Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения и дополнения N 6 к Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Начало) ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 1999

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 6 К ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ

РОССИИ ОТ 17.04.1995 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 05.07.1999 N 127-ФЗ "О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлениями Правительства РФ от 30.10.1998 N 1254 "Вопросы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" в Инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" были внесены Изменения и дополнения N 6 (далее по тексту - Изменения N 6) к Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее по тексту - Инструкция N 29), утвержденные Приказом МНС России от 20.08.1999 N АП-3-04/273 и зарегистрированные Минюстом России 20.09.1999 под номером 1908.

Прежде всего, следует отметить, что Изменениями N 6 внесены существенные поправки в форму расчета земельного налога и таблицы 1 - 4 Приложения 1 Инструкции N 29, то есть введена новая форма сводной налоговой декларации по земельному налогу.

Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком земельного налога и должна представляться ежегодно до 1 июля в ГНИ по месту нахождения объекта налогообложения. В случае если землепользователю вновь отведен земельный участок, налоговая декларация по земельному налогу подается в течение месяца с момента предоставления земельного участка. Если объекты налогообложения юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими ГНИ, налоговые декларации за объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами, представляются в каждую инспекцию, а в налоговую инспекцию, где налогоплательщик непосредственно состоит на учете, - сводную декларацию, составленную из нескольких деклараций. Если на территории, обслуживаемой одной и той же ГНИ, находятся несколько объектов налогообложения, а именно земельные участки, занятые строениями, сооружениями, жилыми домами и нежилыми строениями, подается одна сводная налоговая декларация по земельному налогу на все объекты налогообложения. При этом к декларации должны прилагаться таблицы формы N 1 - 4 об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению. По землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом, декларация представляется отдельно по каждому жилому дому и объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с тем, что находятся в разных зонах градостроительной ценности территории города или поселка. Такой порядок устанавливается и при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения для тех налогоплательщиков, которые указаны в ст.4 Закона РФ "О плате за землю", в связи с тем что имеются различные категории земель, виды и подвиды угодий.

Рассмотрим на примере форму налоговой декларации по земельному налогу, которую налогоплательщик должен представлять в ГНИ (цифры условны).

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                       Сводная налоговая                        |
   |           декларации по земельному налогу на 1999 г.           |
   |                                                                |
   |     Акционерное общество открытого типа                        |
   |     ___________________________________                        |
   |     Полное название юридического лица                          |
   |                                                                |
   |     ул. Советская, 35                                          |
   |     ______________________                                     |
   |     Адрес и номер телефона                                     |
   |                                                                |
   |     40101 "Налоги,    распределяемые    органами   федерального|
   |________________________________________________________________|
   |         Расчетный счет номер, в каком отделении банка          |
   |                                                                |
   |казначейства"                                                   |
   |_____________                                                   |
   |                                                                |
   |——————————————————————————T————————————T——————————T————————————¬|
   ||    Перечень объектов    |  Площадь   |Ставка за |    Сумма   ||
   ||   налогообложения и их  | земельного |1 га или  | земельного ||
   || местонахождение (адрес) |   участка  |за 1 кв. м|    налога  ||
   ||                         | (га, кв. м)|          |(руб., коп.)||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||1. Производственный      |20 000 кв. м|   1,5    |30 000 руб. ||
   ||корпус,                  |            |          | руб/кв. м  ||
   ||ул. Мира, 10 (зона 3)    |            |          |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||2. Жилые дома:           |            |          |            ||
   ||3 дома по ул. Тургенева  |            |          |            ||
   ||(зона 3) 15 000 кв. м    |15 000 кв. м|   0,12   | 1 800 руб. ||
   ||                         |            |руб/кв. м |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||2 дома по ул. Ватутина   |10 000 кв. м|   0,12   | 1 200 руб. ||
   ||(зона 4)                 |            |руб/кв. м |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||1 дом по ул. Пушкина     | 5 000 кв. м|   0,12   |   600 руб. ||
   ||(зона 5)                 |            |руб/кв. м |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||3. Дом культуры,         |            |          |            ||
   ||ул. Мира, 18             | 2 500 кв. м|   1,5    | 3 750 руб. ||
   ||(зона 3)                 |            |руб/кв. м |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||4. Физкультурно —        |            |          |            ||
   ||оздоровительный          | 3 000 кв. м|   1,2    |  3 600 руб.||
   ||комплекс,                |            |руб/кв. м |            ||
   ||ул. Ватутина, 50 (зона 4)|            |          |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||5. Ведомственная         |            |          |            ||
   ||гостиница,               | 2 100 кв. м|   1,0    |  2 100 руб.||
   ||ул. Вучетича (зона 5)    |            |руб/кв. м |            ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————+————————————+|
   ||6. Склад для хранения    | 3 000 кв. м|  освобожден от уплаты ||
   ||средств мобилизационного |            |  налога (п.13 ст.12   ||
   ||назначения               |            |  Закона РФ "О плате   ||
   ||                         |            |  за землю")           ||
   |+—————————————————————————+————————————+——————————T————————————+|
   ||Итого                                            |43 050 руб. ||
   |L—————————————————————————————————————————————————+—————————————|
   |                                                                |
   |     Всего подлежит   уплате  земельного  налога  43 050 руб. в |
   |следующие сроки:                                                |
   |     до 15 сентября 1999 г. — 21 525 руб.                       |
   |     в том числе в федеральный бюджет — 6457,5 руб.             |
   |     в бюджет субъекта Российской Федерации 4305 руб.           |
   |     в бюджет соответствующего органа местного самоуправления — |
   |10 762,5 руб.                                                   |
   |    до 15 ноября 1999 г. — 21 525 руб.                          |
   |    в том числе в федеральный бюджет — 6457,5 руб.              |
   |    в бюджет субъекта Российской Федерации — 4305 руб.          |
   |    в бюджет соответствующего органа местного самоуправления —  |
   |10 762,5 руб.                                                   |
   |                                                                |
   |     "25" июня 1999 г.                                          |
   |                                                                |
   |     Руководитель предприятия (организации)                     |
   |                                                                |
   |     Главный (старший) бухгалтер                                |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Следующий пример касается заполнения таблицы 2 сводной налоговой декларации по определению налога за земли городов и поселков, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом и нежилым фондом (цифры условны).

Таблица

по определению земельного налога за земли городов

и поселков городского типа, занятые государственным,

муниципальным, общественным, кооперативным

жилищным фондом и нежилым фондом

Полное наименование юридического лица Акционерное общество

_____________________

открытого типа

______________

     
   ————T———————————————T————T——————————T————————T——————————————T————¬
   | N |Название улицы,| N  |Площадь   |Зона    |Ставка налога |Сум—|
   |п/п|   переулка,   |дома|земельного|градо—  | за 1 кв. м   |ма  |
   |   |   площади,    |    |участка,  |строи—  +———T—————T————+на— |
   |   | где находится |    |обслужива—|тельной |ба—|3% от|при—|лога|
   |   | жилой дом или |    |ющего     |ценности|зо—|базо—|ня— |    |
   |   |    объект     |    |жилой дом |города, |вая|вой  |тая |    |
   |   |налогообложения|    |или другой|поселка |   |     |ста—|    |
   |   |нежилого фонда |    |объект    |        |   |     |вка |    |
   +———+———————————————+————+——————————+————————+———+—————+————+————+
   | 1 |Улица Тургенева| 16 |   6 000  |   3    |1,5|0,045|0,12| 720|
   |   |               | 18 |   5 000  |   3    |1,5|0,045|0,12| 600|
   |   |               | 20 |   4 000  |   3    |1,5|0,045|0,12| 480|
   | 2 |Улица Ватутина | 12 |   6 000  |   4    |1,2|0,036|0,12| 720|
   |   |               | 14 |   4 000  |   4    |1,2|0,036|0,12| 480|
   | 3 |Улица Пушкина  | 16 |   5 000  |   5    |1,0| 0,03|0,12| 600|
   |   |Всего          |    |          |        |   |     |    |    |
   |   |по жилищному   |    |          |        |   | 3600|    |    |
   |   |фонду          |    |          |        |   |     |    |    |
   L———+———————————————+————+——————————+————————+———+—————+————+—————
   

Примечание. По данной форме таблицы производится также расчет суммы льгот земельного налога, предоставленных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно ст.ст.13 и 14 Закона РФ "О плате за землю".

Налоговая декларация может быть представлена в ГНИ лично налогоплательщиком или направлена по почте. Налоговые органы не вправе отказать в принятии декларации и обязаны по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

В первой части налоговой декларации по земельному налогу налогоплательщик перечисляет по отдельности все земельные участки в зависимости от их целевого использования с указанием адреса каждого объекта налогообложения, так как данные объекты могут быть расположены в зонах различной градостроительной ценности территории, а земли, отведенные по видам деятельности, могут облагаться по различным ставкам налога. Информацию о нахождении земельных участков в различных оценочных зонах, а также величины ставок по землям различного целевого использования налогоплательщик выписывает из решений соответствующих органов местного самоуправления. Эти решения, как правило, должны быть опубликованы в местной печати, а копии решений в обязательном порядке должны находиться в местных комитетах по земельным ресурсам, в налоговых органах и финансовых управлениях городской или районной администрации. В налоговой декларации указываются также площадь земельного участка в гектарах или квадратных метрах, ставки налога за 1 га или за 1 кв. м и сумма земельного налога в руб. (коп.). По строке "Итого" рассчитывается общая сумма земельного налога за все земельные участки. Часть земельных участков или вся площадь земельного участка организации в целом может подлежать льготному налогообложению. В отдельных строчках декларации перечисляются полностью или частично льготируемые объекты и рассчитывается общая сумма предоставленных налоговых льгот по данному объекту. В связи с тем что налогоплательщик должен представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, в декларации необходимо подробно указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению.

Важное значение придается правильному отражению в налоговой декларации сумм земельного налога, подлежащих уплате в различные сроки. Если органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления установили свои сроки уплаты налога, сумма земельного налога распределяется в налоговой декларации равными долями по каждому сроку уплаты, установленному решениями органов власти. С целью достижения правильности и полноты учета площадей земельных участков, уточнения их расположения в определенной зоне города или района, оценки единицы площадей налогоплательщику желательно получить визу уполномоченного на то представителя районного или городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Визу представителя комитета налогоплательщик получает до сдачи декларации в налоговый орган. Налоговая декларация составляется и подписывается руководителем организации и главным бухгалтером. Если организация имеет на своем балансе жилые дома, необходимо к сводной налоговой декларации представить дополнительно таблицу по форме N 3 по определению земельного налога за земли городов и поселков городского типа, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным и нежилым фондом.

И наконец, суммы земельного налога по каждому сроку уплаты (причем за земли городов и поселков и сельхозугодий, как это требует Закон РФ "О плате за землю") разбиваются в налоговой декларации на соответствующие уровни бюджетов, а именно на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В 1999 г. средства от уплаты земельного налога и арендной платы вносятся на бюджетный счет органов федерального казначейства, которые, в свою очередь, направляют их по всем уровням бюджетов согласно причитающимся в федеральный бюджет долям земельного налога и арендной платы.

Следует обратить внимание налогоплательщиков и на то, что произошедшие изменения коснулись и порядка уплаты земельного налога физическими лицами. Изменилась форма платежного извещения об уплате земельного налога. Если ранее в одном извещении были упомянуты земельный налог, налог на строение, помещение и сооружение, на транспортные средства, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, то теперь по земельному налогу заполняется отдельное налоговое уведомление (форма N 3). В налоговом уведомлении на уплату земельного налога указываются наименование объекта налогообложения, место нахождения объекта налогообложения, расчет налоговой базы, ставки налога за 1 га или 1 кв. м. При этом сумма земельного налога распределяется по соответствующим срокам уплаты и уровням бюджетов. И, что отличительно от прежнего платежного извещения, суммы земельного налога распределяются по видам использования земель.

Изменениями N 6 Инструкции N 29 уточнены размеры налога за земли определенного целевого назначения отдельных категорий плательщиков.

Необходимость изменений размеров земельного налога была вызвана тем, что ежегодно, начиная с 1995 г., ставки и средние размеры земельного налога индексировались решениями Правительства РФ, а в 1997 г. - Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". В 1998 г. ставки и размеры земельного налога не индексировались. В 1999 г. к ставкам земельного налога по основным категориям земель согласно Федеральному закону от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" должен быть применен повышающий коэффициент. В соответствии с этим Законом ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота.

Изменениями N 6 Инструкции N 29 установлен минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, который составил в 1999 г. не менее 12 коп. за 1 кв. м (п.16 Инструкции N 29). Минимальный же размер налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 г. не менее 6 коп. за 1 кв. м.

Акционерное общество открытого типа (АОО) содержит на своем балансе три жилых дома. Площадь земельного участка каждого жилого дома составляет 1200 кв. м (площадь земельных участков под тремя жилыми домами - 3600 кв. м). АОО расположено в городе с численностью населения 950 тыс. чел. Какую сумму земельного налога в 1999 г. должно уплатить АОО за земельные участки под жилыми домами?

Следует определить, относятся жилые дома к жилищному фонду или нет. Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) дано определение жилищного фонда, в соответствии с которым жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома - специальные дома для престарелых и т.д. Налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской черты, в 1999 г взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городе, но не менее 12 коп. за 1 кв. м (п.16 Инструкции N 29).

Если ставка земельного налога в городе, где расположено АОО, в 1999 г. сложилась в размере 4 руб. за 1 кв. м, льготная ставка в размере 3%, применяемая к землям, занятым жилищным фондом, составила бы 12 коп. за 1 кв. м (4 руб. х 3% ). В этом случае для расчета земельного налога принимается размер налога, а именно 12 коп. за 1 кв. м.

Таким образом, сумма земельного налога, которую уплатит АОО в 1999 г. за земельный участок под жилыми домами, составит 3600 кв. м х 12 коп. = 432 руб.

Изменениями N 6 Инструкции N 29 приведены в соответствие c Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ размеры земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) (п.14 Инструкции N 29). В этом случае размер земельного налога в 1999 г. составляет 6 коп. за 1 кв. м.

Площадь земельного участка под продовольственным магазином и базой хранения сельхозпродукции, расположенными в сельском населенном пункте, составляет 1500 кв. м. Какую сумму земельного налога следует уплатить в 1999 г.?

Обращаем внимание, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, в 1998 г. взимался со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв. м. Учитывая, что в 1999 г. повышающий коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога за все земельные участки, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сумма земельного налога за рассматриваемый в примере объект составит 1500 кв. м х 6 коп. за 1 кв. м = 90 руб. А если учесть, что органы местного самоуправления данного района приняли решение о повышении ставок налога, а им такое право дано: повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза (ч.3 ст.6 Закона РФ "О плате за землю"), - сумма земельного налога составит (1500 кв. м х 6 коп. за 1 кв. м ) х 2 = 180 руб.

Изменились также размеры налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской (поселковой) черты (п.17 Инструкции N 29). В связи с тем что в 1999 г. применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, не предусмотрено, ставки земельного налога остаются на уровне 1997 - 1998 гг. и устанавливаются в 1999 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.

Садоводческое товарищество "Солнышко" состоит из 200 членов товарищества и расположено в поселке городского типа. Площадь земельного участка - 200 000 кв. м, в том числе земли общего пользования - 50 000 кв. м. Если садоводческое товарищество находится в пределах городской (поселковой) черты и выполняется условие, что все члены данного товарищества получили свидетельства на право собственности на землю и являются в связи с этим самостоятельными плательщиками налога, земельный налог в 1999 г. в отношении граждан за выделенные им земли устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м (п.17 Инструкции N 29). К землям общего пользования такого садоводческого товарищества в 1999 г. применяется коэффициент 2, а земельный налог устанавливается в размере 12 коп. за 1 кв. м земель общего пользования. Правление товарищества "Солнышко" земельный налог за земли общего пользования рассчитывает самостоятельно. Сумма налога в 1999 г. за эти земли составит:

50 000 кв. м х 12 коп. = 6000 руб.

За земли, на которые выданы правоустанавливающие документы членам огороднического товарищества, сумма земельного налога составит:

(200 000 кв. м - 50 000 кв. м ) х 6 коп. = 9000 руб.

Общая сумма земельного налога составит 15 000 руб. (6000 руб. + 9000 руб.)

Изменениями N 6 Инструкции N 29 уточнен ряд льгот по земельному налогу, в том числе для военнослужащих. Если ранее в Инструкции N 29 делалась ссылка на Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", то теперь при предоставлении льготы по земельному налогу следует руководствоваться Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Льготы по земельному налогу, предоставляемые предприятиям, а также гражданам, занимающимся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования, установлены Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", в соответствии с которым художественный промысел - это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. По тому же Закону местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально - бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Важное значение при предоставлении льготы юридическим лицам имеет ссылка в указанном Законе и на то, что к организациям народных художественных промыслов относятся юридические лица любых организационно - правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют 50%. Кроме того, отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно - экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом следует иметь в виду, что к изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий. Подробный перечень таких изделий приведен в Федеральном законе от 06.01.1999 N 7-ФЗ.

Изменениями N 6 Инструкции N 29 уточнены льготы, предоставляемые государственным органам охраны природы. Если ранее в этой Инструкции делалась ссылка на Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", то теперь льготы по земельному налогу предоставляются государственным органам охраны природы согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", в котором установлено, что Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: МПР России, Минсельхозпрода России, Госкомзема России, Госкомрыболовства России, Роскартографии, Рослесхоза, Росгидромета, ФПС России, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Государственное аэрогеодезическое предприятие, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 04.12.1998 N 1429 "Вопросы Федеральной службы геодезии и картографии России", считает, что действия налоговых органов в привлечении данного предприятия к уплате земельного налога неправомерны.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы отнесены к специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Более того, Постановлением Правительства РФ N 1429 установлено, что Федеральная служба геодезии и картографии России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, надзорные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в области геодезической и картографической деятельности и наименований географических объектов. Таким образом, Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы на местах не являются плательщиками земельного налога.

Постановлением Правительства РФ N 1429 утвержден Перечень предприятий, учреждений, организаций и территориальных органов, передаваемых в ведение Федеральной службы геодезии и картографии России из ведения упраздненного Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно - коммунальному хозяйству. В связи с тем что предприятия и организации Роскартографии, а в рассматриваемом примере - государственное аэрогеодезическое предприятие, поименованные в указанном выше Перечне, являются в соответствии со своим уставом самостоятельными хозяйствующими субъектами, созданными для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, и не отнесены к специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, они не освобождаются от уплаты земельного налога. В этом случае действия налоговых органов в привлечении к уплате земельного налога аэрогеодезического предприятия правомерны.

Большое место в Изменениях N 6 Инструкции N 29 отведено уточненным льготам, предоставляемым в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и аварией на производственном объединении "Маяк".

В настоящее время льготы по земельному налогу предоставляются пострадавшим в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с учетом изменений и дополнений). В Инструкции N 29 приведен большой перечень граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и льготируемых по земельному налогу, среди которых указаны и такие граждане, как постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Заметим, что Федеральным законом от 05.05.1999 N 127-ФЗ "О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изменены условия, по которым предоставляются льготы по земельному налогу указанным выше категориям граждан. Теперь гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 г. до 1 января 1991 г., выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, льготы могут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наиболее существенные изменения в определении льготной категории налогоплательщиков произошли после опубликования Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

В соответствии с указанным выше Законом право на льготу имеют две категории граждан:

1) граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации;

2) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Следует особо подчеркнуть, что в Изменениях N 6 Инструкции N 29 как первая категория граждан, получивших заболевания вследствие аварии на "Маяке", так и вторая категория граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии, дополнены еще определенным кругом льготников. Начиная с 30 ноября 1998 г., то есть с момента опубликования Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ, право на льготу по земельному налогу имеют военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также те граждане, кто был занят на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг. Начиная с 30 ноября 1998 г. воспользоваться льготой по земельному налогу могут также граждане, проживавшие в 1949 - 1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), а также граждане, проживавшие в 1949 - 1956 гг. в населенных пунктах и подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр). Однако гражданам, проживающим в населенных пунктах и добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, льгота по земельному налогу может быть предоставлена при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр), то есть условие предоставления льготы для такой категории граждан с введением в действие Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ изменилось, ранее льгота предоставлялась им при условии получения среднегодовой эффективной дозы облучения свыше 1 мЗв, приходящейся на 20 мая 1993 г.

Основанием для предоставления льгот указанным выше категориям граждан являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданных в соответствии с Положениями, разработанными Госкомчернобылем России и МЧС России и соответствующими министерствами и ведомствами, и зарегистрированными в Минюсте России.

Напомним, что с Положениями о порядке оформления и выдачи удостоверений указанным гражданам можно ознакомиться в соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым сообщалось об этом Письмами Госкомчернобыля России от 22.03.1993 N ВД-8-1278, 05.08.1993 N ВС-10-3618, 15.10.1993 N ВД-10-4468, а также совместным Указанием МЧС России, Минобороны России, Минатома России и МВД России от 15.05.1996/13.06.1996/03.06.1996/21.06.1996 "О порядке перерегистрации лиц, принимавших участие в работах по объекту "Укрытие", зарегистрированным Минюстом России 13.11.1996 N 1192.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 1, 2000)

Подписано в печать Р.Г.Габбасов

25.11.1999 Советник налоговой службы

I ранга

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Концептуальные положения налогового процесса ("Налоговый вестник", 1999, N 12) >
Статья: Исчисление НДС организациями (предприятиями), осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта (Начало) ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.