|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Структурное реформирование промышленности региона (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 47)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, 1999
СТРУКТУРНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
Предпосылки для проведения реформирования
В настоящее время одним из самых важных процессов в экономике стала перестройка основных принципов управления. Обусловлено это главным образом тем, что в условиях рыночной экономики каждое предприятие приобрело свободу выбора и начало перестраивать работу в одном из следующих направлений: традиционное - получение искусственных конкурентных преимуществ (государственная поддержка, льготные, по сниженной ставке, денежные и налоговые кредиты, лоббирование госзаказа). Этот путь решения проблем сначала оказался самым эффективным, так как давал немедленные результаты. Однако по мере снижения объемов льготного кредитования, а также других видов государственной поддержки предприятия, делавшие на этот метод основную ставку, к 1995 г. оказались на грани банкротства; переходное - следование за рыночной конъюнктурой (создание отдела маркетинга, расширение коммерческой службы). Однако вследствие отсутствия немедленного эффекта и снижения платежеспособного спроса начинается сначала неконтролируемый рост дебиторской задолженности, а потом вытеснение денежных средств из расчетов. Часто за этим следует попытка наладить управление финансами путем контроля одного лица за денежными потоками. В случае работы в удачной рыночной нише предприятия, принявшие эту стратегию, успешно преодолевали кризисы, но их положение ухудшалось вместе с первым же изменением рыночной конъюнктуры; осознанное реформирование - использование рыночных условий для развития (анализ изменившихся условий и необходимых функций, возможно, с участием консультантов). К осознанному реформированию перешло меньшинство предприятий, а значительная часть оставшихся так и не смогла начать процесс реформирования. Однако доля осознанно реформировавшихся предприятий в валовом внутреннем продукте, например, Владимирской области, а соответственно и их доля в бюджете существенно больше их доли в производственном потенциале. Из этого следует, что для улучшения положения в регионе требуется увеличить производственные мощности предприятий с переходным и рыночным стилем управления или реформировать предприятия с целью изменения стиля управления. Для увеличения производственных мощностей требуются значительные капитальные вложения, что практически невозможно в условиях дефицита регионального бюджета. Следовательно, единственный способ, позволяющий улучшить положение дел, - реформирование предприятий в соответствии с предварительно разработанной программой, которая состоит из двух частей:
обеспечение проекта реформирования конкретного предприятия (эта часть включает поддержку деятельности консультантов); обеспечение экономического содействия процессу реформирования предприятий (в том числе становление законодательной и нормативной базы).
Поведение предприятия в условиях рынка
Чтобы понять ход реформирования предприятия, необходимо знать структуру работы предприятий с традиционным и переходным стилями управления, а также структуру работы рыночного предприятия, т.е. начальные и конечные пункты реформирования. Функциональная модель деятельности предприятия с традиционным стилем управления обычно выглядит следующим образом:
¦ ¦ Загрузка ¦ ¦ Выполнение производственных ¦ ¦ требований мощностей ¦ ¦ по отчетности \ / \ / ———————————————¬ ———————————> | Деятельность | ————————————> Сырье | предприятия | Готовая L——————————————— Продукция / \ / \ | | | | | | Коммерция | | Производство Диаграмма построена по методологии IDEF—0, предназначенной для того, чтобы показать связи между различными процессами в структуре. При такой методологии для описания каждого процесса используются следующие обозначения: 1. Вход, в данном случае "Сырье". Данные, сырье или любой другой объект, необходимые для обеспечения процесса. 2. Требование, в данном случае "Загрузка производственных мощностей" и "Выполнение требований по отчетности". Управляющие воздействия на процесс. Обычно они трудно отделимы от входов, но отличаются тем, что именно наличие управления отличает процессы, в которых требуется участие человека, от тех, которые могут выполняться автоматически. 3. Выход, в данном случае "Готовая продукция" — результат процесса. 4. Механизм, которым в данном случае являются "Коммерция" и "Производство", — самый неоднозначный из обозначений в IDEF—0. Он может обозначать метод, который применяется в процессе, ресурс, используемый в нем, или исполнителя процесса. Отличие механизмов от всех остальных частей модели заключается в том, что входы, требования и выходы определяют взаимосвязи между блоками, а механизмы позволяют при необходимости до некоторой степени объединять объекты. Можно сделать вывод, что вход при наличии управления преобразуется в выход при помощи механизма (ресурса). Требование максимальной загрузки производственных мощностей и требование действий в соответствии с установленными правилами разного происхождения: чаще всего предприятия с традиционным стилем управления производят продукцию вне зависимости от того, есть на нее спрос или нет (при этом единственным аргументом, достаточным для того, чтобы прекратить производство ненужной продукции, является недостаток сырья, который обычно происходит из—за нехватки оборотных средств, которая в свою очередь наступает из—за "замораживания" не нужной на рынке продукции); выполнение требований по отчетности — напоминание о системе централизованного управления экономикой, когда предприятие должно было постоянно отчитываться перед вышестоящими инстанциями (до сих пор до половины времени у финансовых служб любого предприятия занимает составление различных отчетов и форм, часть которых требуют различные государственные органы, а часть экономические службы составляют просто по привычке. Оставшееся время экономические службы обычно заняты бухгалтерским учетом и заполнением счетов — фактур. (Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 48, 1999) Подписано в печать С.В.Леонтьев 19.11.1999 К.т.н., директор управления проектов ЗАО "РОЭЛ Консалтинг", В.М.Скорик Директор Центра поддержки предпринимательства администрации Владимирской области, Г.М.Финкельштейн —————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |