![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Наша организация осуществляет торговлю без применения контрольно - кассовой машины. Если продавец не выдал квитанцию, вправе ли налоговая инспекция наложить штраф за осуществление расчетов без применения ККМ? Существует ли судебная практика по данному вопросу? ("Бухгалтерский учет", 2000, N 2)
"Бухгалтерский учет", N 2, 2000
Вопрос: Наша организация осуществляет торговлю без применения контрольно - кассовой машины. Если продавец не выдал квитанцию, вправе ли налоговая инспекция наложить штраф за осуществление расчетов без применения ККМ? Существует ли судебная практика по данному вопросу?
Ответ: Пленум Высшего Арбитражного Суда принял Постановление от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в котором можно найти ответ на вопрос читателя. Статьей 7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 установлена ответственность за нарушение требований названного Закона и "Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904. Так, предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда. С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Однако в ряде случаев в соответствии с названным выше положением денежные расчеты с населением можно осуществлять без применения ККМ, но с обязательной выдачей покупателю (клиенту) документов строгой отчетности по установленной форме. Как установлено в п.7 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 04.08.1999 N 10, юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин. В рассматриваемом Постановлении Пленума определены случаи, когда действия продавца (исполнителя работ, услуг) рассматриваются как осуществление расчетов без применения ККМ: - отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ, а не за использование неисправной контрольно - кассовой машины; - использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов без применения ККМ. В Постановлении также указано, что: - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1 подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются не только с физическим лицом, но и с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом); - ответственность, предусмотренная абз.5 ч.1 ст.7 Закона (за невывешивание в доступном месте ценника на продаваемые товары (прейскуранта на оказываемые услуги)), должна применяться и в том случае, когда организация в установленном порядке осуществляет расчеты с населением без применения ККМ; - положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях должны учитываться в части срока наложения взыскания (ст.38), в части срока давности исполнения постановления о наложении административных взысканий (ст.282), а также при составлении акта, фиксирующего нарушения порядка расчетов; в соответствии со ст.61 Гражданского кодекса (вступившего в действие после принятия Закона РФ от 18.06.1993) одним из оснований для ликвидации юридического лица по решению суда может быть осуществление им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями данного Закона или иных правовых актов. Поскольку в соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 налоговые органы обязаны обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования закона, в Постановлении Пленума ВАС РФ было определено, что если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения порядка расчетов с применением ККМ, то это может служить основанием для ликвидации юридического лица.
Подписано в печать Г.Г.Шулева 05.01.2000 Юрист
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |