Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О реструктуризации задолженности в 1999 году ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 11)



"Налоговые известия Московского региона", N 11, 1999

О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 1999 ГОДУ

На 1 сентября текущего года из 116 тысяч состоящих на налоговом учете юридических лиц около 22 тысяч налогоплательщиков (почти каждый пятый) имеют задолженность в бюджетную систему страны, и долги эти из года в год продолжают расти.

Поэтому вопрос о реструктуризации задолженности предприятий и организаций назрел давно, и Правительство РФ в последние годы неоднократно пыталось найти эффективное решение данной проблемы. Однако до настоящего времени принимаемые по этому вопросу меры не давали ощутимых результатов. Не эффективными оказались Постановления от 5 марта 1997 г. N 254 и от 14 апреля 1998 г. N 395. Предприятия - должники неохотно шли на реструктуризацию своих долгов и лишь единицы заключили соглашения с налоговыми органами.

Основной причиной отказов предприятий, как оказалось, являлась сложность процедуры реструктуризации задолженности и слишком "жесткие" условия ее проведения. Налогоплательщик должен был до заключения соглашения, помимо подготовки большого количества бухгалтерских документов, получить положительное заключение территориального органа федеральной службы России по делам о несостоятельности (банкротстве), а затем заключить договор с Российским фондом федерального имущества об имущественном обеспечении суммы реструктурируемой задолженности. В результате процесс оформления документов растягивался на месяцы. К тому же для заключения договора Российскому фонду федерального имущества следовало представить заключение независимого оценщика о стоимости имущества предприятий, передаваемого в качестве залога. Оценщики, пользуясь сложившейся ситуацией, требовали за свое заключение значительные суммы, на что предприятия не могли пойти, так как у них и без того не было денежных средств. Охлаждала и неясность с уплатой задолженности, образовавшейся в течение 1998 г., поскольку рассрочке подлежала задолженность, имевшаяся по состоянию на 1 января 1998 г.

В Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и в утвержденном этим Постановлением Порядке проведения реструктуризации предусмотрено предоставление юридическим лицам отсрочки уплаты долгов, учтены отдельные отрицательные стороны предыдущих документов; сделано определенное упрощение процедуры реструктуризации задолженности.

Во-первых, реструктуризации подлежит сумма задолженности, образовавшаяся у предприятия не на 1 января 1999 г., а на 1 число месяца, в котором подается заявление. Это в большой степени способствует стремлению должников к реструктуризации своей задолженности, так как ранее, чтобы пойти на реструктуризацию (а документы оформлялись в октябре - ноябре 1998 г.), налогоплательщик должен был погасить образовавшуюся задолженность текущего периода, что большинству из них было не под силу.

Во-вторых, новым порядком проведения реструктуризации не предусмотрено какое-либо материальное обеспечение реструктурируемой задолженности (залог имущества или банковские гарантии).

В-третьих, существенно изменен порядок погашения задолженности. Если ранее рассрочка уплаты задолженности по налогам предоставлялась на 4 года, то сейчас - на 6 лет. Погашение задолженности по пеням и штрафам раньше предусматривалось одновременно с уплатой налоговой задолженности, а сейчас - только после погашения задолженности по налогам и сборам (т.е. вначале в течение 6 лет гасится задолженность по налогам и сборам, а затем в последующие 4 года - по штрафам и пени).

Если же организация не имеет задолженности по налоговым платежам, то погашать свою задолженность по штрафам и пеням она может в течение 10 лет.

При этом Постановлением от 3 сентября 1999 г. предусмотрено следующее. Если организация в течение первых двух лет гасит 50 процентов своей задолженности и своевременно проплачивает текущие налоговые платежи, то ей списывается половина долга по пеням и штрафам. А при полном погашении налоговой задолженности в течение четырех лет и, опять же, своевременном и полном внесении текущих налоговых платежей с предприятия Министерством финансов РФ по представлению МНС России производится полное списание задолженности по пеням и штрафам. Это также может существенно повлиять на решение предприятия пойти на реструктуризацию своих долгов, так как сумма штрафных санкций и пени у многих равна или значительно превышает сумму задолженности по налогам и сборам.

Это правило действует и в том случае, когда организация проводит реструктуризацию своей задолженности по пеням и штрафам.

В-четвертых, в п.4 Постановления Правительства РФ N 395 было предписано федеральной службе по делам о несостоятельности (банкротстве) в случае, если организация не погасила свою задолженность или не приняла мер по ее реструктуризации до 1 января 1999 г., инициировать через арбитражный суд производство по ее банкротству.

В Постановлении N 1002 сделана другая запись - МНС, ФСНП и Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству принять в отношении организаций, не погасивших свою задолженность либо не подавших до 1 января 2000 г. заявление о ее реструктуризации, меры по принудительному взысканию указанной задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

И в-пятых, в новом Постановлении изменен критерий задолженности организации в части направления заявлений в налоговые органы.

Если ранее предприятие направляло свое заявление на реструктуризацию в Госналогслужбу в случае, когда сумма задолженности по обязательным платежам (т.е. налогам, сборам, а также пеням и штрафам) превышала 20 млн руб., то в новом Постановлении сказано, что заявление направляется в МНС, если задолженность организации только по налогам и сборам превышает 20 млн руб. Это правило действует и при подаче заявления в налоговые управления субъектов федерации.

Таковы основные отличия нового Постановления от старого.

Теперь о том, что не изменилось и как будет проводиться реструктуризация задолженности в текущем году.

Как и раньше, заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организацией подается в налоговый орган в данном случае до 1 января 2000 г. При этом если сумма задолженности по налогам и сборам не превышает 5 млн руб., то заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации, от 5 до 20 млн руб. - в областное налоговое управление. В случае превышения данного предела - в Министерство РФ по налогам и сборам.

Для того чтобы вопрос о реструктуризации задолженности мог быть рассмотрен, организация должна представить один комплект оригиналов и один комплект заверенных организацией копий следующих документов:

- заявление о реструктуризации задолженности по обязательным платежам;

- справку налогового органа по месту регистрации организации, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам в 1998 и 1999 гг. в федеральный бюджет, а также величину задолженности предприятия по обязательным платежам в федеральный бюджет на 1 число месяца подачи заявления;

- справку налогового органа, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам и сборам за последние два месяца до подачи заявления о реструктуризации;

- документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) платежей в федеральный бюджет, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;

- формы 1, 2, 3, 4, 5 бухгалтерской отчетности (заверенные налоговой инспекцией), утвержденные Приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций", форму статистической отчетности 5-з, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 10 ноября 1998 г. N 110 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и за производством и отпуском электро - и теплоэнергии", за 1998 г. и за последний отчетный период 1999 г.;

- расшифровки следующих статей баланса на последнюю отчетную дату:

- незавершенное строительство (с указанием процента готовности и сроков начала и окончания строительства), долгосрочные финансовые вложения (с динамикой вкладов по годам), краткосрочные финансовые вложения, авансы выданные, убытки (с пояснительной запиской при их наличии);

- списки кредиторов и дебиторов (за исключением организаций у которых сумма долга менее 1% от величины соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов;

- финансовые показатели работы организации;

- план мероприятий по мобилизации дополнительных источников погашения задолженности в федеральный бюджет;

- график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет.

Содержание справок изложено в специальных формах, которые имеются в налоговой инспекции.

Если задолженность организации по налогам и сборам в федеральный бюджет не превышает 5 млн руб., то при подаче заявления в местную налоговую инспекцию не требуется предоставления следующих справок:

- о начисленных и поступивших платежах по налогам, сборам, пеням и штрафам в 1998, 1999 гг. и о величине задолженности организации на 1 число месяца подачи заявления;

- справки, подтверждающей фактическое начисление и поступление платежей по налогам и сборам за последние два месяца до подачи заявления о реструктуризации, так как эти сведения имеются в налоговой инспекции. В этом случае следует лишь провести сверку данных.

Особо следует остановиться на предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Постановлением предусмотрено их право на реструктуризацию своей задолженности. Этим правом они могут воспользоваться в случае заключения в установленном порядке мирового соглашения с конкурсными кредиторами и утверждения этого соглашения арбитражным судом.

Как и в предыдущих, в Постановлении Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано принять собственные постановления о реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в свои бюджеты. Как показывает практика предыдущих лет, такие постановления принимаются как на местном, так и на областном уровне. В них налоговым органам делегировалось право принятия решений о реструктуризации задолженности в местный и областной бюджеты. В этом случае у налогоплательщика отпадает необходимость представлять в налоговые органы ходатайство администрации района и области о проведении реструктуризации его задолженности в эти бюджеты одновременно с реструктуризацией своей задолженности в федеральный бюджет.

Правилами проведения реструктуризации задолженности в 1999 г. предусмотрены следующие сроки рассмотрения документов:

- налоговые органы рассматривают заявление и представленные документы в 15-дневный срок;

- органам Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству на рассмотрение и подготовку заключения о возможности или невозможности реструктуризации задолженности организации отводится 30 дней;

- налоговые органы, получив заключение органов Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, принимают соответствующее решение в течение 2 недель.

При подготовке заключения органы Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству делают вывод о способности организации уплачивать текущие обязательные платежи и проценты за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока действия соглашения и о наличии мирового соглашения, если в отношении организации возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). На этих выводах базируется заключение о возможности или невозможности реструктуризации задолженности организации, которое направляется организации - заявителю, а его копия - в налоговую инспекцию. Она и принимает решение о реструктуризации задолженности организации.

Со дня принятия налоговой инспекцией решения прекращаются начисления пени на сумму реструктуризуемой задолженности, из банка отзываются инкассовые требования. Таким образом, предприятию предоставляется полная свобода в производственной и финансовой деятельности, способствующая росту производства, позволяющая своевременно и полностью уплатить текущие налоговые платежи и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком.

Правилами проведения реструктуризации также предусмотрено и то, что если организация в течение действия графика погашения реструктуризуемой задолженности осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика, она утрачивает право на реструктуризацию.

В отличие от прошлогодних Правил проведения реструктуризации задолженности, в соответствии с которыми организация теряла право на реструктуризацию в случае допущения более двух неплатежей (неполных платежей) по установленному графику, в новых Правилах это положение не предусмотрено. Поэтому при первом же нарушении налоговый орган принимает решение о прекращении действия соглашения. Со дня принятия такого решения возобновляется начисление пени и налоговой инспекцией совместно с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, принимаются меры по принудительному взысканию оставшейся задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства о несостоятельности (банкротстве) организации.

Подписано в печать А.Н.Зайцев

10.11.1999 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Филиалы (магазины), расположенные в Москве и Санкт - Петербурге, реализуют выпускаемую заводом продукцию религиозного культа, которая освобождена от налога с продаж в соответствии с Законом Московской области от 31.12.1998 N 67/98-03. Распространяется ли эта льгота на магазины? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11) >
Статья: Цессия или оказание услуг ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.