Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Что изменилось в исчислении НДС ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 1(2))



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 1(2), 2000

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ИСЧИСЛЕНИИ НДС

Начало нового года ознаменовалось принятием целого ряда нормативных документов, вступление в действие которых так или иначе оказывает влияние на производственно - хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Одним из таких документов является Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Этот Федеральный закон был официально опубликован 5 января 2000 г. ("Российская газета", 05.01.2000) и, как следует из ст.2 Федерального закона N 36-ФЗ, должен вступить в силу, за исключением его отдельных положений, с 1 января 2000 г.

Однако необходимо учитывать, что с 1 января 2000 г. возобновил свое действие п.1 ст.5 НК РФ. Следовательно, действие данной нормы Налогового кодекса РФ распространяется на акты законодательства о налогах, принятые после 1 января 2000 г.

Федеральный закон считается принятым после утверждения законопроекта Государственной Думой, одобрения Советом Федерации, подписания Президентом РФ и публикации (ст.ст.105, 106 Конституции РФ). Таким образом, поскольку Закон N 36-ФЗ был принят уже после вступления в силу п.1 ст.5 НК РФ, он должен соответствовать требованиям, установленным данной статьей НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по НДС является месяц, а для малых предприятий - квартал (п.1 ст.8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").

Таким образом, следуя требованиям НК РФ, большинство предприятий должно будет применять новый порядок расчетов по НДС с 1 марта 2000 г., а малые предприятия - с 1 апреля 2000 г.

Принятие Федерального закона N 36-ФЗ повлекло за собой вступление в действие изменений в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Прежде всего произошли изменения в исчислении НДС с сумм авансов, полученных предприятиями - экспортерами.

Напомним, что до внесения Федеральным законом N 36-ФЗ дополнений в ст.4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" суммы авансовых платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), освобожденные от этого налога в соответствии со ст.5 Закона, не являлись объектом для исчисления НДС, за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в пп."а" п.1 ст.5 Закона, к которым относились экспортируемые товары (работы, услуги), а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ.

Теперь эта льгота предоставляется и предприятиям - экспортерам, но при условии, что длительность их производственного цикла составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ). Однако на момент подготовки данного комментария указанный порядок и перечень Правительством РФ утверждены не были, а значит, предприятие пока еще не вправе воспользоваться этой льготой.

В новой редакции Закона урегулирован вопрос об исчислении НДС по сделкам, связанным с прекращением обязательств, существовавших между сторонами. Обороты по передаче товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами включаются в объект обложения НДС.

Еще одно важное изменение коснулось предприятий сферы розничной торговли и общественного питания. Для них облагаемый НДС оборот теперь определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. Этот же порядок применяется и при аукционной продаже товаров.

Ранее эти предприятия исчисляли НДС с реализованной торговой надбавки (разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога). То есть фактически этим изменением на предприятия розничной торговли и общественного питания распространяется общеустановленный порядок исчисления НДС, который применялся, в частности, предприятиями оптовой торговли.

В этой связи с учетом перехода на иной порядок определения объекта обложения НДС у этих предприятий возникает необходимость приведения в соответствие с новыми требованиями тех операций по учету товаров, при отражении которых образовался остаток по счету 41 "Товары" на дату вступления в силу указанных изменений, включающий в себя сумму входного НДС (при условии, что товар приобретался с НДС).

Согласно п.1 Письма Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами", налог на добавленную стоимость при приобретении материальных ценностей, в том числе и товаров, отражается по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет "НДС по приобретенным товарам", что влечет отражение в учете бухгалтерской записи по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 41.

Внесенными изменениями установлен специальный порядок определения облагаемой базы для предприятий, осуществляющих закупку и последующую реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (результатов их переработки) у физических лиц. Облагаемый оборот для них определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.

Претерпел изменения и перечень льготируемых товаров (работ, услуг) (ст.5 Закона).

Так, существенно изменена льгота, предоставляемая предприятиям, производимым и реализуемым товары (работы, услуги) (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников.

Данная льгота может быть применима только предприятиями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, независимо от того, занимаются они снабженческо - сбытовой, торговой или закупочной деятельностью. При этом льготируются только товары, не подпадающие под специальный нельготируемый перечень, утверждаемый Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, не относящиеся к числу подакцизных и не являющиеся минеральным сырьем и полезными ископаемыми. В отношении работ и услуг требования остались те же, т.е. они не должны принадлежать к числу брокерских и посреднических.

Уточнены такие льготируемые объекты обложения, как квартирная плата и операции по страхованию и перестрахованию.

В новой редакции Закона от НДС освобождается квартирная плата жилищного фонда всех форм собственности, а операции по страхованию и перестрахованию льготируются, за исключением тех операций, которые связаны с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Освобождаются от НДС операции, связанные с обращением золотых, серебряных и платиновых монет, осуществляемых в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ по представлению ЦБ РФ.

Кроме того, не является объектом обложения НДС продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российских предприятий на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства, с правом землепользования РФ на основании международного договора, а также технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утвержденному Правительством РФ. Указанная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по НДС, оплаченному до 1 января 1999 г.

Уточнена льгота по оказанию безвозмездной помощи. Теперь она предоставляется по товарам (работам, услугам), за исключением подакцизных, реализуемых в рамках безвозмездной помощи.

Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи, в полном объеме производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.

Особенно важно отметить, что теперь в Законе закреплена норма, в соответствии с которой освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п.1 ст.5 Закона, производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством РФ. Правда, МНС России и ранее придерживалось такой точки зрения, однако отсутствие данной нормы в законодательстве позволяло налогоплательщикам неоднократно отстаивать свои позиции в судебном порядке, о чем свидетельствует арбитражная практика. С вступлением в силу этой нормы многие налогоплательщики получат право на получение возможных льгот только с момента получения соответствующей лицензии.

Кроме изменений, затрагивающих порядок применения льгот, на законодательном уровне закреплены и другие вопросы, связанные с исчислением НДС.

Уточнен непосредственно сам порядок исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет. С учетом внесенных изменений он определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Внесено в Закон новое положение, устанавливающее при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей производить возмещение (зачет) НДС после оплаты векселей денежными средствами. Ранее этот вопрос вызывал многочисленные споры. Однако нововведение не поставило точку в этом вопросе, а еще больше его усложнило, поскольку такой порядок, по нашему мнению (и не только!), касался лишь собственных векселей предприятий, выступающих в расчетах между сторонами сделки как долговая расписка, а новое положение по возмещению (зачету) НДС, предусмотренное в новой редакции Закона, позволяет дать таким операциям и другую трактовку. Тем не менее, думается, что законодатель вовсе не ставил своей целью изменить уже прочно сложившееся и аргументированное мнение, хотя не исключено, что после вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ этот вопрос снова станет предметом для дискуссий.

Федеральный закон N 36-ФЗ предусматривает также ряд изменений, которые будут введены в действие только во втором полугодии 2000 г. (с 1 июля), а некоторые - и с 1 января 2001 г.

Так, начиная с 1 июля предполагается применение ставки НДС в размере 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечням согласно приложениям к названному Закону.

С будущего года суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет, при выполнении работ собственными силами будут вычитаться из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. На сегодняшний момент суммы этого НДС в соответствии с действующим законодательством относятся на увеличение стоимости объекта строительства с последующим списанием на себестоимость через суммы начисленного износа.

Подписано в печать М.Бойкова

10.01.2000 "АКДИ Экономика и жизнь"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Верховный Суд отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным абзаца 6 пункта 5.1 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 1(2)) >
Статья: Новое в порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 1(2))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.