Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судебная практика по рассмотрению споров о применении контрольно - кассовых машин ("Финансовая газета", 1999, N 46)



"Финансовая газета", N 46, 1999

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН

Как известно, порядок денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно - кассовых машин (ККМ), а также ответственность за нарушение указанного порядка были установлены Законом Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако, учитывая, что в правоприменительной практике до сих пор возникают вопросы по применению этого Закона, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издал Постановление от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (см. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999, N 9). При применении названного Постановления необходимо обратить внимание на следующее.

1. Как уже отмечалось, Закон N 5215-1 регулирует порядок расчетов с населением, т.е. с гражданами, которые выступают в качестве покупателей товаров либо заказчиков на выполнение определенных работ или услуг. На практике возникал вопрос, должен ли применяться Закон в случае, если в качестве указанных лиц выступают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели). В п.3 Постановления N 10 определено, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве покупателя или клиента (т.е. независимо от того, приобретаются ли товары (работы, услуги) предпринимателем для личного пользования или в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расчеты с ним должны быть произведены с применением ККМ).

2. Статьей 7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за нарушение порядка расчетов с применением ККМ. В частности, предусмотрено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ).

Следует обратить внимание на то, что в Постановлении N 10 как расчеты, осуществляемые без применения ККМ, квалифицируются следующие действия (случаи):

отсутствие пломбы на ККМ либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти. Это влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ, а не за использование неисправной ККМ, поскольку наличие на ККМ пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска ККМ к применению (п.4 Постановления);

использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ, поскольку в соответствии со ст.ст.2 и 4 Закона N 5215-1 ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах (п.5 Постановления);

в соответствии с Законом N 5215-1 определенным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено в установленном порядке осуществлять торговлю (оказание услуг, работ) без применения ККМ, но с обязательной выдачей клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам. Как предусмотрено п.7 Постановления N 10, в случае невыдачи указанных документов строгой отчетности продавцы (исполнители работ, услуг) несут ответственность за осуществление денежных расчетов без применения ККМ.

3. В ст.7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной. Пунктом 1 Постановления N 10 определено, что при рассмотрении споров, связанных с применением указанной ответственности, судам необходимо иметь в виду, что ответственным в данном случае может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое лицо (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения (поскольку в соответствии с Законом штрафные санкции осуществляют налоговые органы, видимо, они и будут определять, к кому должна быть применена ответственность, предусмотренная абз.6 ст.7 Закона).

4. Как уже говорилось, в ряде случаев возможно осуществление расчетов без применения ККМ, но с выдачей документов строгой отчетности взамен чека. Однако и в последнем случае продавец (исполнитель работ, услуг) не освобождается от обязанности вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги). В случае несоблюдения указанной обязанности к виновным могут быть применены штрафные санкции, установленные абз.5 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1 (предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услуг), подвергается штрафу в 100-кратном МРОТ).

5. Статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) также предусматривается ответственность за продажу товаров без применения ККМ. При этом в качестве субъектов указанной статьи могут быть в том числе и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Таким образом, часто возникал вопрос, какую ответственность применять к предпринимателю: установленную Законом N 5215-1 или ст.146.5 КоАП РСФСР. В связи с этим в Постановлении N 10 (п.8) установлено, что при выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения ККМ государственными органами, которым в соответствии с КоАП РСФСР (ст.224.6) предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании ст.146.5 КоАП РСФСР, и споры, возникающие в связи с наложением указанных штрафных санкций, подведомственны арбитражным судам.

6. В соответствии с Постановлением N 10 нормы КоАП РСФСР применяются не только в случаях, указанных в предыдущем пункте. Так, в п.9 Постановления установлено, что поскольку Законом N 5215-1 не регламентирован порядок осуществления производства по делам о нарушении правил применения ККМ, при рассмотрении споров по этим делам судам следует руководствоваться содержащимися в КоАП РСФСР нормами о сроках наложения взыскания и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Таким образом, налоговый орган должен вынести решение о наложении взыскания в срок, определенный ст.38, а в срок, указанный в ст.282, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций.

Кроме того, в соответствии со ст.33 КоАП РСФСР "Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение" при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства, личность нарушителя и др.). Суды при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ также должны оценивать соответствующие обстоятельства независимо от того, каким государственным органом (в том числе и налоговым) наложен штраф. По результатам оценки суд может снизить размер штрафных санкций (по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении государственного органа).

Требования КоАП РСФСР (ст.235) в части составления и оформления акта, регистрирующего факт нарушения порядка денежных расчетов с применением ККМ, должны также учитываться проверяющим налоговым органом, поскольку Закон N 5215-1 не содержит специальных требований к форме и порядку составления такого документа (п.12 Постановления N 10).

В заключение хотелось бы напомнить о размерах штрафов, которые могут налагаться за нарушение порядка денежных расчетов с применением ККМ, установленных в ст.7 Закона N 5215-1. Как известно, указанные размеры были предметом рассмотрения споров в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П было установлено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ (абз.2 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1), должно подвергаться штрафу в размере, предусмотренном ст.146.5 КоАП РСФСР, т.е. от 50 до 100 МРОТ. При этом взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия.

Кроме того, по рассмотрении жалоб граждан в связи с наложением на них штрафов Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение от 01.04.1999 N 29-О, в соответствии с которым штрафные санкции за совершение правонарушений, предусмотренных абзацами третьим и пятым части первой ст.7 Закона N 5215-1 (соответственно использование неисправной ККМ и невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу)), налагаются на основе содержащейся в указанной статье пропорциональной зависимости от размера штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ. Поскольку, как уже говорилось, штраф за указанное правонарушение налагается в размере от 50 до 100 МРОТ, то суммы штрафов, налагаемых на основании абз.3 и 5 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1, должны составлять соответственно от 28,5 до 57,1 МРОТ за использование неисправной ККМ и от 14,3 до 28,6 МРОТ - за невывешивание ценника.

Подписано в печать Г.Титова

12.11.1999 Минфин России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В случае, когда уплата НДС за иностранное юридическое лицо не осуществлена налоговым агентом в момент перечисления ему средств, на счете 68 возникает задолженность по НДС, выраженная в валюте, уплата которой производится в рублях. На момент уплаты при изменении курса валюты разница относится на финансовые результаты. Будет ли эта разница курсовой или суммовой? ("Финансовая газета", 1999, N 46) >
Вопрос: Каковы условия и порядок привлечения заемных средств физическими и юридическими лицами - резидентами Российской Федерации от нерезидента в иностранной валюте? ("Финансовая газета", 1999, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.