Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги, поступающие в дорожные фонды, и соглашения о разделе продукции ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 1999

НАЛОГИ, ПОСТУПАЮЩИЕ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ,

И СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Динамичные изменения в российском налоговом законодательстве требуют внесения изменений и дополнений в соответствующие документы федеральных органов исполнительной власти. Поэтому в связи с принятием Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в Инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" были внесены Изменения, зарегистрированные в Минюсте России 13 августа текущего года (регистрационный номер 1868), которые, по сути, идентичны соответствующим положениям, учтенным ранее в Законе РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", поскольку ст.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты МНС России как федерального органа исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Настоящие Изменения затрагивают интересы российских и иностранных юридических лиц, участвующих в качестве инвесторов в работах, выполняемых согласно соглашениям о разделе продукции.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" такое соглашение является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, касающиеся пользования недрами, условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Законом N 32-ФЗ даны дополнительные разъяснения по налогам на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств, закреплены правовые основы соглашений о разделе продукции, в том числе общие налоговые отношения между инвесторами и государством.

Согласно названным Законам и рассматриваемым Изменениям участники соглашений о разделе продукции при реализации продукции (например, добытого минерального сырья, а также продуктов его переработки) не производят уплату налога на пользователей автомобильных дорог, а также налога с владельцев транспортных средств при использовании принадлежащих российским и иностранным организациям транспортных средств исключительно в соответствии с названными соглашениями.

На самом деле как российские, так и иностранные организации - налогоплательщики должны уплачивать эти налоги не в денежной, а в "натуральной" форме (долей продукции). При разделе продукции доля государства в этом соглашении соответственно должна включать налоговые платежи (Закон N 225-ФЗ).

Заслуживает внимания дата вступления в силу настоящих Изменений, то есть период, с которого начинают действовать соответствующие положения об освобождении российских и иностранных организаций - инвесторов от уплаты упомянутых налогов, закрепленных ранее в законодательстве.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

В данном случае Изменениями указана дата - 15 февраля 1999 г. Вместе с тем при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты налогов, установленные указанными соглашениями.

Несмотря на то что Законы N 225-ФЗ и N 32-ФЗ вступили в силу 1 января 1996 г. и 15 февраля 1999 г. соответственно (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 1, ст.18; 1999, N 7, ст.879), более поздний Закон содержит положение, согласно которому для плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты этих налогов, установленные указанными соглашениями.

Иными словами, нормативный акт, изданный в соответствии с законодательным актом, ссылается на отношения, возникшие между государством и инвестором, которые "должны регулировать" налоговые отношения до принятия соответствующих законов.

Данное положение позволяет обратиться к действовавшему ранее Указу Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами", вышедшему в целях создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции в период до вступления в действие законов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения таких соглашений. Названным Указом также была установлена замена взимания налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей (за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами), при осуществлении раздела продукции между договаривающимися сторонами.

Согласно Закону N 225-ФЗ перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями названного Закона, устанавливаются федеральными законами.

Поскольку налог с владельцев транспортных средств, а также большая часть налога на пользователей автомобильных дорог зачисляется в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации, денежная составляющая наполняемости региональных бюджетов будет зависеть от использования инвесторами ресурсов государства (в соответствии с названными соглашениями) на территории соответствующего региона. В настоящее время согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" такими регионами могут являться Республики Саха (Якутия), Татарстан, Коми и Удмуртская Республика, Белгородская, Сахалинская, Томская и Тюменская области, Ханты - Мансийский и Эвенкийский автономные округа.

Однако в отдельных случаях право пользования участками недр на условиях раздела продукции может быть предоставлено на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации без утверждения федеральными законами, если указанные участки недр включают месторождения полезных ископаемых, определенные в ст.2 Закона N 225-ФЗ.

В соответствии с вышеназванными Федеральными законами Правительство РФ утверждает составы отдельных комиссий по разработке условий раздела продукции по конкретным месторождениям, а также состав правительственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции, в которые включаются, в частности, представители:

- Президента Российской Федерации и Правительства РФ;

- соответствующих комитетов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- губернаторов (администраций) субъектов Федерации;

- федеральных министерств (топлива и энергетики, природных ресурсов, экономики, финансов, по налогам и сборам, юстиции, транспорта), других ведомств (ФЭК России, ГТК России, ФПС России, Госкомэкологии России, Госгортехнадзора России и иных федеральных органов исполнительной власти).

При этом правительственная комиссия решает следующие основные задачи:

- подготовка предложений по разработке и финансированию инвестиционных проектов на условиях раздела продукции;

- рассмотрение перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции;

- утверждение директив комиссиям по разработке условий недропользования и подготовке проектов соглашений о разделе продукции в пределах компетенции Российской Федерации;

- рассмотрение проектов соглашений о разделе продукции перед их внесением в Правительство РФ;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций при осуществлении соглашений о разделе продукции;

- выработка предложений о совершенствовании нормативно - правовой базы для реализации соглашений о разделе продукции;

- контроль за соблюдением интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции;

- рассмотрение проектов договоров о распределении государственной доли произведенной продукции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Осуществление прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении месторождений углеводородного сырья возложено на Минтопэнерго России, а права и обязательства государства по соглашениям о разделе продукции в отношении иных видов минерального сырья - на Минприроды России.

Таким образом, вопросы, связанные с реализацией соглашений о разделе продукции, представляют собой достаточно сложный правовой механизм.

Кроме того, Закон N 32-ФЗ, в связи с принятием которого вносятся изменения в Инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", регулирует также взаимоотношения государства и инвестора в части уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятий, акцизов, таможенных пошлин, устанавливает особенности отношений, возникающих при пользовании недрами (в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"), участками континентального шельфа (в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что настоящие Изменения не предоставляют и не вводят дополнительные льготы отдельным налогоплательщикам, если налоги (на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств), подлежащие уплате инвесторами, включены в ту часть добытой продукции, которая по соглашению о разделе продукции принадлежит государству.

Вместе с тем следует учитывать, что соглашения о разделе продукции (в части уплаты налогов) составляют менее прозрачные налоговые отношения, нежели взимание налогов в общеустановленном порядке, а условия, на которых государство предоставляет инвесторам право на добычу и использование своих природных ресурсов, не являются общедоступной информацией.

Подписано в печать М.А.Высоцкий

25.11.1999 Советник налоговой службы

II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: На каком счете строительным организациям правильно учесть затраты по заготовке материалов и конструкций? ("Налоговый вестник", 1999, N 12) >
Статья: Новое в налогообложении ЗАТО ("Налоговый вестник", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.