|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об отдельных вопросах применения ответственности за совершение налоговых правонарушений ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 11)
"Налоговые известия Московского региона", N 11, 1999
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
При применении налоговых санкций к нарушителям налогового законодательства больше всего возникает вопросов, связанных с нарушениями, совершенным до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации. Это в немалой степени вызвано недостаточно четкой проработкой Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены необходимые изменения, согласно которым в случаях, когда часть первая Кодекса устанавливает более мягкую ответственность за правонарушение, чем было установлено действовавшим ранее законодательством о налогах и сборах, то за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за такое правонарушение. Налоговая санкция за правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., не взыскивается, если ответственность за аналогичное по составу правонарушение частью первой Кодекса не установлена. Вопрос о применении налоговых санкций за нарушения, совершенные до 1 января 1999 г., усложнился в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 15 июля 1999 г. N 11-П. Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пп."а", абз.1 пп."б" п.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п.8 ст.7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР". Вероятно, в связи с этим в настоящее время наблюдается противоречивая позиция судов при подходе к решению споров о применении налоговой ответственности, установленной Кодексом. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются отсутствие сложившейся практики арбитражных судов по разрешению споров о применении налоговой ответственности, отсутствие разъяснений как со стороны Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, так и со стороны Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Такое положение приводит к тому, что судьи при решении вопроса о применении санкций за налоговые правонарушения, совершенные до вступления в силу Кодекса, трактуют действующее законодательство по-разному.
Пример. Налоговой инспекцией в арбитражный суд был предъявлен иск о взыскании налоговых санкций по ст.122 Кодекса (неуплата или неполная уплата сумм налога). Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, решил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. Выездная налоговая проверка проводилась за период 1997 - 1998 гг. Налоговые санкции начислены на ответчика на основании норм Кодекса, который вступил в силу с 1 января 1999 г. Следовательно, в силу п.3 ст.5 Кодекса применение его норм возможно в том случае, если эти нормы предусматривают более мягкую ответственность за допущенные нарушения, чем действовавший в проверяемом периоде Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Постановлением же Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации именно те нормы Закона, которыми устанавливалась ответственность за нарушения налогового законодательства в период 1997 - 1998 гг. Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что примененные налоговым органом нормы Кодекса являются более мягкими, чем ранее действовавшие, поскольку ранее действовавшие признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Использование же норм Кодекса, предусматривающих взыскание штрафных санкций относительно нарушений, имевших место в 1997 - 1998 гг., является неправомерным. По указанным основаниям судом в удовлетворении иска налоговой инспекции было отказано.
В то же время Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 31 августа 1999 г. N 44 "О некоторых вопросах применения налогового законодательства" (в связи с возникающими у арбитражных судов вопросами по применению ответственности за нарушение налогового законодательства с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П) рекомендовал при рассмотрении споров о взыскании финансовых санкций за налоговые правонарушения, допущенные до введения в действие части первой Кодекса, иметь в виду соответствующие положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". То есть, судам и налоговым органам следует исходить из того, что указанные налоговые правонарушения, если они привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, подпадают под действие ст.122 Кодекса. (Учитывая, что ст.122 Кодекса установлена более мягкая ответственность по сравнению с той, которая была предусмотрена пп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, при решении вопроса о применении ответственности за данное правонарушение, имевшее место до 1 января 1999 г. и повлекшее неуплату или неполную уплату налога, судам и налоговым органам необходимо руководствоваться ст.122 Кодекса.) Таким образом, из приведенного примера видно, что суды не всегда следуют разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. В таких случаях решения судов подлежат обжалованию в установленном порядке, что должно способствовать формированию единой практики применения норм налогового законодательства об ответственности налогоплательщиков судами всех уровней и налоговыми органами.
Подписано в печать А.Н.Синегубов 10.11.1999 Управление МНС России
по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |