Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет расчетов с бюджетом в сельском хозяйстве ("Бухгалтерский учет", 1999, N 12)



"Бухгалтерский учет", N 12, 1999

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В сельском хозяйстве платежи в бюджет характеризуются рядом существенных особенностей: отдельные виды платежей не уплачиваются, а по другим имеются льготы и ряд особенностей в исчислении.

Сельскохозяйственные предприятия вносят в бюджет следующие виды налогов и платежей: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (на особых условиях), НДС, земельный налог, налог на имущество (на особых условиях), отдельные платежи в дорожные фонды и другие виды платежей.

Подоходный налог с физических лиц все сельскохозяйственные организации уплачивают в общем порядке, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от сельскохозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства. Данная льгота предоставляется вне зависимости от того, какой статус имеет хозяйство: юридического лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" либо статус предпринимателя без образования юридического лица согласно ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном прядке. Если же в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется учет личных доходов членов хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, то разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского (фермерского) хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Налог на прибыль. В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N 2116-1 (с последующими изменениями и дополнениями) предприятия любых организационно - правовых форм не являются плательщиками налога с прибыли, полученной от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции (за исключением предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными органами власти субъектов Российской Федерации).

От налога освобождается прибыль от реализации продукции, прошедшей только первичную переработку, например прибыль от реализации продуктов первичной переработки молочной продукции (сметаны, сливок, творога, кефира); мяса скота, выращенного на данном предприятии; семян подсолнечника; масла растительного собственного производства; невыделанных шкурок пушных зверей и т.п.

Если продукция первичной переработки используется в этом же хозяйстве как сырье для производства, по существу, уже продукции промышленного производства (из муки изготавливаются хлебобулочные и кондитерские изделия, из молока - сыр и масло, из шкурок зверей - меховые изделия и т.д.), то прибыль, полученная от производства и реализации этой продукции, участвует в налогообложении, для чего составляется специальный расчет.

Что касается прибыли, полученной от реализации несельскохозяйственной продукции и от оказания услуг, то по ним налогообложение производится в общеустановленном порядке.

Убытки, полученные от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, в том числе подсобного сельского хозяйства и охотничьей продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии продукции, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются (т.е. не уменьшают налогооблагаемую прибыль, если она имеется).

Сельскохозяйственные предприятия часто реализуют животных основного стада без постановки на откорм (через счет 47). В связи с тем, что скот, хотя и числится на счете 01, по существу, является сельскохозяйственной продукцией и не включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога с прибыли.

Если предприятие не производит, а только перерабатывает сельскохозяйственную продукцию, то оно является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

Платежи за землю. Все землепользователи независимо от вида собственности на землю обязаны вносить земельные платежи, установленные Законом РФ "О плате за землю": земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются собственники земли и землепользователи, осуществляющие пользование ею на основе государственного акта.

Арендная плата является одной из форм платы за землю. Она взимается за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду, и является неналоговым платежом, поступающим в бюджетную систему Российской Федерации.

Нормативная цена земли применяется при передаче земли в собственность гражданам, установлении коллективно - долевой собственности, передаче по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка, при выкупе земель, занятых приватизированными предприятиями, и в других случаях, установленных законодательством.

Нормативная цена земли устанавливается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке нормативной оценки земли". Она не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типовые земельные участки соответствующего целевого назначения.

Основным видом платежей за землю, разумеется, является земельный налог, размер которого не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в год. В соответствии с действующим законодательством можно выделить основные категории земель, на которые установлены отдельные ставки налога:

- земли сельскохозяйственного назначения, где выделяются следующие группы: земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство; земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота; земли колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;

- земли населенных пунктов, где выделяют земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов; земельные участки для жилищного, дачного, кооперативного строительства, предпринимательской деятельности;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, природного заповедника, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения;

- земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.

При этом внутри отдельных групп земель могут быть предусмотрены классы земель, для которых установлены отдельные ставки налога в зависимости от их ценности. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть классифицированы в зависимости от состава угодий, их качества и местоположения.

Полностью освобождаются от уплаты налога за землю научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче им земельного участка в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Следует отметить, что 31 декабря 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", внесший изменения в ст.3 Закона "О плате за землю". В соответствии с этими изменениями теперь за земельные участки, не используемые в хозяйстве или используемые не по назначению, установлена двукратная ставка налога.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" начиная с 30 июля 1998 г. внесение в доход бюджетов соответствующего уровня платы за землю производится самим плательщиком.

- За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленным законодательством долями плательщик (как юридическое, так и физическое лицо) направляет плату на бюджетные счета Российской Федерации в Федеральном казначействе, субсчета Российской Федерации; соответствующую часть средств - на бюджетные счета органов местного самоуправления.

- За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плательщик направляет плату на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления одним платежным поручением.

- Плату за земли в границах сельской местности, не подлежащую перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, плательщик направляет одним платежным поручением на соответствующий бюджетный счет районных органов местного самоуправления.

В связи с новым порядком перечисления средств платы за землю в бюджеты разных уровней (отдельными платежными поручениями) открыты отдельные лицевые счета по каждому бюджету. Начисление пени за недоимку по одному из бюджетов производится независимо от наличия переплаты по другим бюджетам. В связи с новым порядком платежей хозяйствам необходимо следить за своевременным и полным перечислением платы за землю на каждый лицевой счет соответствующего бюджета.

Порядок перечисления средств по уровням бюджетов распространяется и на арендную плату. В большинстве субъектов федерации в бюджет перечисляется 30% от арендной платы за землю.

Налог на добавленную стоимость сельскохозяйственные предприятия уплачивают в основном в общем порядке, но с некоторыми особенностями. До середины 1998 г. по продовольственным товарам, производимым сельскохозяйственными организациями (за исключением подакцизных), действовала льготная пониженная ставка платежей НДС - 10%. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%" данная льготная ставка оставлена только по хлебу и хлебобулочным изделиям, молоку и молочным продуктам (за исключением мороженого), продукции детского и диабетического питания в соответствии с приведенными в Письме Госналогслужбы России, согласованном с Минфином России от 18.04.1996 N ВЗ-4-03/34н, кодами товаров по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93. По остальным видам продовольственных товаров теперь действует общая ставка НДС 20%.

Налог на имущество. Пунктом "б" ст.5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" установлено, что для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Подпунктом "в" п.6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" установлено, что к сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 30 и введенный в действие с 1 июля 1994 г. Значит с имущества для сельскохозяйственной деятельности налог на имущество сельскохозяйственные предприятия не уплачивают. Однако если кроме сельскохозяйственной деятельности предприятие имеет доходы от других видов деятельности (промышленные производства, услуги и т.п.), то учитывается, какой размер занимают эти виды деятельности.

Льгота по налогу предоставляется, если в составе общей выручки доля поступлений от сельскохозяйственной деятельности занимает не менее 70%, льгота предоставляется по итогам работы хозяйства за год. При этом в общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.

Если по итогам года выручка от сельскохозяйственной деятельности составит меньше 70%, то льгота предоставляется только в части имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (пп."в" ст.5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий").

Сельскохозяйственные предприятия также вправе пользоваться другими льготами, установленными Законом РФ "О налоге на имущество предприятий", если на балансе имеется льготируемое имущество.

В целях правильности применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет такого имущества.

Налог с продаж. Если сельскохозяйственное предприятие занимается продажей продукции в розницу (молоко, овощи, мясо, другая продукция), то оно уплачивает налог с продаж по ставке, установленной в данном регионе (соответствующем субъекте федерации) - в пределах до 5% от выручки. В большинстве регионов страны ставка налога установлена в пределах 2 - 3% поступающей выручки от реализации продукции (услуг) населению.

Платежи в дорожные фонды. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) от уплаты налогов на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес дохода от реализации которой в общей сумме доходов занимает 70 и более процентов.

Удельный вес от реализации сельскохозяйственной продукции в общих доходах определяется по результатам работы за прошедший год:

- если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил 70 и более процентов, то в текущем году налог не уплачивается, но если по результатам работы текущего года доходы будут меньше 70% - уплата налога за текущий год производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского баланса за год;

- если в течение прошедшего года налог уплачивался, но по результатам работы за истекший год удельный вес доходов по сельскому хозяйству составил 70 и более процентов, плательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке;

- если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил менее 70%, то в текущем году уплата налога производится нарастающим итогом по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Если сельскохозяйственные организации занимаются операциями по реализации горюче - смазочных материалов, то они в общем порядке уплачивают налог на реализацию этих материалов по установленной ставке.

Корреспонденция счетов

Учет расчетов с бюджетом по всем налоговым платежам общего характера ведется на счете 68 "Расчеты с бюджетом", к которому выделяются субсчета по видам уплачиваемых налогов: "Расчеты с бюджетом по подоходному налогу с физических лиц", "Расчеты по земельному налогу" и т.п.

Что касается специализированных налогов и сборов, уплачиваемых в дорожные фонды, то они учитываются на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" с классификацией по видам платежей.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по расчетам с бюджетом и дорожными фондами по основным видам платежей.

Земельные платежи. Начисляемые суммы земельных платежей относятся на соответствующие затраты, учитываемые на счетах по принадлежности используемых земель: счета 20 "Основное производство" - по землям, учитываемым в процессе производства; 08 "Капитальные вложения" - по земельным участкам, на которых возводятся строительные объекты; 23 "Вспомогательные производства" - по земельным участкам, занятым этими производствами (мастерские, машинные дворы, гаражи, машинные полигоны и т.п.), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - по землям под объектами ЖКХ, социально - культурного назначения, столовыми, пекарнями и т.п. При этом во всех случаях корреспондирующим счетом по кредиту будет счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по земельному налогу".

Если твердого закрепления земель нет (а такое положение в сельском хозяйстве существует по большинству объектов основного производства, особенно в растениеводстве), то практикуется отнесение сумм земельных платежей в течение года на счет 26 "Общехозяйственные расходы" (с распределением в конце года на объекты основного производства по счету 20 в соответствии с фактическим использованием земель).

Перечисление сумм начисленных земельных платежей отражается по дебету счета 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу", кредит счета 51 "Расчетный счет".

Подоходный налог с физических лиц в сельскохозяйственных предприятиях отражается на счетах в общеустановленном порядке: при начислении налога делается запись по кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по подоходному налогу с физических лиц" и дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" по аналитическим счетам расчетов по оплате труда лиц, у которых удерживается налог. При перечислении сумм налогов: дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", кредит счета 51 "Расчетный счет". Единственная особенность в сельском хозяйстве по данному налогу состоит в том, что применяется специализированная форма расчетно - платежной ведомости ф. N 141-АПК, в которой непосредственно по каждому работнику выводятся суммы подоходного налога, подлежащие удержанию за отчетный месяц (как разница сумм начисленного подоходного налога с начала года и сумм уплаченного налога до данной отчетной даты).

Налог на прибыль уплачивается в случаях, если по условиям налогообложения данное хозяйство обязано его уплачивать. Порядок корреспонденций по данному налогу типовой: при начислении налога делается запись по кредиту счета 68, субсчет "Расчет по налогу на прибыль", кредит счета 81 "Использование прибыли", субсчет "Платежи в бюджет из прибыли"; при перечислении сумм налога - дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", кредит счета 51 "Расчетный счет".

Налог на добавленную стоимость. Как известно, по данному налогу используются два счета: 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - на суммы НДС, начисляемые поставщикам и другим кредиторам за поступающие ценности и выполненные для хозяйства работы и услуги, и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", где отражаются суммы НДС от покупателей (по кредиту) и суммы НДС, уплаченные поставщикам и подлежащие зачету (по дебету). В результате сопоставления кредитового и дебетового оборотов субсчета выводится сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (при кредитовом сальдо субсчета) либо возмещению из бюджета (при дебетовом сальдо субсчета).

К сожалению, ввиду несовершенства применяемых регистров аналитического учета по расчетам НДС были введены дополнительные регистры внесистемного учета: "Журнал регистрации счетов - фактур", "Книга покупок" и "Книга продаж". В сельском хозяйстве применяемый регистр системного аналитического учета по НДС - ведомость ф. N 32-АПК вполне обеспечивает систематизацию данных по НДС, начисляемому поставщикам по НДС, начисляемому к получению от покупателей, и, самое главное, НДС, подлежащему уплате в бюджет. В связи с тем, что введенные формы внесистемного учета являются обязательными (они были введены на основании соответствующего постановления Правительства), сельскохозяйственные предприятия, разумеется, ведут и их, что приводит к дублированию в учете, содержанию в бухгалтерии дополнительного работника, чтобы обеспечить ведение этих громоздких форм внесистемного учета.

Налог на имущество, как было отмечено выше, сельскохозяйственные организации уплачивают лишь в отдельных случаях. Он подлежит отнесению на финансовые результаты деятельности организации с кредита счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество" в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". Уплата налога отражается записью по дебету счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество", кредит счета 51 "Расчетный счет".

Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из определенной за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества за исключением необлагаемых налогом объектов, балансовая стоимость которых (за вычетом суммы износа) уменьшает облагаемую базу по налогу (до 2%). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Налог с продаж, если его уплачивают сельскохозяйственные организации, оформляется типовыми записями: при начислении налога - дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу с продаж"; при уплате налога -дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу с продаж", кредит счета 51 "Расчетный счет".

Платежи в дорожные фонды. Если сельскохозяйственное предприятие занимается операциями по реализации горюче - смазочных материалов, то учет этих операций осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", субсчет "Расчеты по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов". Начисление сумм налога отражается по кредиту этого субсчета в корреспонденции с дебетом счета 46. Начисленные суммы налога перечисляются в федеральный дорожный фонд, что отражается записью по дебету счета 67, субсчет "Расчеты по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Если сельскохозяйственное предприятие уплачивает налоги в дорожные фонды на пользователей автомобильных дорог, владельцев транспортных средств, на приобретение транспортных средств, то начисление указанных налогов отражается по кредиту счета 67, соответствующие субсчета данного счета по видам налогов с отнесением в дебет счетов: 26 "Общехозяйственные расходы" - налоги на пользователей автомобильных дорог и владельцев транспортных средств и - в дебет счета 08 "Капитальные вложения" - налог на приобретение транспортных средств. Перечисление налогов отражается по дебету счета 67 (соответствующие субсчета) и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Суммы этих налогов перечисляются в территориальные дорожные фонды (за исключением хозяйств, расположенных в городской черте Москвы и Санкт - Петербурга, где указанные налоги перечисляются в федеральные дорожные фонды).

Отражение в регистрах

В сельском хозяйстве для отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетным фондами по налоговым платежам предусмотрены следующие регистры аналитического учета: ведомость ф. N 32-АПК аналитического учета расчетов по НДС, ведомость ф. N 37-АПК аналитического учета расчетов с бюджетом (кроме НДС) и по внебюджетным налоговым платежам.

Ведомость ф. N 32-АПК является специализированным регистром по учету расчетов по НДС: с поставщиками по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", с покупателями за реализованные им ценности по счетам 46, 47, 48 и 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".

Ведомость состоит из двух разделов. В первом ведется аналитический учет по счету 19 в разрезе предусмотренных субсчетов: НДС по приобретенным материальным ресурсам, НДС по приобретенным МБП, НДС по приобретенным нематериальным активам, НДС по работам (услугам) производственного характера, НДС при осуществлении капитальных вложений, НДС по приобретенным товарам. Ведомость открывается на месяц, она имеет дебетовую и кредитовую стороны со свободными графами для отражения операций по корреспондирующим счетам.

В дебет счета 19 делаются записи на основании счетов - фактур на поступающие материальные ресурсы и выполненные работы и услуги с записью в графы по корреспондирующим счетам 60, 76, 71, 51, 52, 55, 50 и др.

По мере оплаты поступающих ценностей, выполненных работ и услуг они в этом же разделе ведомости списываются с кредита счета 19 в дебет счетов: 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - по суммам, которые зачитываются для списания задолженности по НДС бюджету; 87, 88, 96 - по суммам НДС, которые не подлежат зачету НДС по задолженности в бюджет.

В итоге в первом разделе ведомости собираются все данные по дебету и кредиту счета 19 в разрезе корреспондирующих счетов. По итогам записей за месяц выводят суммы оборотов и сальдо по каждому субсчету и по счету в целом. Разумеется, основные суммы со счета 19 списывают в дебет счета 68 в уменьшение задолженности по НДС, подлежащему взносу в бюджет.

Во втором разделе ведомости ведется развернутый учет операций по субсчету "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" счета 68 "Расчеты с бюджетом". По субсчету предусмотрены следующие реквизиты: сальдо на начало месяца (квартала) по дебету и кредиту (по отдельным видам расчетов по НДС может быть дебетовое сальдо - задолженность бюджета, по большинству же, разумеется, - кредитовое - задолженность бюджету); дебетовые обороты субсчета в разрезе корреспондирующих счетов (по соответствующим графам); итоги оборотов по дебету; кредитовые обороты по субсчету в разрезе корреспондирующих счетов (по соответствующим графам); итоги кредитовых оборотов; сальдо на конец месяца (квартала) раздельно по дебету и кредиту. Таким образом, ведомость дает полную картину движения сумм по данному субсчету.

Самым важным в данной ведомости является правильное выведение сумм НДС, подлежащих уплате (или возмещению) из бюджета. Дело в том, что некоторые суммы не идут в зачет уменьшения задолженности НДС в бюджет (суммы, списываемые со счета 19 на счета 84, 87, 88, 96 и др.). В зачет и, соответственно, в выведение сальдо по взаимоотношениям с бюджетом идут только суммы, списываемые со счета 19 на счет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".

Правильно составленная ведомость ф. N 32-АПК дает весь необходимый материал для учета расчетов по НДС с бюджетом в системе счетов бухгалтерского учета (причем как в целом по хозяйству, так и по субсчетам и отдельным аналитическим счетам - конкретным видам платежей НДС). Разумеется, такой материал важен не только для бухгалтерского учета, но и для контроля расчетов с бюджетом.

Ведомость ф. N 37-АПК учета расчетов с бюджетом (кроме НДС) и по внебюджетным платежам предназначена для аналитического учета по всем видам платежей в бюджет по счету 68 (кроме НДС) и по платежам в дорожные фонды.

Ее открывают на месяц, квартал, полугодие с использованием вкладных листов. Ведомость по счетам 68 и 67 ведут в разрезе субсчетов и аналитических счетов.

При открытии ведомости записывают дебетовые или кредитовые остатки на начало месяца (квартала) по каждому виду платежей. Данные для записи берутся из ведомости той же формы за предыдущий период.

Сверку оборотов ведомостей ф. N 32-АПК и 37-АПК до переноса в журнал - ордер делают в установленном порядке с соответствующими регистрами по каждому корреспондирующему счету.

После сверки оборотов итоговые записи по кредиту указанных счетов за месяц с разбивкой по корреспондирующим дебетуемым счетам переносят из ведомостей ф. N 32-АПК и 37-АПК в журнал - ордер N 8-АПК. Суммы дебетовых оборотов по этим счетам переносят общими итогами без разбивки по корреспондирующим счетам. Кредитовый оборот в журнале - ордере по счетам 67 и 68 за отчетный месяц сверяют с данными других регистров. После сверки с другими регистрами данные из журнала - ордера N 8-АПК по счетам 68 и 67 в установленном порядке переносят в Главную книгу.

Принятый порядок учета расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам в сельском хозяйстве в специализированных регистрах системного аналитического учета себя оправдал, так как он обеспечивает полную сверку данных. Допускаемые в регистрах внесистемного учета ошибки здесь практически исключены благодаря сверке данных между регистрами по корреспондирующим счетам.

Подписано в печать М.З.Пизенгольц

20.11.1999 Профессор

Российского государственного

аграрного заочного университета

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет оплаты жилья и коммунальных услуг в организациях ("Бухгалтерский учет", 1999, N 12) >
Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение в садоводческих некоммерческих товариществах ("Бухгалтерский учет", 1999, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.