|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Тематический выпуск: Заполнение декларации по подоходному налогу для физических лиц (с примерами и комментариями) ("Экономико-правовой бюллетень", 2000, N 1)
"Экономико-правовой бюллетень", N 1, 2000
ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (С ПРИМЕРАМИ И КОММЕНТАРИЯМИ)
Авторы номера
В.Мешалкин, О.Степанова
ОТ РЕДАКЦИИ
Дорогие читатели! Поздравляем Вас с наступившим 2000 г. и желаем Вам счастья и благополучия. Мы рады новой встрече с Вами и хотим поблагодарить за постоянный интерес к нашему изданию. Надеемся, что на страницах журнала Вы и впредь найдете ответы на актуальные и сложные вопросы, возникающие в деятельности физических лиц - предпринимателей и организаций любых форм собственности. Как и прежде, выпуски "Экономико - правового бюллетеня" будут формироваться по тематическому принципу и представлять собой сборники аналитических, практических и справочных материалов по определенной проблеме. Начало нового года для налогоплательщиков неразрывно связано с кампанией по декларированию доходов, к проведению которой налоговые органы заранее подготовили ряд нововведений. Несомненно, положительно повлияет на ход декларационной кампании продление ее сроков до мая текущего года. Однако расслабляться налогоплательщикам не стоит, так как декларация о доходах за 1999 г., сохранив основные разделы, несколько изменилась. Кроме того, следует обратить внимание на перемены в перечне лиц, обязанных декларировать свои доходы, на новые (с 1 января 1999 г.) ставки подоходного налога, особенности предоставления вычетов из совокупного дохода, а также на обязанность (а не право, как ранее) налогоплательщика при обнаружении в поданной им в налоговый орган декларации ошибок внести необходимые изменения и дополнения путем подачи соответствующего заявления. В связи с внесением изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ претерпели изменения и санкции за нарушение порядка подачи налоговой декларации. Все эти вопросы нашли отражение в данном номере ЭПБ. Полагаем, что приведенный пример поможет читателям не только должным образом заполнить декларацию, но и проверить правильность оформления уже заявленной декларации. Второй номер журнала будет посвящен вопросам исправления ошибок, выявленных в ходе подготовки годовой бухгалтерской отчетности.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ЗА 1999 ГОД
Последние изменения к Инструкции Госналогслужбы России N 35
Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 28 апреля 1999 г. N ГБ-3-08/107 были внесены Изменения и дополнения N 8 в Инструкцию Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35). Напомним, что в последний раз изменения и дополнения (N 7) в Инструкцию N 35 вносились Приказом Госналогслужбы России от 23 сентября 1998 г. N БФ-3-08/255, после чего был принят целый ряд нормативных актов, затрагивающих в той или иной степени вопросы налогообложения доходов физических лиц. К числу этих актов относятся: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы", Налоговый кодекс РФ (часть первая), Федеральные законы от 9 февраля 1999 г. N 23-ФЗ и от 31 марта 1999 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Изменения и дополнения в порядок налогообложения доходов физических лиц подоходным налогом, внесенные указанными выше законами, с принятием Изменений и дополнений N 8 нашли свое отражение и в Инструкции N 35.
* * *
Рассмотрим основные моменты в налогообложении доходов граждан, которых коснулись внесенные изменения и дополнения. Относительно определения состава подлежащего обложению подоходным налогом дохода следует сказать, что если раньше суммы отчислений, производимых организациями, предприятиями, учреждениями за своих работников в негосударственные пенсионные фонды, включались в состав совокупного дохода физических лиц, то теперь такой порядок отменен (п.1 Изменений и дополнений N 8). В настоящее время суммы отчислений в пенсионные фонды, независимо от того, являются такие фонды государственными или нет, подлежат исключению из совокупного дохода физического лица. Как известно, суммы страховых выплат, полученные физическими лицами по договорам добровольного имущественного страхования, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению (пп."ф" п.1 ст.3 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге), пп."ф" п.8 Инструкции N 35). Однако на практике отдельные страховые организации при возникновении страхового случая выплачивали гражданам суммы, размер которых был гораздо больше стоимости реально полученного ущерба застрахованного физическим лицом имущества. Фактически суть таких операций сводилась к сокрытию от налогообложения доходов физических лиц. Данные обстоятельства послужили основанием для внесения соответствующих изменений в Закон о подоходном налоге и Инструкцию N 35. С 1 января 1999 г. разница между суммой страховой выплаты по договорам добровольного имущественного страхования и стоимостью реально полученного ущерба застрахованного имущества определяется как материальная выгода и подлежит налогообложению подоходным налогом у физического лица (см. п.1 ст.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 65-ФЗ), пп."б" п.2 Изменений и дополнений N 8). Исключены из налогооблагаемого дохода суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, которые получают военнослужащие и приравненные к ним категории граждан, прикомандированные в установленном порядке для несения службы. В таком же порядке должно производиться и налогообложение должностных лиц таможенных органов (пп."в" п.2 Изменений и дополнений N 8). Ранее действовавшая редакция пп."я11" Инструкции N 35 предусматривала освобождение от обложения подоходным налогом только тех сумм денежного довольствия и т.д., которые получали исключительно военнослужащие в связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Установлен иной размер доходов, с которых производятся ежемесячные вычеты на расходы по содержанию отдельных категорий физических лиц, их детей и иждивенцев. Напомним, что до 1 января 1999 г. физическое лицо, получившее доход в сумме до 5000 руб., имело право на ежемесячный вычет из совокупного дохода для целей исчисления подоходного налога в размере 2-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) на себя, а также на каждого ребенка и иждивенца. Когда же полученный доход превышал сумму 5000 руб., но в то же время был менее 20 000 руб., вычет предоставлялся в размере одного МРОТ на гражданина, на каждого его ребенка и иждивенца. В тот момент, когда доход превышал сумму в 20 000 руб., право на вычеты у физического лица утрачивалось. С 1 января 1999 г. указанные предельные суммы изменились и вместо 5000 и 20 000 руб. стало соответственно 10 000 и 30 000 руб. Причем, как и ранее, доход будет считаться выше определенного размера, если он превысит его на 1 копейку. Изменения коснулись и порядка предоставления льгот по подоходному налогу. Если ранее при определении совокупного дохода физического лица, уменьшаемого на суммы расходов по строительству или покупке жилья, суммы материальной выгоды по вкладам и страховым выплатам, полученные физическим лицом и подлежащие налогообложению в соответствии с пп."н" и "ф" п.8 Инструкции N 35, для целей налогообложения не учитывались (пп."в" п.14 Инструкции N 35 в ред. от 23 сентября 1998 г.), то теперь эти суммы подлежат учету в составе совокупного дохода физического лица (п.5 Изменений и дополнений N 8). В п.14 Инструкции N 35 введен также совершенно новый абзац, определяющий порядок предоставления льготы физическим лицам, приобретающим жилье на праве общей совместной собственности. Как правило, такими лицами на практике чаще всего выступают супруги, которые при покупке жилья не определяют свои доли в праве собственности на приобретенное жилье. Приобретенное жилье находится у них в общей совместной собственности. Теперь при покупке физическими лицами жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на праве общей совместной собственности льгота будет предоставляться по их заявлению либо одному, либо по их желанию всем собственникам, но в пределах общей суммы затрат. В ранее действовавшей редакции Инструкции N 35 таких положений закреплено не было, что явилось следствием далеко неоднозначного подхода налоговых органов к вопросу о порядке предоставления указанной льготы гражданам, приобретающим жилье в общую совместную (без определения долей) собственность. Так, например, отдельные налоговые инспекции предоставляли указанную льготу только одному лицу из числа приобретателей жилья, обосновывая при этом свою позицию следующим. Так как в договоре на приобретение жилья названо только одно физическое лицо, то независимо от возникновения у второго лица (например, супруга) права совместной собственности на это жилье льгота по подоходному налогу последнему не предоставляется. Как известно, указанная льгота предоставляется на основании подтверждающих произведенные расходы документов, представляемых физическим лицом либо в бухгалтерию предприятия (учреждения, организации), либо в налоговый орган. Следует отметить, что продлен срок подачи документов для предоставления данной льготы в налоговый орган. Документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 30 апреля года (ранее - не позднее 1 апреля), следующего за отчетным. C 29 октября 1998 г., согласно Решению Верховного Суда РФ от 29 октября 1998 г. N ГКПИ 98-372, из текста абз.22 пп."в" п.4 Инструкции N 35 как недействительное (незаконное) исключено положение о том, что не производится уменьшение совокупного дохода при приобретении физическими лицами в собственность квартир, жилых домов, дач, садовых домиков на основании заключенных договоров мены. Следует отметить, что исключенное положение Инструкции N 35 соответствовало Закону о подоходном налоге лишь в случаях, когда названные предметы мены (квартиры и др.) являлись равноценными, в этих случаях гражданами каких-либо денежных средств на приобретение жилого дома, квартиры или дачи не направлялось. Однако законодательство допускает возможность совершения и иных договоров мены. Так, согласно п.2 ст.568 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. При совершении таких договоров мены (в частности, при обмене неравноценными квартирами) граждане, оплачивающие разницу в ценах предметов мены, фактически направляют суммы доплат на приобретение объектов, указанных в пп."в" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге. Учитывая, что в соответствии со ст.567 ГК РФ эти граждане (физические лица) признаются покупателями жилых домов, квартир, дач и садовых домиков, по смыслу вышеназванной нормы Закона о подоходном налоге им не может быть отказано в реализации права на уменьшение совокупного дохода на суммы доплат, направленных на приобретение указанных объектов по договорам мены. В соответствии с Законом N 65-ФЗ пп."б" п.6 ст.3 Закона о подоходном налоге и пп."г" п.14 Инструкции N 35 дополнены седьмым абзацем. Согласно внесенным дополнениям вдовы (вдовцы), одинокие родители, опекуны, разведенные супруги, не получающие алиментов на содержание детей, имеют право на вычеты, предусмотренные абз.2 - 4 пп."г" п.14 Инструкции N 35, в двойном размере. Поясним один из примеров, приведенных в новой редакции пп."г" п.14 Инструкци N 35. Работница, являющаяся вдовой, работающая на предприятии постоянно на основе трудового договора и получающая ежемесячно доход в сумме 3000 руб., представила в бухгалтерию предприятия заявление с просьбой о вычете из облагаемого дохода расходов на содержание троих детей в возрасте до 18 лет. Размер минимальной месячной оплаты труда - 120 руб. Совокупный доход физического лица за январь - март 9000 руб. (3000 руб. х 3). Не облагаемый налогом доход за этот период составил 5040 руб. Расчет производился следующим образом: 120 (МРОТ) х 2 (количество вычетов, предоставляемых на работника) х 3 (количество месяцев, за которые предоставляются вычеты) + (120 х 2 (количество вычетов на одного ребенка) х 3 (количество детей) х 3 (количество месяцев, за которые предоставляются вычеты)) х 2 (двойной размер). Итого не облагаемый налогом доход составляет 5040 руб. Соответственно облагаемый - 3960 руб. (9000 руб. - 5040 руб.). Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц на указанные вычеты будет производиться на основании документов, подтверждающих неполучение алиментов, с указанием конкретных сроков, копии свидетельства о смерти супруга(ги), справки органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце, личной книжки одинокой матери (пп."г" п.5 Изменений и дополнений N 8). Поскольку указанные Изменения и дополнения применяются по доходам, полученным после 1 января 1999 г. (см. ст.2 Закона N 65-ФЗ), отдельным предприятиям (организациям, учреждениям) необходимо будет внести соответствующие изменения в расчеты по налогам, а также в бухгалтерскую отчетность. К доходам, полученным с 1 января 1999 г. по 31 декабря 1999 г., применяются следующие ставки подоходного налога (п.2 ст.1 Закона N 65-ФЗ). Аналогичные изменения были внесены и в Инструкцию N 35. Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что ставки подоходного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разделены.
———————————————————T————————————————T————————————————————————————¬ |Размер совокупного| Ставка налога | Ставка налога в бюджеты | | облагаемого | в федеральный | субъектов | | дохода, | бюджет | Российской Федерации | | полученного в | | | | календарном году | | | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |До 30 000 руб. | 3 процента |9 процентов | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |От 30 001 | 3 процента |2700 руб. + 12 процентов с | |до 60 000 руб. | |суммы, превышающей | | | |30 000 руб. | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |От 60 001 | 3 процента |6300 руб. + 17 процентов с | |до 90 000 руб. | |суммы, превышающей | | | |60 000 руб. | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |От 90 001 | 3 процента |11 400 руб. + 22 процента с | |до 150 000 руб. | |суммы, превышающей | | | |90 000 руб. | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |От 150 001 | 3 процента |24 600 руб. + 32 процента с | |до 300 000 руб. | |суммы, превышающей | | | |150 000 руб. | +——————————————————+————————————————+————————————————————————————+ |От 300 001 руб. | 3 процента |72 600 руб. + 42 процента с | |и выше | |суммы, превышающей | | | |300 000 руб. | L——————————————————+————————————————+————————————————————————————— В связи с введением отдельной ставки налога в федеральный бюджет изменился порядок взимания налога с сумм коэффициентов и сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями. Налог с таких доходов взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов в федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 9%. В таком же порядке взимается налог с указанных сумм, учитываемых при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков, начисления пособий по временной нетрудоспособности и в других случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается сохранение за работником среднего заработка. В соответствии с новой редакцией Инструкции исключение из доходов физических лиц, полученных не по месту основной работы, вычетов, предусмотренных п.п.9, 10, 11, 12, 14 Инструкции, не производится, за исключением сумм, удержанных в Пенсионный фонд РФ. Обращаем внимание читателей, что в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1999 г. N 207-ФЗ в очередной раз изменились ставки подоходного налога и отменено разделение налога на бюджеты разных уровней. Однако названные изменения будут применяться только к доходам, полученным после 1 января 2000 г., и соответственно учитываться при декларировании доходов за 2000 г.
———————————————————————————————T—————————————————————————————————¬ | Размер облагаемого | Ставка налога | | совокупного дохода, | | |полученного в календарном году| | +——————————————————————————————+—————————————————————————————————+ |До 50 000 руб. |12 процентов | |От 50 001 руб. до 150 000 руб.|6000 руб. + 20 процентов | | |с суммы, превышающей 50 000 руб. | |От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30 процентов с | | |суммы, превышающей 150 000 руб. | L——————————————————————————————+—————————————————————————————————— Согласно изменениям, внесенным в п.23 Инструкции N 35, те предприятия, учреждения, организации, которые в течение года не обеспечивают своевременную выплату начисленной заработной платы, исчисление подоходного налога должны производить ежемесячно с фактически выплаченного дохода. В случае отсутствия выплаты доходов в течение месяца или за более длительный период отчетного года совокупный доход, полученный за налогооблагаемый период, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предоставляемых за все отработанные месяцы. Если в одном месяце производится выплата заработной платы сразу за несколько месяцев, вся сумма такой выплаченной зарплаты учитывается в составе совокупного дохода этого месяца.
Пример. Имеющему одного ребенка работнику, оклад которого составляет 4000 руб. в месяц, в январе, феврале и марте выплата зарплаты не производилась. В апреле работнику было выплачено 16 000 руб., т.е. сумма, которая включала его зарплату за январь - апрель. Размер минимальной месячной оплаты труда - 120 руб. Предоставление положенных работнику вычетов будет осуществляться в следующем порядке. Январь. Начисленный доход - 4000 руб. Фактически выплаченный доход - 0 руб. Сумма положенных работнику вычетов составила 480 руб. (120 руб. х 4) (2 вычета на работника и 2 - на ребенка). Февраль. Начисленный доход - 4000 руб. Фактически выплаченный доход - 0 руб. Сумма вычетов - 480 руб. (120 руб. х 4). Март. Начисленный доход - 4000 руб. Фактически выплаченный доход - 0 руб. Сумма вычетов - 480 руб. (120 руб. х 4). Апрель. Начисленный доход - 4000 руб. Фактически выплаченный доход - 16 000 руб. Сумма вычетов - 240 руб. (120 руб. х 2) (1 вычет на себя и 1 - на ребенка, так как доход в этом месяце превысил сумму в 10 000 руб.).
Относительно порядка обложения подоходным налогом доходов в денежной и натуральной форме, получаемых физическими лицами не по месту основной работы, следует сказать, что при исчислении сумм налога субъектами, выплачивающими такие доходы, из сумм дохода, подлежащего налогообложению, должны исключаться суммы, удержанные в Пенсионный фонд РФ (п.11 Изменений и дополнений N 8). Отметим, что и ранее эти суммы исключались из сумм дохода физического лица, подлежащего налогообложению (см. форму декларации о доходах за 1998 г.), однако в тексте самой Инструкции данное положение отсутствовало.
* * *
Важно отметить, что изменения коснулись также и порядка предоставления физическими лицами деклараций о доходах. Во-первых, изменился срок подачи налоговых деклараций. Декларация должна подаваться до 30 апреля года, следующего за отчетным (п.5 ст.1 Закона N 65-ФЗ и пп."а" п.15 Изменений и дополнений N 8). Во-вторых, в соответствии с новой редакцией п.63 Инструкции N 35 (данный пункт изменен в связи с принятием Закона N 23-ФЗ) от подачи в налоговые органы деклараций о доходах освобождаются физические лица, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), хотя бы и менявшие в течение года места основной работы, если им не производилась выплата дохода по прежнему месту работы после их увольнения или если выплата дохода производилась, но общая сумма совокупного облагаемого дохода с учетом этой суммы не превысила сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке, а также физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке. Напомним, что ранее последние две из перечисленных выше категорий физических лиц от указанной обязанности не освобождались. Таким образом, физические лица, получающие в течение года доходы не по месту основной работы (службы, учебы), а также доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы и обязанные подавать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о доходах, освобождаются от этой обязанности при условии, что их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысит сумму в 30 000 руб. Также следует иметь в виду, что с вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ физическое лицо потеряло право в течение месяца после подачи в налоговый орган декларации о доходах уточнять заявленные в ней данные путем представления в налоговый орган заявления с приложением к нему соответствующих листов декларации, по которым производится уточнение. Согласно пп."в" п.15 Изменений и дополнений N 8 при обнаружении налогоплательщиком в поданной в налоговый орган декларации неотражения или неполного отражения сведений, влияющих на определение облагаемого дохода, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения путем подачи заявления с приложением к нему листов декларации, в которые внесены изменения. Иными словами, данные положения Инструкции N 35 с внесением изменений были приведены в соответствие с нормами НК РФ (ст.81). Предложения, данные налоговым органом предприятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям по акту выездной налоговой проверки, проверяются при проведении очередной выездной проверки или при получении налоговым органом от налогового агента отчета, приведенного в Приложении 8 к Инструкции N 35. Таким образом, налоговые органы не обязаны проводить повторную налоговую проверку указанных субъектов в части выполнения предложений по акту, а могут это сделать в ходе очередной выездной налоговой проверки, которая проводится не чаще одного раза в год (ст.89 НК РФ). В связи с введением в действие НК РФ внесены изменения и в Инструкцию N 35 относительно порядка применения мер ответственности за несвоевременное, неполное удержание и (или) перечисление в бюджет сумм подоходного налога предприятиями, организациями, учреждениями и иными работодателями, являющимися в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (п.77 Инструкции N 35 в редакции Изменений и дополнений N 8). Как и ранее, в случае допущения налоговым агентом указанных нарушений ему сначала направляется требование о добровольной уплате суммы неудержанного, удержанного не полностью и (или) неперечисленных сумм налога с физических лиц, пени и штрафа. Затем, если налоговым агентом выступает организация, в случае неуплаты сумм, указанных в требовании, сумма налога и пени взыскивается с него в бесспорном порядке путем направления в банк инкассового поручения. Взыскание санкции (штрафа) в такой ситуации производится в судебном порядке. Напомним, что ранее суммы штрафа в такой ситуации взыскивались в бесспорном порядке. В том случае, если налоговым агентом выступает физическое лицо, взыскание недоимки, штрафа и пени, как и ранее, может производиться только в судебном порядке. За несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм налогов с него взыскивается пеня. Порядок начисления указанной пени определен в новой редакции п.78 Инструкции N 35. Обратим внимание, что Приложения к Инструкции N 35 (формы N N 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 и 14) также изложены в новой редакции в соответствии с теми изменениями, которые были внесены в текст самой Инструкции.
Порядок подачи налоговых деклараций за 1999 год. Уплата подоходного налога
Срок подачи налоговых деклараций за 1999 г. истекает 3 мая 2000 г. Это связано с тем, что последний срок подачи декларации 30 апреля является нерабочим днем (воскресенье), а ближайший следующий за ним рабочий день - 3 мая 2000 г., который и будет считаться последним днем подачи деклараций в 2000 г. (ст.6.1 НК РФ). Бланки деклараций предоставляются налогоплательщикам бесплатно. Однако перед их заполнением гражданам рекомендуется составить декларацию в черновом варианте на обычном листе бумаги, так как никакие исправления в декларации не допускаются и заполнять декларацию следует очень аккуратно. Ознакомиться с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге), а также с Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35) можно в консультационном пункте, действующем в каждой налоговой инспекции. Кроме того, работники консультационных пунктов бесплатно консультируют граждан по заполнению декларации. Исчерпывающий перечень доходов, не облагаемых подоходным налогом, а также вычетов из совокупного облагаемого дохода, на которые может быть уменьшен совокупный доход физического лица, содержится в ст.3 Закона о подоходном налоге и п.8 Инструкции N 35. При этом следует напомнить налогоплательщикам, что в случае получения доходов от нескольких предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей вычеты производятся только в одном из мест получения дохода по выбору физического лица. При использовании налогоплательщиком вычетов в двух и более местах суммы вычетов, исключаемые более чем на одном предприятии, налоговыми органами будут рассматриваться как доходы, сокрытые от налогообложения. Для подачи декларации налогоплательщику не обязательно лично являться в налоговую инспекцию для сдачи декларации. Бланк декларации может быть отправлен и по почте заказным письмом. Необходимо напомнить, что с вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ физическое лицо потеряло право в течение месяца после подачи в налоговый орган декларации о доходах уточнять заявленные в ней данные путем представления в налоговый орган заявления, с приложением к нему соответствующих листов декларации, по которым производится уточнение. Согласно пп."в" п.15 Изменений и дополнений N 8 при обнаружении налогоплательщиком в поданной в налоговый орган декларации неотражения или неполноты отражения сведений, влияющих на определение облагаемого дохода, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения путем подачи заявления с приложением к нему листов декларации, в которые внесены изменения. Иными словами, данные положения Инструкции N 35 с внесением изменений были приведены в соответствие с нормами НК РФ (ст.81). Налоговые органы обязаны выполнить перерасчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Разница между исчисленной суммой налога и удержанной (уплаченной) подлежит уплате физическими лицами или возврату налоговыми органами не позднее 15 июля того года, когда подается декларация. Уплата авансовых платежей налога производится в следующие сроки: к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября. Для этого налоговый орган, исчисливший подоходный налог, вручает налогоплательщику платежное извещение не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями. В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты. Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за нарушение порядка представления деклараций о доходах. С физических лиц, подоходный налог которым начисляется налоговыми органами, при несвоевременной уплате ими налога взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты по день уплаты налога включительно. Так, в соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. При непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение длительного срока (более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации) взыскивается штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Следует обратить внимание, что п.4 ст.120 об ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, предусматривавшая взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб., исключена из последней редакции НК РФ. В результате внесенных в НК РФ изменений исключена ст.121 НК РФ о нарушении налогоплательщиком правил составления налоговой декларации, выразившемся в неотражении или неполном отражении, а также в ошибках, приводящих к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, в соответствии с которой взыскивался штраф в размере 5 тыс. руб. При необходимости финансовым органом по месту жительства налогоплательщика может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом налоговый орган получает уведомление о принятом решении. Положения об отсрочке или рассрочке уплаты налога достаточно полно раскрыты в гл.9 части первой Налогового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 1999 г. Отсрочка (рассрочка) уплаты налога является одним из видов изменения срока уплаты налога и предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению на срок от одного до шести месяцев. При этом на сумму налога могут быть начислены проценты. В ст.64 Налогового кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для предоставления такой отсрочки (рассрочки). Например, таким основанием является причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия. Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и дополнительные основания для таких действий. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Необходимо отметить, что санкции за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах предусмотрены не только налоговым законодательством. Так, ст.156.1 КоАП РСФСР за уклонение от подачи декларации о доходах либо несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных предусмотрен штраф в размере от 0,5 до 1 МРОТ. Наложение административного штрафа оформляется постановлением соответствующего органа, которое вручается гражданину для добровольного исполнения. Причем, если к гражданину применяются санкции в порядке ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", постановление выносится начальником или заместителем ГНИ, а в случае наступления ответственности, предусмотренной ст.156.1 КоАП РСФСР, - административной комиссией, создаваемой при органе исполнительной власти. Непредставление декларации о доходах, повлекшее неуплату налога в крупном или особо крупном размере, образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст.198 УК РФ. Согласно названной статье уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере (более двухсот минимальных размеров оплаты труда), наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При совершении деяния в особо крупном размере, т.е. если сумма неуплаченного налога превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст.ст.194 или 199 УК РФ, взыскивается штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо применяется наказание лишением свободы на срок до пяти лет. При этом лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст.198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Общие требования к порядку заполнения деклараций
Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика или по месту осуществления деятельности. Следует обратить внимание, что декларацию подают граждане, имевшие в течение отчетного года доход от предпринимательской либо иной самостоятельной деятельности независимо от его размера, а также лица, имевшие два и более источников дохода, в случае, если полученный налогооблагаемый доход превышает сумму дохода, облагаемого по минимальной ставке, что для 1999 г. составляет 30 000 руб. Декларации подают также индивидуальные предприниматели, выкупившие патент и применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 1997 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В отличие от декларирования доходов за 1998 г., когда декларацию можно было заполнять в двух формах (форме N 1 и форме N 2 - упрощенной для лиц, имеющих доходы только от работодателей на территории РФ), декларация за 1999 г. заполняется по единой форме, несколько отличающейся от действовавших ранее. Декларация состоит из трех основных листов (листы 01 - 03), содержащих сведения о налогоплательщике и итоговые показатели для расчета подоходного налога, и листов Приложений с А по К к основным листам. На основании итоговых данных приложений заполняются соответствующие строки итогового расчета подоходного налога на листах 02 и 03. Краткие пояснения по заполнению каждого листа приведены на его обороте. Декларацию следует заполнять шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом либо тем же цветом на принтере. Поля, разделенные на клетки, заполняются путем размещения строго внутри каждой клетки одной печатной буквы, цифры, других знаков в соответствии с образцами, приведенными в конце первого листа декларации. Если при заполнении декларации какие-либо поля не заполняются, то они остаются пустыми. Гражданин заполняет и включает в свою декларацию только те листы, которые ему необходимы. При этом листы декларации нумеруются последовательно. Первые три листа декларации не нумеруются, а последующие листы приложений нумеруются 04, 05, 06 и т.д. Если приложение заполняется на нескольких листах, то итоговые данные отражаются только на последнем листе. Предприниматели, получающие доходы только от занятия деятельностью по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и не имеющие других доходов, заполняют только основной лист декларации 01 и лист Приложения З. Листы 02 и 03 данной категорией налогоплательщиков не заполняются. В этом случае лист Приложения З будет иметь номер 02. На каждом листе декларации и приложений указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), если он ему присвоен налоговой инспекцией, а также фамилия и инициалы (на первом листе декларации имя и отчество указываются полностью). Поля кодов, помеченные звездочкой (*), заполняются значениями, выбранными из соответствующих справочников, приведенных в Приложении 9 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" или на обороте соответствующего листа декларации. Каждый лист декларации и приложений подписывается гражданином в поле, отведенном для подписи. В налоговой инспекции декларации присваивается регистрационный номер, который проставляется сотрудником налоговой инспекции. Также сотрудником налоговой инспекции заполняются все поля с пометкой "По данным налогового органа". Гражданин вправе самостоятельно снять копию с представляемой декларации и заверить ее подписью работника налоговой инспекции с указанием даты сдачи декларации. Налоговым органам запрещается требовать от граждан указания в декларации информации, не предусмотренной действующим законодательством.
Схема заполнения декларации
Форма декларации включает в себя три листа и Приложения к ним с А по К. Три листа декларации заполняются всеми налогоплательщиками, за исключением индивидуальных предпринимателей, выкупивших патент и применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которые при отсутствии других доходов заполняют первый лист декларации и Приложение З.
—————————————————¬ ————————————————¬ ———————————————————¬ |Декларация о до—| |02 (Данные при—| |03 (Данные прило— | |ходах за 1999 г.| |ложений А — Ж) | |жений А, Б, В, Ж) | —+————————————————+¬ ——+———————————————+————+——————————————————+—¬ | АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ | | ИТОГОВЫЙ РАСЧЕТ СУММ ДОХОДА И НАЛОГОВ | L——————————————————— L————————————————————————————————————————————-----------------------------------------------------------------¬ ¦ ПРИЛОЖЕНИЯ ¦ L--------------------------------------------------------------- ———— -------------¬-------------¬-------------¬-----------¬-----------¬ ¦А. Доходы от¦¦Б. Доходы от¦¦В. Доходы от¦¦Г. Доходы,¦¦Д. Доходы ¦ ¦источников ⦦зарубежных ¦¦предпринима-¦¦частично ¦¦по авторс-¦ ¦Российской ¦¦источников ¦¦тельской и ¦¦или пол- ¦¦ким воз- ¦ ¦Федерации ¦¦ ¦¦иной дея- ¦¦ностью не ¦¦награжде- ¦ ¦(заработная ¦¦ ¦¦тельности ¦¦включаемы妦ниям, до- ¦ ¦плата, ¦¦ ¦¦(частной ¦¦в совокуп-¦¦говорам ¦ ¦авторские ¦¦ ¦¦практики, ¦¦ный годо- ¦¦гражданс- ¦ ¦вознагражде-¦¦ ¦¦сдачи в ¦¦вой доход ¦¦ко - пра- ¦ ¦ния, подар- ¦¦ ¦¦аренду иму- ¦¦(матери- ¦¦вового ха-¦ ¦ки, матери- ¦¦ ¦¦щества ¦¦альная по-¦¦рактера и ¦ ¦альная выго-¦¦ ¦¦и др.) ¦¦мощь, по- ¦¦погашению ¦ ¦да по заем- ¦¦ ¦¦ ¦¦дарки, ¦¦векселей ¦ ¦ным сред-, ¦¦ ¦¦ ¦¦призы, до-¦¦ ¦ ¦ствам, дохо-¦¦ ¦¦ ¦¦ходы от ¦¦ ¦ ¦ды от прода-¦¦ ¦¦ ¦¦продажи ¦¦ ¦ ¦жи имуществদ ¦¦ ¦¦недвижи- ¦¦ ¦ ¦и др. ¦¦ ¦¦ ¦¦мости) ¦¦ ¦ L-------------L-------------L-------------L-----------L--------- ———— -------------¬-------------¬-------------¬-----------¬-----------¬ ¦Е. Вычеты и禦Ж. Коэффици-¦¦З. Доходы от¦¦И. Расчет ¦¦К. Расчет ¦ ¦совокупного ¦¦енты и над- ¦¦деятельност覦совокупно-¦¦вычета по ¦ ¦дохода (для ¦¦бавки, мате-¦¦с применени-¦¦го дохода ¦¦строитель-¦ ¦льготных ¦¦риальная вы-¦¦ем упрощен- ¦¦нарастаю- ¦¦ству или ¦ ¦категорий ¦¦года по ¦¦ной системы ¦¦щим итого즦покупке ¦ ¦граждан, нদвкладам и ¦¦налогообло- ¦¦по месяца즦жилья (ис-¦ ¦содержание ¦¦страховым ¦¦жения, учетদ(использу-¦¦пользуется¦ ¦детей и ¦¦выплатам, ¦¦и отчетност覦ется при ¦¦при запол-¦ ¦иждивенцев, ¦¦облагаемые ¦¦ ¦¦заполнени覦нении При-¦ ¦при направ- ¦¦по специаль-¦¦ ¦¦Приложения¦¦ложения Е)¦ ¦лении ¦¦ным ставкам ¦¦ ¦¦Е) ¦¦!Заполня- ¦ ¦средств на ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ется лица-¦ ¦новое строи-¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ми, кото- ¦ ¦тельство) ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦рые приоб-¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦рели ста- ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦тус за- ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦стройщика ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦или поку- ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦пателя ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦жилья ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦после ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦21 января ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦1997 г. ¦ L-------------L-------------L-------------L-----------L--------- ———— Заполняются только те листы, которые необходимы налогоплательщику. Последующие листы Приложений нумеруются соответственно 04, 05, 06. Если 2 и 3-й листы декларации на заполняются, листы приложений нумеруются с номера 02. Если Вам не хватит места на каком-нибудь листе, нужно взять дополнительный лист с той же буквой, имея в виду, что итоговые данные отражаются только на последнем из них.
Подписано в печать 10.01.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |