![]() |
| ![]() |
|
Статья: Судебная практика по рассмотрению споров о применении контрольно - кассовых машин ("Финансовая газета", 1999, N 46)
"Финансовая газета", N 46, 1999
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
Как известно, порядок денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно - кассовых машин (ККМ), а также ответственность за нарушение указанного порядка были установлены Законом Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако, учитывая, что в правоприменительной практике до сих пор возникают вопросы по применению этого Закона, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издал Постановление от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (см. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999, N 9). При применении названного Постановления необходимо обратить внимание на следующее. 1. Как уже отмечалось, Закон N 5215-1 регулирует порядок расчетов с населением, т.е. с гражданами, которые выступают в качестве покупателей товаров либо заказчиков на выполнение определенных работ или услуг. На практике возникал вопрос, должен ли применяться Закон в случае, если в качестве указанных лиц выступают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели). В п.3 Постановления N 10 определено, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве покупателя или клиента (т.е. независимо от того, приобретаются ли товары (работы, услуги) предпринимателем для личного пользования или в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расчеты с ним должны быть произведены с применением ККМ). 2. Статьей 7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за нарушение порядка расчетов с применением ККМ. В частности, предусмотрено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ). Следует обратить внимание на то, что в Постановлении N 10 как расчеты, осуществляемые без применения ККМ, квалифицируются следующие действия (случаи): отсутствие пломбы на ККМ либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти. Это влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ, а не за использование неисправной ККМ, поскольку наличие на ККМ пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска ККМ к применению (п.4 Постановления); использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ, поскольку в соответствии со ст.ст.2 и 4 Закона N 5215-1 ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах (п.5 Постановления); в соответствии с Законом N 5215-1 определенным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено в установленном порядке осуществлять торговлю (оказание услуг, работ) без применения ККМ, но с обязательной выдачей клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам. Как предусмотрено п.7 Постановления N 10, в случае невыдачи указанных документов строгой отчетности продавцы (исполнители работ, услуг) несут ответственность за осуществление денежных расчетов без применения ККМ.
3. В ст.7 Закона N 5215-1 установлена ответственность за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной. Пунктом 1 Постановления N 10 определено, что при рассмотрении споров, связанных с применением указанной ответственности, судам необходимо иметь в виду, что ответственным в данном случае может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое лицо (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения (поскольку в соответствии с Законом штрафные санкции осуществляют налоговые органы, видимо, они и будут определять, к кому должна быть применена ответственность, предусмотренная абз.6 ст.7 Закона). 4. Как уже говорилось, в ряде случаев возможно осуществление расчетов без применения ККМ, но с выдачей документов строгой отчетности взамен чека. Однако и в последнем случае продавец (исполнитель работ, услуг) не освобождается от обязанности вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги). В случае несоблюдения указанной обязанности к виновным могут быть применены штрафные санкции, установленные абз.5 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1 (предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услуг), подвергается штрафу в 100-кратном МРОТ). 5. Статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) также предусматривается ответственность за продажу товаров без применения ККМ. При этом в качестве субъектов указанной статьи могут быть в том числе и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Таким образом, часто возникал вопрос, какую ответственность применять к предпринимателю: установленную Законом N 5215-1 или ст.146.5 КоАП РСФСР. В связи с этим в Постановлении N 10 (п.8) установлено, что при выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения ККМ государственными органами, которым в соответствии с КоАП РСФСР (ст.224.6) предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании ст.146.5 КоАП РСФСР, и споры, возникающие в связи с наложением указанных штрафных санкций, подведомственны арбитражным судам. 6. В соответствии с Постановлением N 10 нормы КоАП РСФСР применяются не только в случаях, указанных в предыдущем пункте. Так, в п.9 Постановления установлено, что поскольку Законом N 5215-1 не регламентирован порядок осуществления производства по делам о нарушении правил применения ККМ, при рассмотрении споров по этим делам судам следует руководствоваться содержащимися в КоАП РСФСР нормами о сроках наложения взыскания и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Таким образом, налоговый орган должен вынести решение о наложении взыскания в срок, определенный ст.38, а в срок, указанный в ст.282, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций. Кроме того, в соответствии со ст.33 КоАП РСФСР "Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение" при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения (смягчающие и отягчающие обстоятельства, личность нарушителя и др.). Суды при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ также должны оценивать соответствующие обстоятельства независимо от того, каким государственным органом (в том числе и налоговым) наложен штраф. По результатам оценки суд может снизить размер штрафных санкций (по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении государственного органа). Требования КоАП РСФСР (ст.235) в части составления и оформления акта, регистрирующего факт нарушения порядка денежных расчетов с применением ККМ, должны также учитываться проверяющим налоговым органом, поскольку Закон N 5215-1 не содержит специальных требований к форме и порядку составления такого документа (п.12 Постановления N 10). В заключение хотелось бы напомнить о размерах штрафов, которые могут налагаться за нарушение порядка денежных расчетов с применением ККМ, установленных в ст.7 Закона N 5215-1. Как известно, указанные размеры были предметом рассмотрения споров в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П было установлено, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ (абз.2 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1), должно подвергаться штрафу в размере, предусмотренном ст.146.5 КоАП РСФСР, т.е. от 50 до 100 МРОТ. При этом взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия. Кроме того, по рассмотрении жалоб граждан в связи с наложением на них штрафов Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение от 01.04.1999 N 29-О, в соответствии с которым штрафные санкции за совершение правонарушений, предусмотренных абзацами третьим и пятым части первой ст.7 Закона N 5215-1 (соответственно использование неисправной ККМ и невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу)), налагаются на основе содержащейся в указанной статье пропорциональной зависимости от размера штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ. Поскольку, как уже говорилось, штраф за указанное правонарушение налагается в размере от 50 до 100 МРОТ, то суммы штрафов, налагаемых на основании абз.3 и 5 ч.1 ст.7 Закона N 5215-1, должны составлять соответственно от 28,5 до 57,1 МРОТ за использование неисправной ККМ и от 14,3 до 28,6 МРОТ - за невывешивание ценника.
Подписано в печать Г.Титова 12.11.1999 Минфин России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |