|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 3)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, 2000
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Автомобильный транспорт в настоящее время является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Рассмотрим некоторые особенности деятельности предприятий этой отрасли. Прямого бюджетного финансирования автотранспорта нет. Вместе с тем существуют две сферы, в которых государственная поддержка признается необходимой: городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами и создание объектов фондоемкой автотранспортной инфраструктуры. Следовательно, некоторые автотранспортные предприятия получают дотации из бюджета на покрытие убытков, что влияет на конечные финансовые результаты деятельности таких предприятий. Кроме того, в сфере грузовых перевозок действует практика свободного ценообразования, тогда как тарифы на автомобильные перевозки пассажиров в городских и пригородных сообщениях устанавливаются и регулируются местными органами власти, что оказывает большое влияние на величину выручки от реализации услуг автотранспортных предприятий. Характерная особенность транспортного производства заключается в том, что оно в значительной степени рассредоточено, т.е. станции отправления и назначения расположены на больших расстояниях и даже на разных административных территориях, что отражается на организации работы автотранспортного предприятия, на пассажирообороте, производительности труда, себестоимости перевозок и других показателях, что в конечном счете влияет на выручку от реализации услуг, а следовательно, и на финансовые результаты деятельности предприятия. При организации пассажирских перевозок необходимы: систематическое изучение пассажиропотоков; разработка на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направлений существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах; оперативный контроль за регулярностью движения. Основным видом деятельности автотранспортных предприятий является оказание услуг по перевозкам пассажиров и грузов. Однако они могут осуществлять и другие виды деятельности, такие как:
транспортно - экспедиционное обслуживание; платный ремонт транспортных средств; изготовление комплектующих к транспортным средствам; торгово - закупочная деятельность и др. Хозяйственная деятельность автотранспортных предприятий складывается из множества одновременно или последовательно выполняемых операций. От этого зависят как выручка от реализации услуг, так и затраты на их оказание, что влияет на конечные финансовые показатели и определяет общие результаты деятельности, которые учитываются путем регистрации операций в определенном порядке на основании первичных документов. На транспортных предприятиях введена практика обязательной сдачи путевых листов, ведомостей на реализованные билеты по каждому маршрутному рейсу, товарно - транспортных накладных, других первичных документов и предусмотрены санкции за нарушение этого порядка. Необходимо отметить, что на конечные результаты работы автотранспортных предприятий большое влияние оказывают особенности включения расходов по эксплуатации автотранспортных средств в издержки производства и обращения, т.к. вследствие неправильного отнесения расходов по элементам затрат финансовые результаты деятельности предприятия искажаются. Согласно п.5 Положения о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты, влияющие на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам: а) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); б) затраты на оплату труда; в) отчисления на социальные нужды; г) амортизация основных фондов; д) прочие затраты. Из элементов затрат, приведенных в Положении о составе затрат, для автотранспортных предприятий наиболее значимыми являются: в элементе "Материальные затраты" - приобретаемые со стороны сырье и материалы, которые являются необходимыми компонентами при оказании услуг (затраты на приобретение топлива, запасных частей, смазочных материалов); покупные материалы, используемые в процессе оказания услуг для обеспечения нормального технологического процесса (содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и пр.); работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями (проведение испытаний техники, ремонта основных производственных фондов и т.д.); в элементе "Затраты на оплату труда" - затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты и др.; в элементе "Отчисления на социальные нужды" - обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд, фонды занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость услуг по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются); в элементе "Амортизация основных фондов" - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм; в элементе "Прочие затраты" - налоги, сборы, платежи (в том числе по обязательным видам страхования); отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; платежи за выбросы загрязняющих веществ; затраты на командировки; плата за подготовку и переподготовку кадров и т.д. Кроме того, следует отметить, что все расходы по основной деятельности могут быть сгруппированы как не уменьшаемые при сохранении объемов перевозок и не зависящие напрямую от выполняемых объемов перевозок, т.е. расходы, разумное уменьшение которых не вызовет снижения доходов. К первой группе расходов относятся: затраты на топливо и смазочные материалы; затраты на техническое обслуживание и ремонт; отчисления в дорожные фонды. Вторую группу затрат составляют: расходы на оплату труда работников всех категорий; амортизационные отчисления по основным средствам; коммунальные платежи. Хозяйственный учет работы автотранспортного предприятия включает три вида: оперативный, бухгалтерский и статистический, по которым составляется отчетность предприятия за смену, сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие и год. Для проведения экономического анализа работы предприятия базой служат плановые, нормативные и отчетные данные, которые также используются финансовыми и статистическими органами. По данным бухгалтерского учета можно контролировать ход выполнения финансовых заданий, экономию материальных и денежных ресурсов и правильность их расходования, расчет себестоимости перевозок, а также налоговых платежей и выявлять результаты финансовой деятельности предприятия. Законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость публикации финансовой отчетности предприятий. На основе анализа финансовых результатов определяют степень надежности предприятия в партнерских отношениях. Согласно п.6 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12 (с изменениями от 28.04.1995) автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные. К городским относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км, к межреспубликанским - осуществляемые по территории двух и более республик, к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории России. Принимая во внимание сказанное, можно предложить к счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" открыть следующие субсчета: 46-1 - городские маршруты; 46-2 - пригородные маршруты; 46-3 - междугородные маршруты; 46-4 - межреспубликанские маршруты; 46-5 - международные маршруты. Однако среди пригородных и междугородных маршрутов выделяются сельские, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районными центрами, железнодорожными станциями, аэропортами, два и более районных центра между собой, в случае если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри населенных пунктов. Приказом Минфина России от 19.10.1995 N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности за 1995 год" с изменениями и дополнениями от 27.03.1996 было разъяснено, что предприятия и организации должны применять метод учета реализации по мере отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг, но для целей налогообложения предприятия могут выбрать метод "по отгрузке" либо "по оплате". Предприятия, выбравшие учет по поступившей оплате, должны обеспечить двойной учет: бухгалтерский учет "по отгрузке" и налоговый "по оплате". С учетом этого рекомендуется четко разграничить при построении системы бухгалтерского учета на предприятии момент реализации и момент расчета за выполненные услуги. Приведем пример отражения реализации по мере оплаты выполненных услуг (табл. 1).
Таблица 1
————T———————————————————————————————————T———————T———————T————————¬ | N | Содержание операции | Д—т | К—т | Сумма, | |п/п| | | | руб. | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 1 |Предъявлены расчетные документы за | 62 | 46 | 2580 | | |оказанные автотранспортные услуги | | | | | |согласно договорам | | | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 2 |Отражена задолженность по НДС, на— | 46 | 76 | 516 | | |численным в связи с оказанием авто—| | | | | |транспортных услуг | | | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 3 |Списана себестоимость по оказанным | 46 | 20 | 1500 | | |услугам | | | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 4 |Финансовый результат от оказанных | | | | | |услуг: | | | | | |прибыль | 46 | 80 | 564 | | |убыток | 80 | 46 | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 5 |Поступила оплата за оказанные авто—| 50, 51| 62 | 2580 | | |транспортные услуги | | | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 6 |Начислен НДС по оплаченным авто— | 76 | 68 | 516 | | |транспортным услугам | | | | +———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————+ | 7 |Погашена задолженность перед бюдже—| 68 | 50, 51| 516 | | |том по НДС | | | | L———+———————————————————————————————————+———————+———————+————————— Обоснованность отражения в бухгалтерском учете выручки, а следовательно, и финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) контролируется на основе записей в журнале - ордере N 11 по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (когда моментом реализации считается оказание услуг и предъявление расчетных документов покупателям) либо со счетами по учету денежных средств (когда моментом реализации считается поступление средств в кассу, на расчетный или валютный счет в банке). Однако следует учитывать специфику услуг автотранспорта, которая состоит в том, что они оказываются физическим лицам, а выручка поступает от нескольких юридических лиц (автовокзалов, автокасс и автостанций) на основании договоров, заключенных на разных условиях, т.е. при выборе метода учета реализации "по оплате" вместо счетов по учету денежных средств должен использоваться счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Пример отражения реализации по мере оказания услуг приведен в табл. 2.
Таблица 2
————T————————————————————————————————————T———————T———————T———————¬ | N | Содержание операции | Д—т | К—т | Сумма,| |п/п| | | | руб. | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 1 |Предъявлены расчетные документы за | 62 | 46 | 1820 | | |оказанные автотранспортные услуги | | | | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 2 |Начислен НДС за оказанные автотранс—| 46 | 68 | 364 | | |портные услуги | | | | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 3 |Списана себестоимость по оказанным | 46 | 20 | 1620 | | |услугам | | | | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 4 |Финансовый результат от оказанных | | | | | |услуг: | | | | | |прибыль | 46 | 80 | | | |убыток | 80 | 46 | 164 | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 5 |Поступила оплата за оказанные авто— | 50, 51| 62 | 1820 | | |транспортные услуги | | | | +———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ | 6 |Погашена задолженность перед бюдже— | 68 | 50, 51| 364 | | |том по НДС | | | | L———+————————————————————————————————————+———————+———————+———————— На наш взгляд, предпочтительнее применять методику определения выручки от реализации по мере отгрузки продукции (оказания услуг), поскольку такая методика наиболее отвечает общепринятому в условиях рынка порядку перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженными товарами или оказанными услугами на всех этапах их продвижения от предприятия - поставщика к покупателю (если иное не предусмотрено договором поставки), а также учитывает специфику услуг автотранспорта.
Подписано в печать Н.Бреславцева 14.01.2000 Д.э.н.
О.Кравченко Южно - Российский государственный университет экономики и сервиса
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |