации может быть использован в отношении ограниченного перечня активной части основных средств, при этом максимальная норма отчислений составляет двухкратный размер по сравнению с обычной. Ценность ускоренной амортизации для предприятия состоит в снижении обязательств по налогам на прибыль и на имущество и убыстрении процесса возврата ранее авансированного капитала (в том числе и заемного, что снижает стоимость его обслуживания).

В связи с использованием устаревших технологий и производством продукции с высокой себестоимостью предприятия зачастую вынуждены реализовать ее по фактической себестоимости или с наименьшей рентабельностью. При росте амортизационных отчислений товары теряют конкурентоспособность и предприятие не может компенсировать затраты по их производству.

С точки зрения нормы прибыли завышение амортизации губительно, с точки зрения снижения налогового бремени - эффективно до момента, пока прибыль является положительной, и полностью нейтрально при бухгалтерских убытках, поскольку сумма налога на прибыль равна нулю.

В ходе реформ, проходивших в условиях высокой инфляции, ускоренная амортизация как источник инвестиций практически утратила свое значение. Испытывая недостаток оборотных средств, предприятия не могут себе позволить увеличивать амортизационные отчисления, так как в противном случае теряют возможность рассчитаться по своим текущим обязательствам, включая выплату заработной платы работникам.

Следует также отметить, что мероприятия по переоценке основных фондов нанесли существенный урон отечественным производителям, особенно в первые годы, когда использовались только повышающие коэффициенты. Цель данной переоценки была в определении стоимости предприятия при приватизации. Однако в налоговом законодательстве существует оговорка, серьезно увеличившая тяжесть фискального бремени, особенно фондоемких отраслей.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" налогооблагаемая база рассчитывается исходя из остаточной стоимости с учетом переоценки. Те есть увеличив на бумаге стоимость, предприятие реально владеет основными средствами, значительная часть которых изношена и простаивает вследствие спада производства и медленного реструктурирования промышленности. При этом оно вынуждено изымать из оборота средства для уплаты налога на имущество.

Не менее важную роль в формировании внутренних источников инвестиций может сыграть и значительное понижение налогового бремени предприятий.

В настоящее время наблюдается снижение прибыли, связанное как с инфляцией и падением производства, так и с увеличением налогового изъятия. Так, в течение 1994 - 1998 гг. сокращение прибыли только из-за повышения цен на сырье и падения производства в 2,5 - 3 раза превысило ее номинальный рост вследствие инфляционных процессов. Относительно влияния налогов на сокращение прибыли точных данных нет. В 1996 г. прибыль по всем видам деятельности крупных и средних предприятий составила 126 млрд деноминированных руб., в 1997 г. - 113 млрд руб., в 1998 г. - 54,8 млрд руб. При этом число убыточных предприятий на 01.01.1999 составляло 50,4%. Это свидетельствует о непрекращающемся росте масштабов убытков и числа убыточных предприятий, является одной из главных причин сокращения капитальных вложений. Тем не менее перед государством стоит задача стимулирования рентабельных предприятий направлять прибыль на накопление, а не на потребление.

Методом стимулирования инвестиций за счет прибыли может служить вычет из налогооблагаемой прибыли затрат на приобретение нового оборудования, при этом объем вычета может быть увязан со сроками амортизации. В настоящее время в РФ существенно недоиспользуются производственные мощности. В то же время существует проблема несоответствия ассортимента и качества выпускаемой продукции требованиям спроса. Исходя из этих предпосылок существует потребность в стимулировании прежде всего активной части основных фондов. Инвестиционная налоговая скидка может применяться и в качестве инструмента региональной политики. Так, необходимо в законодательстве предусмотреть для предприятий, осуществляющих инвестиции в районы со сложными природно - климатическими условиями и низкими темпами экономического роста, двухкратное увеличение инвестиционной налоговой скидки.

Существующая в настоящее время льгота по капитальным вложениям носит более общий характер и предоставляется предприятиями отраслей сферы материального производства в размере средств, направленных на "финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, а также предприятиям всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату".

Как видно из текста документа, льгота предоставлена не только на портфельные инвестиции, но и на жилищное строительство. Безусловно, развитие отрасли жилищного строительства является важной задачей в развитии реального сектора экономики. Но следует также отметить, что оборачиваемость капитала в сфере жилищного строительства во много раз превышает аналогичный показатель в промышленном. Следовательно, подобная формулировка льготы предоставляет предприятию дополнительную выгоду при отвлечении собственных средств (в том числе амортизационные отчисления основных средств производственного назначения) от вложений в развитие собственной базы. В связи с этим более целесообразным будет предоставить льготу по жилищному строительству собственно строительным организациям.

До недавнего времени в Законе не было предусмотрено стимулирование строительства новых предприятий, которое является намного более капиталоемким, чем расширение действующего производства. При этом у нового предприятия нет накопленных ранее амортизационных отчислений. Между тем по ряду товаров (как, например, лекарственные препараты) в стране нет отечественных аналогов, что негативно влияет на экономическую безопасность страны. Налоговые каникулы в соответствии с Законом могли быть предоставлены только малым предприятиям. При предоставлении подобной льготы преследовалась цель не столько расширение производства, как создание новых рабочих мест и снятие социальной напряженности. Следует при этом отметить, что в мировой практике критерием малого предприятия является объем выручки, но не количество персонала. И наибольшим стимулом их создания будут не только налоговые каникулы, существующие сейчас, но и переход на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с Законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий" прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо - сбытовой и посреднической деятельности организаций), освобождается от налога на прибыль на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико - экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим необходимо четко определить процедуру и сроки согласования технико - экономического обоснования проектов с властями субъектов Федерации для избежания злоупотреблений в данном вопросе. Данное изменение налогового законодательства не снимает вопроса об определении стратегических приоритетов государства в инвестициях и перекладывание его на уровень субъектов Федерации может принести некоторый негативный эффект интересам страны в целом.

Правомерно рассматривать как стимул к инвестиционной деятельности и налоговые льготы, направленные на активизацию НИОКР. В российском законодательстве предусмотрен вычет в объеме не более 10% от налогооблагаемой прибыли при направлении предприятиями средств на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития. К сожалению, в настоящее время предприятия практически не используют данную льготу, во-первых, из-за отсутствия прибыли, при котором 10% скидка значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности проведения таких работ собственными силами. Вместе с тем проблемы большинства отраслей промышленности связаны именно с использованием устаревших технологий.

При этом фундаментальная наука испытывает острый недостаток бюджетного финансирования. Решение этих проблем может частично заключаться в предоставлении предприятиям права вычитать из налога на прибыль их расходы на финансирование фундаментальных научных исследований в конкретных научно - исследовательских институтах, высших учебных заведениях и т.п. При этом вычитать не только денежные средства, но и стоимость научной аппаратуры и оборудования при условии, что деятельность таких организаций не направлена на получение прибыли. Эта льгота будет способствовать созданию и поддержанию научно - исследовательских центров и созданию тесных связей между научными организациями и промышленными предприятиями.

Одновременно с этим необходимо кардинально пересмотреть объем льгот, предоставляемых предприятиям в области НИОКР. Для стимулирования предприятий внедрять новые технологии следует предусмотреть снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на полный объем НИОКР. При этом в случае невозможности покрытия расходов по НИОКР за счет прибыли одного года необходимо предусмотреть снижение налога на прибыль в последующие годы.

Таким образом, в настоящее время необходимо продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства в области поощрения внутреннего инвестирования. Требуется придание целевого характера имеющимся льготам. В частности, необходимо отменить льготу по капитальным вложениям в сферу жилищного строительства предприятий других отраслей. Необходимо предоставить льготу по налогу на прибыль в области капитальных вложений в активную часть оборудования.

Фактически недействующая льгота по проведению НИОКР также должна получить более практическое значение путем снижения налога на прибыль на всю стоимость таких работ.

Помимо изменения самого налогового законодательства дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата внутри предприятий связана с определением инвестиционных приоритетов государства, которыми должны стать отдельные отрасли экономики.

При решении данного вопроса совершенствование налогового механизма должно продолжаться с учетом особенностей производства приоритетных отраслей. При этом инвестиционные льготы должны рассматриваться не как узаконенные навсегда "потери" бюджета, а как меры по созданию эффективных предприятий, имеющих стабильную прибыль и являющихся стабильными налогоплательщиками.

Подписано в печать Н.Н.Волошина

17.01.2000 Финансовая академия

при Правительстве РФ

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...ТОО имеет строительную лицензию и выполняет монтаж систем автоматического водяного пожаротушения, противопожарного водопровода и вентиляции с установкой клапанов дымоудаления. Относятся ли данные работы к работам в области пожарной безопасности и правомерно ли применение льгот, предусмотренных пп."ю" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 5) >
Статья: Что понимать под доходом? ("Финансы", 2000, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.