Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Как правильно применять Федеральный закон от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год"? ("Финансовая газета", 1999, N 48)



"Финансовая газета", N 48, 1999

Вопрос: Как правильно применять Федеральный закон от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год"?

Ответ: В связи с вступлением в силу Закона N 1-ФЗ (в ред. от 25.10.1999), официально опубликованного в "Российской газете" от 6 января 1999 г. N 2, необходимо иметь в виду, что в указанном Законе отсутствует норма, содержащаяся в Федеральных законах от 21.12.1995 N 207-ФЗ и от 05.02.1997 N 26-ФЗ, о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие годы, согласно которой виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, определяются Правительством Российской Федерации. Эта норма указана в ст.100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17.03.1997 N 52-ФЗ).

Вопросы уплаты страховых взносов в ПФР в 1999 г. регулируются Законом N 1-ФЗ, Федеральным законом от 27.05.1998 N 79-ФЗ (ред. от 22.02.1999) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год", Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, не противоречащей указанным Федеральным законам, а также Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением N 546.

Федеральным законом о тарифах страховых взносов на 1999 г. установлено, что начисление страховых взносов в ПФР производится работодателями - организациями любых организационно - правовых форм, включая родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также индивидуальными предпринимателями, в том числе иностранными гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами (физическими лицами):

осуществляющими прием на работу по трудовому договору (контракту), так как они по отношению к наемным работникам - физическим лицам являются работодателями;

выплачивающими вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Перечисленные категории плательщиков осуществляют начисление и уплату страховых взносов с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. При этом следует иметь в виду, что выплаты, начисленные и полученные работниками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности. В случае необходимости сведения о свободных рыночных ценах рекомендуется получать в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях и других организациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответствующей территории.

К выплатам, начисленным в пользу работника, относятся все виды вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника, выплаченных внештатным, сезонным работникам, совместителям, а также работникам, выполняющим разовые, случайные и кратковременные работы, включая общественную. Например, на вознаграждения, выплаченные членам советов директоров банков, ассоциаций, акционерных обществ; профсоюзному активу, в том числе неосвобожденным председателям, заместителям и членам профкомов, членам комиссий (уполномоченным) по социальному страхованию, а также бухгалтерам организаций, производящим операции по перечислению профсоюзных членских взносов; работникам бухгалтерий организаций, выполняющим поручения рабочих и служащих об удержании из их заработка отчислений на страхование; внештатным билетным контролерам на транспорте; внештатным экспертам; председателям, бухгалтерам и другим физическим лицам, выполняющим работу либо оказывающим услуги для садоводческих и огороднических товариществ, ЖСК, ГСК и др.

Работодатели (юридические или физические лица), заключившие с индивидуальными предпринимателями договоры гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, не являются плательщиками страховых взносов в ПФР с выплаченных ими сумм вознаграждений в пользу индивидуальных предпринимателей по названным договорам.

Законом N 1-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов установлен тариф страховых взносов в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, - в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента. Для адвокатов - в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу адвокатов.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с п.8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации (Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации") физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Поэтому тариф в размере 20,6% и база для исчисления страховых взносов, установленные на 1999 г. для индивидуальных предпринимателей, применяются и по отношению к частным аудиторам.

Следует иметь в виду, что для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 г. сохраняется льготный тариф 20,6%. Базы для исчисления взносов для данных категорий плательщиков определены соответственно в п.п."а" и "в" ст.1 Закона N 1-ФЗ.

Статьей 5 Закона N 1-ФЗ введена норма, согласно которой плательщики страховых взносов в ПФР, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Законом.

Работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели), перешедшие на уплату единого налога, удерживают и уплачивают страховые взносы в размере 1% начисленных в пользу наемных работников выплат и вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установленных для указанных граждан п."д" Закона N 1-ФЗ.

Статья 6 Закона N 1-ФЗ устанавливает круг плательщиков, которым предоставлены льготы по уплате страховых взносов в ПФР:

I. Пунктом "а" предусмотрено освобождение всех юридических лиц независимо от форм собственности, подчиненности и организационно - правовых форм по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, для получения льготы необходимы два условия - наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности. В соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория "ребенок - инвалид". Поэтому по отношению к выплатам, начисленным в пользу работающих лиц в возрасте от 14 до 16 лет, относящихся к категории "ребенок - инвалид" и получающих пенсию по инвалидности, страховые взносы также не начисляются.

II. В соответствии с п."б" названной статьи освобождению от уплаты страховых взносов в ПФР подлежат:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе их союзы). Общероссийские общественные организации пенсионеров правом на освобождение от уплаты взносов не пользуются. Критерии отнесения общественных объединений к общероссийским содержатся в ст.14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В названии могут содержаться наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания. Однако в соответствии с нормами Закона N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно - правовой форме "общественная организация инвалидов". Данная организационно - правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст.ст.8, 19, 20 Закона N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Минюстом России. Согласно ст.13 Закона N 82-ФЗ общественные объединения независимо от их организационно - правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

В силу прямого указания Закона от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются союзы, основанные на членстве общественных организаций инвалидов, отвечающих требованиям ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.01.1999 N 5-ФЗ, в ред. Письма ПФР от 04.08.1999 N ЕВ-16-27/7246).

"Следовательно, общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны документально подтвердить, что учредителями общественных организаций, входящих в союз, являются инвалиды и лица, представляющие их интересы, и среди членов этих организаций инвалиды и лица, представляющие их интересы, составляют 80%" (абзац введен Письмом N ЕВ-16-27/7246).

Данные общественные объединения - всероссийские общественные объединения инвалидов, созданные в организационно - правовой форме общественных организаций инвалидов, и их союзы могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на следующих условиях. Всероссийское общественное объединение инвалидов должно быть создано в форме "общественная организация инвалидов". Понятие общественной организации инвалидов дано в ст.1 Федерального закона от 04.01.1999 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно данному определению "общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций". Условия отнесения таких организаций к общественным организациям инвалидов, установленные данным определением, совпадают с условиями, определенными в п."б" ст.6 Закона N 1-ФЗ.

Кроме того, следует учесть, что в соответствии с ч.8 ст.19 Закона N 82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и они также подпадают под условия, установленные п."б" ст.6 Закона N 1-ФЗ, и учитываются при определении членства в указанных общероссийских общественных объединениях, создаваемых в форме общественной организации инвалидов. Это значит, что льгота предоставляется общероссийским общественным организациям инвалидов, созданным в организационно - правовой форме общественных организаций инвалидов, учредителями которых являются только физические лица из числа инвалидов и лиц, представляющих интересы инвалидов, признанных таковыми на основании действующего законодательства, основанным на членстве физических лиц, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 80%, и их союзам. К законным представителям инвалидов в соответствии со ст.6 Закона N 1-ФЗ относятся родители, усыновители, опекуны и попечители. Необходимо иметь в виду, что представлять интересы инвалидов указанные лица могут в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, административного акта государственного органа или органа местного самоуправления, что вытекает из смысла ст.182 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Согласно ст.ст.47, 48 Семейного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей, удостоверенное в порядке, установленном гл.II Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Указанные права подтверждаются свидетельством о рождении ребенка. Ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст.125 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителем является лицо, законно представляющее интересы ребенка на основании вступившего в силу решения суда.

На основании ст.35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в соответствии с административным актом (постановлением, решением и т.п.) городской, районной или поселковой, сельской администрации в соответствии с их полномочиями, установленными ст.ст.53, 64 и 75 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства;

2) региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов только при соблюдении условий, определенных Законом N 1-ФЗ. Что касается организаций, не имеющих отношения к общероссийским общественным организациям инвалидов, то необходимо направить им и их предприятиям (хозяйственным обществам) уведомление об изменении законодательства, в соответствии с которым они не имеют в 1999 г. права на льготу;

3) кроме того, п."б" ст.6 Закона N 1-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов организаций (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций. К таким организациям относятся хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, в том числе союзов, их региональных и территориальных (местных) общественных организаций инвалидов, которым предоставлена льгота по уплате страховых взносов в ПФР. Кроме того, хозяйственные общества, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны представить в отделение копии документов, подтверждающих перечисление общероссийскими общественными организациями инвалидов, их региональными или территориальными организациями инвалидов средств в уставный капитал хозяйственного общества и право этих общественных организаций на льготу по уплате взносов (письменное уведомление регионального отделения ПФР о предоставлении льготы). При приеме расчетных ведомостей у этих организаций необходимо требовать справку за подписью руководителя и главного бухгалтера о фонде оплаты труда инвалидов, так как Законом N 1-ФЗ установлено еще одно условие для предоставления льгот указанным хозяйственным обществам, а именно: фонд оплаты труда инвалидов должен составлять не менее 25% от фонда оплаты труда работников хозяйственного общества.

Понятие "фонд оплаты труда" использовалось в Инструкции о составе средств, направленных на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.1992 N 6-3/124, и включало все начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также денежных сумм, начисленных работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, установленным законодательством. Однако данная Инструкция была отменена в связи с введением в действие Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.07.1995 N 89. В этой Инструкции понятие "фонд оплаты труда" было заменено на "фонд заработной платы", а определение было уточнено. Фонд заработной платы включает начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер. Ввиду вышеизложенного при определении фонда оплаты труда следует руководствоваться определением фонда заработной платы, данным в Инструкции, утвержденной Постановлением N 89;

4) Законом N 1-ФЗ предусмотрено предоставление льгот организациям, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации, в том числе союзы, их региональные и территориальные общественные организации инвалидов. Согласно ст.48 части первой ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Следовательно, под действие п."б" ст.6 Закона N 1-ФЗ подпадают учреждения, созданные общероссийскими организациями инвалидов, в том числе союзами, их региональными и территориальными общественными организациями инвалидов, а также их предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и подлежавшие до 1 июля 1999 г. преобразованию (п.5 ст.6 Закона N 52-ФЗ).

III. В соответствии с п."в" ст.6 Закона N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются также индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями для получения льготы являются наличие у плательщика группы инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения.

В соответствии со ст.25 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 (в ред. от 25.02.1999) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов, определенные п."в" ст.6 Закона N 1-ФЗ, которым установлен срок переосвидетельствования инвалидности, претендующие на льготу по уплате страховых взносов в ПФР, обязаны один раз в два года при инвалидности I группы либо один раз в год при инвалидности II и III групп представлять в органы ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов копии справок учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы, подтверждающие установление инвалидности.

Учитывая, что для плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов, а также льготы по их уплате устанавливаются иным федеральным законом, нормы, установленные ст.6 Закона N 1-ФЗ, на данных плательщиков не распространяются.

А.Оленин

В.Ершова

А.Мацюк

Юристы

Главного правового управления

Пенсионного фонда

Российской Федерации

Подписано в печать

26.11.1999

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Учитывая особенности производственного процесса, в частности большое количество поставщиков, у организации часто возникает необходимость внесения изменений в декларации. При каких условиях в подобных ситуациях может наступать ответственность налогоплательщика? ("Финансовая газета", 1999, N 48) >
Вопрос: Начисляются ли страховые взносы в ПФР на выплаты, производимые спасателями аварийно-спасательных служб, формирований в соответствии с законодательством? ("Финансовая газета", 1999, N 48)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.