Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Определение цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 1999

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Из ст.38 части первой НК РФ следует:

1. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

2. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом указанной выше статьи.

Осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов налогоплательщиком, налоговые органы имеют право проверить правильность применения цен по осуществляемым налогоплательщиком сделкам при наличии следующих факторов:

- сделки осуществлены между взаимозависимыми лицами, отношения между которыми (ст.20 НК РФ) могут оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности организации (доля участия другой организации составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого);

- реализация товаров (работ, услуг) осуществляется путем товарообменных (бартерных) операций;

- совершения внешнеторговых сделок;

- наличие отклонений цен более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Идентичными признаются товары, которые имеют одинаковые характерные для них основные признаки, а однородными - имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов.

Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок. Иначе говоря, поставщик отпустил товары покупателю, доля которого в его уставном капитале составляет 30%, по той же цене и на тех же условиях, как другим покупателям в установленном порядке.

Налоговые органы не осуществляют проверку налогоплательщика, который при проведении товарообменных (бартерных) операций не имеет отрицательного результата.

Как указывается в п.6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости полученных или подлежащих получению организацией товаров (ценностей), которая определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью переданной или подлежащей передаче продукции (товаров), которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).

Налогоплательщик должен принять во внимание, что Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений), не отменено, поэтому разница в оплате дебиторской задолженности для целей налогообложения не принимается (п.15 этого Положения).

Аналогично и по внешнеторговым сделкам, когда налогоплательщик имеет отрицательный результат между дебиторской задолженностью и фактическим возмещением этой задолженности.

Еще Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 N 1095 "О внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" было определено, что с 1 октября 1998 г. выручка при реализации продукции (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам (включая применение наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам) определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок, надбавок или скидок.

Это не было новым в бухгалтерском учете, т.к. в Инструкции по применению Плана счетов финансово - хозяйственной деятельности предприятий уже было, правда для торговых организаций, установлено, что поставщик предоставляет покупателю скидки (накидки) на возможные потери, которые отдельной позицией учитываются на счете 42 или оприходование товаров осуществляется по фактической оплате с учетом предоставленных скидок или накидок.

Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1095 предоставило организациям право применения наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам, которые могут иметь место в случаях, вызванных:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынке новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предусмотрено, что сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы, готовая продукция, товары в организациях торговли, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Корректировать финансовые результаты для целей налогообложения на указанную разницу между первоначальной стоимостью заготовления (приобретения) и ценой возможной реализации для целей налогообложения запрещает Положение о составе затрат и нормативные документы по налогу на прибыль, но если указанные ценности будут реализованы, то в этом случае обоснованные скидки, вызванные потерей товарами качества или иных потребительских свойств, для целей налогообложения будут приняты во внимание.

Вместе с тем возникающие потери, связанные со скидками, имеют отношение только к товарам, т.е. к тому, что отражается по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", поэтому финансовые результаты при наличии отрицательного результата при реализации и прочем выбытии основных средств и прочих активов, списание которых отражается по счетам 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" не должны быть снижены.

Так как передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации при ее реорганизации, на осуществление основной уставной деятельности некоммерческих организаций, как инвестиции и других целей, определенных в п.2 ст.39 части первой НК РФ, реализацией товаров (работ, услуг) не признается, списание этого имущества у собственника не следует отражать по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", и без снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен", Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 по этому же вопросу, другими законодательными актами Российской Федерации по отдельным товарам (работам, услугам) применяются государственные регулируемые цены (тарифы).

Правительством РФ в п.5 Постановления N 239 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Налоговые органы руководствуются п.13 ст.40 части первой НК РФ в случае реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), и только при условии, что местными органами власти в соответствии с законодательством определен перечень товаров (работ, услуг) и налогоплательщику не производится возмещение допущенных им потерь в результате взимания со своих покупателей платы за товары (работы, услуги) не по рыночной цене, а с применением государственных регулируемых цен.

Подписано в печать В.И.Макарьева

25.11.1999 Государственный советник

налоговой службы II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обзор наиболее существенных изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации (Окончание) ("Налоговый вестник", 1999, N 12) >
Вопрос: ...Организация в I квартале 1999 г. осуществила безвозмездную передачу продукции. Законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ п.5 ст.2 Закона N 2116-1, регулирующий данный вопрос, с 1 января 1999 г. отменен. Какими нормативными документами следует руководствоваться по вопросу определения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в приведенной ситуации? ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.