Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Производство и оборот алкогольной продукции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 49)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, 1999

ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Согласно абз.7 п.3 ст.20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 07.01.1999 N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещаются поставки алкогольной продукции организациями - производителями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, иным юридическим лицам, не имеющим предусмотренных законом лицензий.

Неоднозначность толкования данного положения Федерального закона вызвана тем, что некоторые организации - производители, а также поставщики алкогольной продукции, руководствуясь здравым смыслом, справедливо полагают, что невозможно требовать соответствующую лицензию у организации, которая закупает алкогольную продукцию не в целях ее дальнейшей реализации, а для проведения всякого рода мероприятий, таких, как переговоры, торжества и пр. (т.е. в потребительских целях).

Во избежание разночтений следует обратить внимание на следующее. В соответствии со ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, запрет на осуществление поставок организациями - производителями алкогольной продукции согласуется и с положениями ГК РФ.

С учетом изложенного факты поставок алкогольной продукции организациями, имеющими лицензии, которые позволяют им осуществлять поставки алкогольной продукции, в адрес организаций, не имеющих предусмотренных законом лицензий, должны рассматриваться как грубое нарушение требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и ведут к соответствующим негативным последствиям в отношении нарушителей.

Сказанное не означает, что юридические лица не вправе закупать алкогольную продукцию, к примеру, для представительских целей. Однако осуществлять такие закупки они вправе лишь у организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Как свидетельствует практика, разъяснения, должны быть также даны в отношении государственной регистрации прав на недвижимость согласно существующему законодательству в сфере лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п.2 ст.19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом алкогольной продукции, за исключением розничной продажи, организация представляет в лицензирующий орган (в числе прочих документов) заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих хранение алкогольной продукции, средствами охранной сигнализации и охранно - пожарной сигнализации, а также положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии складских помещений организации (заявителя) санитарно - эпидемиологическим, противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности. В целях проверки действительности сведений, содержащихся в указанных документах, организации - соискатели лицензий, а также организации - лицензиаты, представляющие документы для включения дополнительных территориально обособленных структурных подразделений в действующие лицензии, прилагают к названным документам копии правоустановительных документов на здания или сооружения, где соискатель лицензии или организация - лицензиат намереваются осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Согласно п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав (включая аренду по смыслу положений абз.4 ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона N 122-ФЗ право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия государственной регистрации права собственности или права аренды на здания и сооружения, использующиеся для осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензирующие органы не могут выдать соответствующие лицензии. Данный вывод подтверждается также и положениями абз.2 п.1 ст.2 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Что касается государственной регистрации договора аренды складских помещений, заключенного на срок один год и более, то в соответствии с п.2 ст.651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Таким образом, лицензирующий орган также не вправе выдать соответствующие лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды складского помещения, заключенного на срок не менее года.

Поскольку основное технологическое оборудование не отнесено федеральными законами к недвижимому имуществу, лицензирующие органы не вправе отказать в выдаче лицензии организации - соискателю лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды указанного оборудования, если такой договор заключен до вступления в силу Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Одновременно следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.п.1 и 2 ст.6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация возникших после введения в действие данного Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до его введения в действие.

Следующая проблема, возникающая в процессе реализации положений законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, касается применения субъектами Российской Федерации специальных защитных мер, направленных на защиту от подделок поступающих в розничную продажу спиртных напитков. При этом основным вопросом является порядок применения санкций, предусмотренных ст.10 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой к организации или индивидуальному предпринимателю в случае выпуска организацией - производителем алкогольной продукции без маркировки или в случае купли - продажи алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также в случаях хранения или перевозки такой продукции должны быть применены санкции, предусмотренные п.п.1 и 2 указанной статьи.

Предметом правонарушений, предусмотренных п.п.1 и 2 ст.10 Федерального закона N 143-ФЗ, могут быть только марки акцизного сбора или специальные марки, маркировка которыми алкогольной продукции обязательна в силу положений п.2 ст.12 Закона N 171-ФЗ. Соответственно согласно данной статье может быть квалифицирована реализация организацией алкогольной продукции, маркированной марками акцизного сбора или специальными марками неустановленного образца.

Согласно п.4 ст.12 Закона N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации в целях защиты от подделок могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков. Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом специальные защитные меры, введение которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, не рассматриваются в качестве обязательной маркировки алкогольной продукции. По этой причине применение санкций, предусмотренных п.п.1 и 2 ст.10 Федерального закона N 143-ФЗ, к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции без маркировки региональными контрольными знаками (в случае соблюдения ими требований законодательства в отношении маркировки алкогольной продукции марками акцизного сбора или специальными марками), невозможно.

Немаловажный вопрос, возникающий в правоприменительной практике, - территориальные пределы действия аккредитации, которую должны проходить организации, поставляющие алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания. Суть возникающих проблем сводится к следующему: вправе ли организация, имеющая федеральную лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, осуществлять поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории другого субъекта Российской Федерации. Ответ на этот вопрос содержится в п.2 Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1998 N 1493. В соответствии с положениями данного пункта поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от их организационно - правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.

Таким образом, организация - поставщик, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, для осуществления поставок алкогольной продукции на территории другого субъекта Российской Федерации должна пройти соответствующую аккредитацию также в уполномоченных органах второго субъекта.

Рассмотрим вопрос лицензирования тех видов деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не упомянуты в качестве подлежащих лицензированию в п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ. В соответствии с п.1 ст.18 данного Закона любая деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только на основании лицензий. Деятельность в этой области без лицензии влечет за собой наложение санкций, установленных ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ или ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Виды лицензий на осуществление производства и (или) оборота в рассматриваемой сфере экономической деятельности, а следовательно, и формы, в которых такая деятельность может проводится, исходя из сравнительного анализа п.п.1 и 2 ст.18 Закона N 171-ФЗ, строго ограничены перечнем, содержащимся в абз.2 - 10 п.2 той же статьи. Осуществление видов деятельности, не указанных в абз.2 - 10 п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ, недопустимо.

Такая позиция основана на положениях, содержащихся в тексте указанного Федерального закона, и, несмотря на то что эти положения не всегда отвечают требованиям практики, они не подлежат расширительному толкованию. Изменения и дополнения в федеральные законы могут быть внесены, как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П, исключительно в рамках установленной Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры путем принятия федеральных законов об изменении и дополнении федеральных законов.

В заключение хотелось бы остановиться на вопросах, касающихся действия лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона N 18-ФЗ, и ответственности организаций - лицензиатов за нарушения условий действия лицензий.

Поскольку Федеральный Закон N 18-ФЗ не содержит прямого указания на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, и не предусматривает, что условия действия ранее выданных лицензий подлежат автоматически приведению в соответствие с его положениями, ранее выданные лицензии сохраняют действие до истечения срока, на который они выданы, и на тех же условиях, на которых выданы.

Если обнаружены факты реализации организацией, имеющей лицензию на закупку, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции отдельного вида, выданную до вступления в силу указанного Федерального закона, алкогольной продукции других видов данное деяние квалифицируется контролирующими и юрисдикционными органами согласно п.2 ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ как деятельность юридического лица по обороту алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением условий соответствующей лицензии, если это действие (бездействие) не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом.

Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением условий действия соответствующей лицензии влечет за собой наложение административных взысканий, предусмотренных ч.2 п.2 ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ.

Подписано в печать В.Л.Плаксин

03.12.1999 Государственный налоговый

инспектор I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Просим разъяснить положения Письма Управления МНС России по г. Москве от 12.07.1999 N 02-14/30. Что считать для многопрофильных организаций основной ставкой, по которой облагаются внереализационные доходы? Как распределять внереализационные доходы и расходы, если основным видом деятельности является посредничество?.. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 49) >
Статья: Внешнеторговый контракт: требования к содержанию и особенности оформления по разным группам товаров (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 49)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.