|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Распространяется ли ответственность за налоговые нарушения, предусмотренная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), на нарушения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 2)
"Консультант Бухгалтера", N 2, 2000
Вопрос: Распространяется ли ответственность за налоговые нарушения, предусмотренная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), на нарушения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с частью первой НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками налоговых отношений (ст.9 НК РФ) и в определенных Кодексом случаях обладают полномочиями налоговых органов (ст.ст.30 и 34 НК РФ). Это относится, например, к порядку зачета и возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов, мер ответственности и применению финансовых санкций. Очевидно, что в этой части должны применяться соответствующие положения НК РФ, а нормативные акты по социальному страхованию, в том числе соответствующие решения Фонда социального страхования, подлежат применению в части, не противоречащей НК РФ. Однако надо иметь в виду, что ст.13 части первой НК РФ, включающая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в состав налоговой системы Российской Федерации, до настоящего времени не вступила в силу. Это подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 9/41. В своем Письме от 24 ноября 1999 г. N 02-10/05-6150 Фонд социального страхования РФ дал разъяснение, что при начислении страховых взносов и в случае нарушения страхователем сроков уплаты их следует руководствоваться ст.75 части первой НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неперечисленной суммы платежа в Фонд. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ. Таким образом, с 18 августа 1999 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) пеня на сумму недоимки по платежам в Фонд начисляется по ставке 0,183% (исходя из ставки рефинансирования Центробанка РФ 55% годовых). Если в течение периода, за который начисляется пеня, учетная ставка Центробанка РФ изменяется, то размер пени, исходя из новой ставки рефинансирования, определяется со следующего дня за ее изменением. Исходя из этого суммы пеней, начисленные с 18 августа 1999 г., подлежат перерасчету исходя из вышеуказанной процентной ставки пени. При этом излишне перечисленные страхователем или взысканные с него исполнительными органами Фонда суммы пеней направляются на погашение недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням, а при их отсутствии подлежат зачету в счет предстоящих платежей либо возврату страхователю. Что касается ответственности страхователя за нарушение порядка уплаты страховых взносов и применения к нему финансовых санкций, то здесь также следует руководствоваться соответствующими статьями части первой НК РФ. Например, в соответствии со ст.104 части первой НК РФ взыскание штрафов со страхователей осуществляется в судебном порядке. До обращения в суд исполнительный орган Фонда обязан предложить страхователю добровольно уплатить сумму штрафа. В случае если страхователь отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил установленный срок уплаты, исполнительный орган Фонда обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного страхователя штрафа. При определении размеров штрафов исполнительным органам Фонда следует применять соответствующие статьи Налогового кодекса:
- при нарушении правил регистрации страхователя в исполнительном органе Фонда - ст.ст.116, 117 части первой НК РФ; - при нарушении установленных сроков представления расчетной ведомости по средствам государственного социального страхования - ст.119 части первой НК РФ; - при занижении облагаемой базы, на которую должны начисляться страховые взносы, - ст.122 части первой НК РФ; - при незаконном воспрепятствовании доступу должностного лица исполнительного органа Фонда на территорию или в помещение страхователя - ст.124 части первой НК РФ. Исполнительные органы Фонда могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (ст.115 части первой НК РФ). Кроме того, читателям необходимо в данном вопросе руководствоваться положениями ст.ст.9 и 10 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
Подписано в печать 10.01.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |