Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Практика страхования аудиторов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 47)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, 1999

ПРАКТИКА СТРАХОВАНИЯ АУДИТОРОВ

В аудиторской деятельности независимо от уровня профессиональной подготовки и добросовестности аудиторов невозможно предоставить клиентам гарантии абсолютной надежности выводов аудита. Это связано с тем, что любая аудиторская проверка ограничена по времени и затратам, проводится преимущественно на выборочной основе и при этом неизбежно присутствует элемент субъективности (например, в отношении выбора направленности и объема аудиторских процедур). Кроме того, некоторые события хозяйственной жизни допускают различные интерпретации, что также привносит долю неопределенности в работу аудиторов.

Учитывая сложность профессиональных задач, решаемых в ходе аудита, нельзя полностью исключить вероятность профессиональной неудачи, в результате которой клиенту может быть нанесен ущерб, подлежащий возмещению аудиторской фирмой. Чтобы в подобных случаях минимизировать свои потери, аудиторские фирмы и аудиторы - индивидуальные предприниматели могут застраховать профессиональную ответственность.

В отношении выбора страховой компании в данном случае, как правило, неприменима обычная практика предпочтения страховщиков, имеющих стаж работы по конкретному виду страховой деятельности не менее 5 лет. Если исходить из этого требования, то выбор окажется крайне ограниченным, так как в тот период рынок страхования профессиональной ответственности аудиторов только начинал развиваться. Поэтому для данного вида страхования при выборе страховщика можно ориентироваться на 2 - 3 года его работы. Еще одним критерием надежности могут служить многопрофильность страховой компании, что придает ей дополнительную устойчивость, а также наличие территориальных подразделений. Если среди клиентов и учредителей страховой компании имеются солидные структуры и фирмы, это также можно считать весомым доводом в пользу выбора услуг такого страховщика. Если присутствуют основные признаки надежности (в том числе благоприятные результаты финансовой деятельности), можно переходить к рассмотрению предлагаемых условий страхования.

Страхование профессиональной ответственности аудиторов распространяется на материальную ответственность аудиторской фирмы по возмещению причиненного имущественным интересам ее клиента вреда, связанного с оказанием аудиторской фирмой услуг в течение периода страхования. Договор страхования, как правило, заключается на один год. Согласно такому договору при соблюдении определенных условий аудиторская фирма вправе рассчитывать на то, что страховая компания возместит убытки экономическому субъекту - клиенту аудиторской фирмы в диапазоне от установленной франшизы до общей страховой суммы. Фактически это означает, что сумма убытков не должна быть ни слишком маленькой, ни чрезмерно большой. В первом случае действует ограничение по франшизе, т.е. неоплате убытка, если он не достиг суммы, заранее оговоренной аудиторской фирмой и страховщиком. Если же убыток превышает страховую сумму, то возмещение возможно только в пределах страховой суммы, которая является максимальной выплатой страховщика, зафиксированной в договоре. Именно от этой суммы главным образом зависит страховой взнос, т.е. платеж аудиторской фирмы за страховую услугу.

Кроме того, страховая компания принимает во внимание виды лицензионной деятельности аудиторской фирмы, ее кадровый состав (общую численность сотрудников, образование и стаж их работы), объем деятельности фирмы (количество аудиторских проверок за предыдущие год - два и прогнозируемая цифра на предстоящий период), а также ее репутацию. В ходе переговорного процесса аудиторам целесообразно довести до сведения страховщика факты, свидетельствующие об их профессиональном уровне. Это могут быть сведения об участии аудиторов в деятельности общественных объединений, в работе профессиональных съездов, конференций и семинаров, в проведении научных и прикладных разработок. С точки зрения страховщика перечисленные факторы влияют на оценку вероятности возникновения страхового случая.

Под страховым случаем понимается судебное решение о возмещении ущерба экономическому субъекту - клиенту аудиторской фирмы либо досудебная претензия экономического субъекта, обоснованность которой признана как аудиторской фирмой, так и страховой компанией. Страховая компания возмещает ущерб только в том случае, если он нанесен в результате непреднамеренных ошибок или упущений аудиторов. Это могут быть существенные ошибки в расчетах, неудачное применение законодательства в ходе осуществления аудиторских услуг, необеспечение сохранности документации клиента и т.д.

Если клиент предъявляет аудиторской фирме претензии, от которых она застрахована, то информация об этом должна быть доведена до сведения страховой компании в срок, зафиксированный в договоре страхования (как правило, в пределах недели). Поведение страховщика при наступлении страхового случая является практической проверкой надежности страховой компании. Предугадать со стопроцентной уверенностью, что при любых обстоятельствах не возникнет трений и задержек, невозможно. Иногда уже на стадии обсуждения условий договора страхования присутствуют настораживающие факторы. Некоторые страховщики стремятся включать в договоры такие пункты, которые при наступлении страхового случая дают им широкую свободу для маневра. В качестве примера можно привести положение о том, что по решению страховщика аудиторская фирма сначала должна самостоятельно оплатить претензию клиента. Неравноправие сторон в отношении внесения изменений в договор страхования также должно насторожить аудиторскую фирму.

Если аудиторы считают, что в предлагаемых страховщиком документах по страхованию профессиональной ответственности присутствуют пункты, которые ущемляют их интересы, то могут быть предприняты шаги к достижению компромисса, который возможен, если обе стороны будут рассматривать представленный страховщиком типовой договор как рабочий материал, допускающий внесение поправок и уточнений. При ином исходе дела аудиторская фирма может обратиться к другому страховщику.

Подписано в печать Е.П.Чикунова

19.11.1999 Аудиторская фирма

"Интерэкспертиза"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Неделя финансового рынка ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 47) >
Статья: Шведский опыт - для российского бизнеса (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 47)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.