Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу о дальнейшем развитии банковской системы Российской Федерации ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 1999

К ВОПРОСУ О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Направления реализации задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам", Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" и конкретизированных в Послании Президента Российской Федерации от 30.03.1999 "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", определяют систему мер по реструктуризации банковской системы.

При проведении реструктуризации банковской системы Российской Федерации необходимо, в первую очередь, по нашему мнению, решить вопрос о структуре банковской системы, позволяющей обеспечить систему расчетов, осуществить кредитование экономики, обслуживание сбережений граждан.

Проведение процедуры реструктуризации требует соответствующего организационного и законодательного обеспечения.

Основными принципами проведения реструктуризации должны стать:

- экономическая и социальная необходимость сохранения банков;

- определение "опорных" банков, исходя из интересов развития банковской системы региона;

- сохранение крупных многофилиальных банков, обладающих современными банковскими технологиями;

- ограничение круга банков, которым предоставлено право выполнять платежи в бюджеты и внебюджетные фонды;

- минимизация государственных затрат на проведение процедур реструктуризации.

Основным звеном системы реструктуризации банковской системы Российской Федерации должно стать Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

Для решения указанных вопросов прежде всего необходимо обеспечить возврат бюджетных денежных средств из проблемных банков. При индивидуальном подходе Банка России и МНС России к проблемным банкам с точки зрения их возможностей осуществлять текущие налоговые платежи и выполнять требования реструктуризации задолженности по клиентским бюджетным обязательствам предусматривается, что инициирование Банком России отзыва лицензии, равно как осуществление мер финансовой поддержки проблемных банков, происходит на основании наличия (отсутствия) соглашения между МНС России и указанными банками.

Соглашение, заключаемое между проблемным банком и МНС России, регламентирует возможность погашения задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами и определяет сроки погашения этой задолженности в строгом соответствии с устанавливаемым графиком проведения платежей. При этом банк обязуется обеспечить с даты подписания соглашения безусловное исполнение всех текущих клиентских платежных поручений по перечислению налоговых платежей.

В настоящее время разработан общий порядок, предусматривающий возможность при своевременном проведении банком текущих клиентских налоговых платежей получения в рамках заключаемого с МНС России соглашения разрешения на реструктуризацию своей задолженности перед бюджетом в виде обеспеченного источниками поступления средств графика погашения задолженности "живыми деньгами", различными финансовыми инструментами и прочее. Поэтому Банку России (территориальным управлениям) в случаях, когда ведется работа по заключению соглашения между коммерческим банком и МНС России или же соответствующее соглашение заключено, следует воздерживаться от инициирования отзыва лицензии у данного банка.

МНС России обеспечивает:

- формирование реестра банков, с которыми уже заключены соглашения или проводится работа по их заключению, и доведение указанного реестра до Банка России и его территориальных управлений;

- отзыв уже имеющихся обращений территориальных налоговых инспекций в соответствующие главные управления Банка России об отзыве лицензий у банков, поименованных в реестре, а также приостановление подобных обращений территориальных инспекций в Банк России на время действия соглашений с банками и в случае их выполнения.

Вместе с тем предлагаемая увязка возможности отзыва лицензии или проведения реструктуризации банков с наличием (отсутствием) соглашения между МНС России и банком по погашению задолженности перед бюджетом усложняет процедуру банкротства или реструктуризации. Вопрос заключения соглашения между МНС России и проблемными банками, регламентирующего возможность погашения задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами в соответствии с графиком проведения платежей, по нашему мнению, следует рассматривать с учетом действующего законодательства, в соответствии с которым платежи в бюджет не являются первоочередными платежами.

Действующий Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не содержит положений по вопросам администрирования кредитных организаций при их банкротстве со стороны органов государственной власти (кроме Банка России). Учитывая характер отношений, связанных с предупреждением несостоятельности и банкротством, в целях своевременности принятия мер по предупреждению банкротства, а следовательно, своевременного поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней необходимо повысить ответственность Банка России по принятию мер, предупреждающих несостоятельность кредитных организаций.

Так, в настоящее время сохраняется положение, при котором кредитные организации - фактические банкроты за счет средств клиентов продолжают осуществлять деятельность, подрывая общественные устои взаимоотношений в банковской сфере. При этом в первую очередь страдает бюджет, поскольку, как показала практика, принимаются, но фактически не исполняются именно платежные поручения по перечислению средств в бюджет. Только своевременное признание реально несостоятельных кредитных организаций банкротами позволит минимизировать потери страны, экономики и бюджета.

В условиях банковского кризиса наличие пробелов в законодательстве, связанных с отсутствием возможности принудительного взыскания с банков неперечисленных сумм налогов, приводит не только к непоступлению налоговых и иных обязательных платежей, но и к использованию недобросовестными налогоплательщиками права требования о возврате из бюджета не поступивших реально денежных средств, преднамеренно уплаченных через проблемные банки. Действующие нормативные правовые акты не позволяют обеспечить непрерывный контроль за исполнением кредитными организациями своих обязанностей.

Проблема взыскания с кредитных организаций списанных с расчетных счетов налогоплательщика, но не перечисленных в бюджет сумм налога (сбора) требует скорейшего законодательного урегулирования.

Вместе с тем низкий уровень исполнения Банком России функций банковского надзора, отсутствие четкого порядка применения к коммерческим банкам санкций (вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций) в случае неисполнения (задержки исполнения) ими платежных поручений налогоплательщиков, а также надлежащим образом оформленных требований налоговых и таможенных органов на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды крайне отрицательно сказывается на работе, проводимой налоговыми органами.

Следует отметить, что МНС России предлагало ввести институт специализированных банков, осуществляющих перечисление налогов (сборов) в бюджет, и признавать обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной со дня списания специализированным банком суммы платежа с соответствующего счета налогоплательщика. При этом:

- запретить списание банками средств со счетов налогоплательщиков по их платежным поручениям в уплату платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, сумм пеней и налоговых санкций при отсутствии на корреспондентских счетах этих банков средств, обеспечивающих перечисление таких платежей;

- обязать коммерческие банки восстанавливать на расчетные счета налогоплательщиков суммы налоговых платежей в случаях, если данные средства не перечислены в бюджет или государственные внебюджетные фонды;

- не проводить перерегистрацию коммерческих банков, у которых ранее была отозвана лицензия.

Одновременно с положительными моментами, следует отметить, что:

- взыскание денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, не исполнившей поручение налогоплательщика на перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, может привести в условиях действующего законодательства и банковских правил к двойному списанию обязательств налогоплательщиков с корреспондентских счетов и неблагоприятно отразиться на возможностях кредитной организации осуществлять платежи клиентов;

- обязанность кредитных организаций восстанавливать на расчетных счетах налогоплательщиков суммы налоговых платежей в случаях, если данные средства не были перечислены в бюджет или государственные внебюджетные фонды, перекладывает ответственность за неуплату налогов на банки и противоречит праву владельца банковского счета самостоятельно распоряжаться своими средствами;

- вопросы перерегистрации кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, не отражены в действующем законодательстве.

Развитие реального сектора экономики невозможно без использования долгосрочных инвестиций, в связи с чем представляется необходимым освобождение от налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления долгосрочных кредитов (более года) для развития производства. Кроме того, предлагается считать приоритетной покупку коммерческими банками ценных бумаг, связанных с реальным сектором экономики, предусмотрев благоприятные условия для банков, направляющих временно свободные денежные средства на приобретение золотых монет и слитков, стимулируя тем самым развитие золотодобывающей промышленности. По нашему мнению, введение в обращение монет из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) позволит не только привлечь значительные денежные средства населения, но и снизит давление на финансовый рынок России со стороны иностранной валюты.

Итак, снижение объемов неплатежей в бюджет и внебюджетные фонды может быть обеспечено, в частности, за счет ограничения круга банков, которым предоставлено право выполнять функции обслуживания фискальной системы, а также перевода бюджетных счетов на обслуживание в Федеральное казначейство.

В свою очередь, в целях обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды Банк России Письмами от 18.06.1999 N 182-Т "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59" и от 13.08.1999 N 240-Т "О порядке применения Разъяснений Банка России, данных в указании оперативного характера от 18.06.1999 N 182-Т" предусмотрел меры воздействия на кредитные организации, нарушившие сроки осуществления безналичных расчетов и имеющим картотеку неисполненных документов длительностью свыше трех дней, в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев.

Подписано в печать Л.Т.Кузнецова

25.11.1999 М.А.Наумова

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Правовые и организационные основы налогового консультирования ("Налоговый вестник", 1999, N 12) >
Вопрос: Известно, что реализация лекарственных средств освобождается от обложения НДС. Можно ли использовать эту льготу при реализации лекарств для лечения животных? ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.