|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Изменение мер ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 11)
"Налоговые известия Московского региона", N 11, 1999
ИЗМЕНЕНИЕ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 143-ФЗ) внесены существенные изменения в систему обеспечения правоохранительными и другими контролирующими органами легальности производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Речь идет о кардинальном изменении порядка привлечения к ответственности недобросовестных организаций и индивидуальных предпринимателей, допускающих нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции. До вступления в силу названного Закона органы налоговой полиции, налоговой инспекции, внутренних дел, выявляющие львиную долю всех правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не имели права самостоятельного выносить решения по делам об административных правонарушениях в этой сфере, установленных в ходе проводимых ими рейдов и проверок. Так, по фактам реализации в торговле алкогольной продукции без маркировки акцизными или специальными марками, с поддельными марками, без надлежащим образом оформленных сопроводительных документов, по ценам ниже минимальных самое большое, что могли сделать эти органы - составить протокол об административном правонарушении. Протокол вместе с другими материалами проверки необходимо было направлять для принятия имеющего законную силу решения в органы народного суда или административные комиссии города, района, иного муниципального образования, или в территориальные органы госкомитета по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Только эти инстанции в соответствии с действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях полномочны были вынести постановления о привлечении к административной ответственности за перечисленные нарушения. Разумеется, все это резко снижало эффективность проводимых рейдов, значительно затрудняло своевременное привлечение к ответственности нарушителей в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Имеющаяся в Кодексе РСФСР ст.156.2, которая устанавливает ответственность за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров и по которой постановления о привлечении к административной ответственности могли выносить налоговые органы, не решала всех проблем, поскольку регулировала правоотношения по конкретному и весьма узкому вопросу и только в сфере производства алкогольной продукции, не затрагивая сферу реализации подакцизной продукции. Теперь же в соответствии со ст.13 Закона N 143-ФЗ решения по делам об административных правонарушениях, касающихся отсутствия у продавца алкогольной продукции соответствующей лицензии либо с нарушением условий этой лицензии (ст.2), могут принимать руководители налоговых органов; по делам, касающимся оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов, - руководители органов внутренних дел и органов налоговой полиции; по делам о купле - продаже алкогольной продукции без маркировки - руководители налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел. Остановимся на вопросах применения вновь принятого Закона об административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно ст.27 данного Закона он вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Закон N 143-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 13 июля 1999 г. Соответственно, все правонарушения, совершенные до его вступления в силу, должны быть квалифицированы и наказаны по нормам и в порядке, действовавшем до этого, то есть по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При этом согласно ст.26 Закона N 143-ФЗ Закон утратит силу с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данный Закон не отменяет ст.146.7 ныне действующего Кодекса РСФСР о мерах ответственности за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, как и уже упомянутую ст.156.2, касающуюся необеспечения маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров. Это связано, главным образом, с тем, что помимо алкогольной продукции обязательной маркировке подлежит и подакцизная табачная продукция, а на нее Закон N 143-ФЗ не распространяется. Вместе с тем в действующем законодательстве не сказано, что после выхода нового закона нормы ст.ст.146.7 и 156.2 Кодекса РСФСР об административной ответственности могут применяться только в отношении табачной подакцизной продукции.
Это создает интересную коллизию, поскольку в настоящее время действует и ст.10 вновь принятого Закона, которая определяет меру ответственности за выпуск юридическим лицом (организацией) - производителем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также за куплю - продажу юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, за хранение и перевозку такой продукции в размере административного штрафа от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции; и ст.156.2 Кодекса, которая устанавливает штраф в размере ста минимальных размеров оплаты труда за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров; и ст.146.7 Кодекса, устанавливающая ответственность в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Как видим, размеры штрафов новым законом увеличены. При этом применение, в зависимости от обстоятельств, статей этого Закона или статей Кодекса во многом определяется тем, будут ли материалы по конкретному правонарушению направлены налоговой инспекцией, налоговой полицией или органами внутренних дел в суд, административную комиссию и т.д. или же решение будет ими принято самостоятельно. Хотя на это могут повлиять и конкретные обстоятельства дела. Например, предприятием выпущена алкогольная продукция, маркированная не теми марками, которые предназначены для маркировки данной продукции, а другими марками (водка, расфасованная в тару емкостью 0,5 литра, промаркирована специальными марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,25 - 0,49 литра). Здесь отсутствует правонарушение, предусмотренное ст.10 Закона N 143-ФЗ, - выпуск производителем алкогольной продукции без маркировки, - однако налицо необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров (ст.156.2 Кодекса). То есть, водка в таре 0,5 литра не была обеспечена марками установленного образца для этой емкости (марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,5 - 0,69 литра). То же самое относится и к аналогичной продукции, выявленной в сфере оптовой и розничной торговли. В данном случае продавец водки может быть привлечен к ответственности только по ст.146.7 Кодекса за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, а не по ст.10 нового Закона. Вновь принятым Законом существенно расширена характеристика правонарушений, совершаемых в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. К примеру, ст.8 установлена ответственность за закупку, поставки и хранение юридическим лицом (организацией) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ранее в действующем законодательстве не было нормы, предусматривающей ответственность за эти действия. В ст.ст.8 и 10 Закона N 143-ФЗ установлена ответственность не только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, которые реализуют алкогольную продукцию без установленных документов или без ее маркировки, если такая маркировка обязательна, но и для тех, которые хранят и перевозят алкогольную продукцию без документов или без марок. Ранее действующим Кодексом об административных правонарушениях подобная ответственность была предусмотрена лишь для непосредственных продавцов данной продукции. Законом N 143-ФЗ определен и перечень документов, без которых запрещается купля - продажа, хранение или перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции. Их отсутствие влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст.8). Это транспортные документы, сертификат соответствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенная копия такого сертификата, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации или ее копия (для импортной алкогольной продукции). Кроме того, новым Законом установлена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.12) - административный штраф в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, если это нарушение не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом. До этого нарушители правил розничной торговли могли быть привлечены к административной ответственности только по ст.146 Кодекса об административной ответственности за нарушение правил торговли в виде административного штрафа в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Другим важным моментом является установление ст.7 Закона N 143-ФЗ административного штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда за розничную продажу этилового спирта, в том числе питьевого, и виноматериалов. Розничная продажа питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера. До выхода этого Закона заслоном на пути в розничную торговлю этилового спирта и виноматериалов служили лишь соответствующие запреты на реализацию со стороны предприятий - производителей и предприятий оптовой торговли. Это является одним из условий их лицензирования. Теперь ответственность установлена и для предприятий розничной торговли. Статьей 7 аналогичная ответственность установлена также для предприятий розничной торговли за продажу лекарственных или лечебно - профилактических средств, содержащих этиловый спирт, если у них отсутствует соответствующая лицензия и эти средства не внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения или не изготовлены по индивидуальным рецептам врачей. Данным Законом установлен ряд мер административной ответственности за нарушения, которые характерны, как правило, для предприятий, имеющих государственные лицензии на производство или оптовые поставки алкогольной продукции: деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной продукции без лицензии или с нарушением условий лицензии (ст.2); использование непищевого сырья для приготовления пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.3); производство и оборот продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст.4); производство этилового спирта с превышением установленных квот (ст.5); поставки и закупку этилового спирта без соответствующих лицензий и квот (ст.6); поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов (ст.9); искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.11). Предприятия, не имеющие соответствующих лицензий на производство и реализацию алкогольной продукции и не ведущие безлицензионную торговлю алкоголем, могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда по ст.11 за непредставление в установленные сроки деклараций об объемах оборота этилового спирта или спиртосодержащей продукции. Дело в том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 564 утверждено Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно п.2 этого Положения в перечень организаций, которые обязаны представлять декларации, включены организации, использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) на производство спиртосодержащей продукции и на иные цели в соответствии с выданными квотами на закупку. Таким образом, за непредставление в установленный срок деклараций об использовании этилового спирта административному штрафу по ст.11 могут быть подвергнуты среди прочих и предприятия, которые используют этиловый спирт (пищевой или непищевой, денатурированный или неденатурированный) для производства продукции, не содержащей в составе готового продукта этиловый спирт (к примеру, лаки, краски, и т.п.), или применяют этиловый спирт для технических целей. Штраф может быть наложен даже в том случае, когда использование этилового спирта происходит эпизодически или не связано с основной деятельностью предприятия. При этом, хотя в формах деклараций, утвержденных Постановлением Правительства N 564, и указано, что данные представляются в тысячах декалитров (дал), однако не определен минимальный уровень количества этилового спирта, при котором декларации не представляются. Предприятие, использовавшее даже литр этилового спирта, обязано представить декларацию о его использовании. Декларации представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в десятидневный срок после окончания отчетного периода в территориальные налоговые органы и в орган, выделивший квоту на закупку этилового спирта, а также, в зависимости от вида используемого этилового спирта и вида деятельности предприятия, в некоторые другие органы. При этом использование этилового спирта, закупленного без выданных предприятию квот, не освобождает его от административной ответственности. Согласно ст.6 Закона N 143-ФЗ закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим квот, а также в объеме, превышающем квоты, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, административной ответственности подвергаются и предприятия, руководители которых не утруждают себя получением квот на приобретаемый этиловый спирт либо в связи незначительным количеством используемого спирта, либо из-за нежелания ежеквартально представлять декларации о его использовании. Решения по делам об административных правонарушениях и по ст.11, и по ст.6 Закона об административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принимают руководители территориальных налоговых органов. Все вышесказанное должно убедить руководителей предприятий, для которых производство и оборот этилового спирта или алкогольной продукции не является основным видом деятельности, но к которым могут быть применены статьи недавно принятого Закона, в необходимости позаботиться о своевременном представлении деклараций о закупках и использовании этилового спирта (в том числе денатурированного) в упомянутые выше органы, не подвергая свои предприятия угрозе крупных административных штрафов. Однако не стоит думать, что принятие нового Закона еще более осложнило жизнь производственным предприятиям, потребовав от них получения все новых согласований и разрешений в различных инстанциях. Предприятия, не желающие связывать себя подачей деклараций об использовании этилового спирта, могут этого избежать, если будут закупать и использовать в своем производстве, в том числе и для технических целей, не этиловый спирт, а иную спиртосодержащую или алкогольную продукцию. Конечно, это возможно только в тех случаях, когда такую замену позволяет осуществить технология производства. Такие организации не упомянуты в Положении о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в числе организаций, которые должны представлять данные декларации. В то же время нужно учитывать, что закупленную для названных целей алкогольную продукцию нельзя будет перепродать, а необходимо непременно использовать в производственном процессе на самом предприятии. В противном случае перепродажа алкогольной продукции несет не только обязанность представить декларацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 564, но и является безлицензионной деятельностью, что согласно ст.2 Закона N 143-ФЗ влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда. Реализация алкогольной продукции (оптовая или розничная, юридическим или физическим лицам) подлежит обязательному лицензированию. О том, что Закон не призван осложнить жизнь предприятиям, использующим в своей производственной деятельности этиловый спирт, говорит и тот факт, что самим же Законом существенно ограничена сфера его действия. Так, согласно ст.1 Закона N 143-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций по производству и обороту лекарственных, лечебно - профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, если эти средства зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно - косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти. В заключение необходимо сказать, что данное исследование ни в коем случае не претендует на полный анализ всех положений вновь принятого Закона и тех изменений, которые он несет в систему мер административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. За рамками анализа остались вопросы процедуры наложения мер административной ответственности, подробно изложенной в законе, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка обжалования принятых по этим делам постановлений. Тщательное изучение Закона "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" руководителями предприятий и юридическими службами поможет так организовать работу предприятий, чтобы избежать предусмотренных им правонарушений.
Подписано в печать М.Н.Михайлов 10.11.1999 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |