|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О реструктуризации задолженности в 1999 году ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 11)
"Налоговые известия Московского региона", N 11, 1999
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 1999 ГОДУ
На 1 сентября текущего года из 116 тысяч состоящих на налоговом учете юридических лиц около 22 тысяч налогоплательщиков (почти каждый пятый) имеют задолженность в бюджетную систему страны, и долги эти из года в год продолжают расти. Поэтому вопрос о реструктуризации задолженности предприятий и организаций назрел давно, и Правительство РФ в последние годы неоднократно пыталось найти эффективное решение данной проблемы. Однако до настоящего времени принимаемые по этому вопросу меры не давали ощутимых результатов. Не эффективными оказались Постановления от 5 марта 1997 г. N 254 и от 14 апреля 1998 г. N 395. Предприятия - должники неохотно шли на реструктуризацию своих долгов и лишь единицы заключили соглашения с налоговыми органами. Основной причиной отказов предприятий, как оказалось, являлась сложность процедуры реструктуризации задолженности и слишком "жесткие" условия ее проведения. Налогоплательщик должен был до заключения соглашения, помимо подготовки большого количества бухгалтерских документов, получить положительное заключение территориального органа федеральной службы России по делам о несостоятельности (банкротстве), а затем заключить договор с Российским фондом федерального имущества об имущественном обеспечении суммы реструктурируемой задолженности. В результате процесс оформления документов растягивался на месяцы. К тому же для заключения договора Российскому фонду федерального имущества следовало представить заключение независимого оценщика о стоимости имущества предприятий, передаваемого в качестве залога. Оценщики, пользуясь сложившейся ситуацией, требовали за свое заключение значительные суммы, на что предприятия не могли пойти, так как у них и без того не было денежных средств. Охлаждала и неясность с уплатой задолженности, образовавшейся в течение 1998 г., поскольку рассрочке подлежала задолженность, имевшаяся по состоянию на 1 января 1998 г. В Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и в утвержденном этим Постановлением Порядке проведения реструктуризации предусмотрено предоставление юридическим лицам отсрочки уплаты долгов, учтены отдельные отрицательные стороны предыдущих документов; сделано определенное упрощение процедуры реструктуризации задолженности. Во-первых, реструктуризации подлежит сумма задолженности, образовавшаяся у предприятия не на 1 января 1999 г., а на 1 число месяца, в котором подается заявление. Это в большой степени способствует стремлению должников к реструктуризации своей задолженности, так как ранее, чтобы пойти на реструктуризацию (а документы оформлялись в октябре - ноябре 1998 г.), налогоплательщик должен был погасить образовавшуюся задолженность текущего периода, что большинству из них было не под силу. Во-вторых, новым порядком проведения реструктуризации не предусмотрено какое-либо материальное обеспечение реструктурируемой задолженности (залог имущества или банковские гарантии). В-третьих, существенно изменен порядок погашения задолженности. Если ранее рассрочка уплаты задолженности по налогам предоставлялась на 4 года, то сейчас - на 6 лет. Погашение задолженности по пеням и штрафам раньше предусматривалось одновременно с уплатой налоговой задолженности, а сейчас - только после погашения задолженности по налогам и сборам (т.е. вначале в течение 6 лет гасится задолженность по налогам и сборам, а затем в последующие 4 года - по штрафам и пени). Если же организация не имеет задолженности по налоговым платежам, то погашать свою задолженность по штрафам и пеням она может в течение 10 лет.
При этом Постановлением от 3 сентября 1999 г. предусмотрено следующее. Если организация в течение первых двух лет гасит 50 процентов своей задолженности и своевременно проплачивает текущие налоговые платежи, то ей списывается половина долга по пеням и штрафам. А при полном погашении налоговой задолженности в течение четырех лет и, опять же, своевременном и полном внесении текущих налоговых платежей с предприятия Министерством финансов РФ по представлению МНС России производится полное списание задолженности по пеням и штрафам. Это также может существенно повлиять на решение предприятия пойти на реструктуризацию своих долгов, так как сумма штрафных санкций и пени у многих равна или значительно превышает сумму задолженности по налогам и сборам. Это правило действует и в том случае, когда организация проводит реструктуризацию своей задолженности по пеням и штрафам. В-четвертых, в п.4 Постановления Правительства РФ N 395 было предписано федеральной службе по делам о несостоятельности (банкротстве) в случае, если организация не погасила свою задолженность или не приняла мер по ее реструктуризации до 1 января 1999 г., инициировать через арбитражный суд производство по ее банкротству. В Постановлении N 1002 сделана другая запись - МНС, ФСНП и Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству принять в отношении организаций, не погасивших свою задолженность либо не подавших до 1 января 2000 г. заявление о ее реструктуризации, меры по принудительному взысканию указанной задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве). И в-пятых, в новом Постановлении изменен критерий задолженности организации в части направления заявлений в налоговые органы. Если ранее предприятие направляло свое заявление на реструктуризацию в Госналогслужбу в случае, когда сумма задолженности по обязательным платежам (т.е. налогам, сборам, а также пеням и штрафам) превышала 20 млн руб., то в новом Постановлении сказано, что заявление направляется в МНС, если задолженность организации только по налогам и сборам превышает 20 млн руб. Это правило действует и при подаче заявления в налоговые управления субъектов федерации. Таковы основные отличия нового Постановления от старого. Теперь о том, что не изменилось и как будет проводиться реструктуризация задолженности в текущем году. Как и раньше, заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организацией подается в налоговый орган в данном случае до 1 января 2000 г. При этом если сумма задолженности по налогам и сборам не превышает 5 млн руб., то заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации, от 5 до 20 млн руб. - в областное налоговое управление. В случае превышения данного предела - в Министерство РФ по налогам и сборам. Для того чтобы вопрос о реструктуризации задолженности мог быть рассмотрен, организация должна представить один комплект оригиналов и один комплект заверенных организацией копий следующих документов: - заявление о реструктуризации задолженности по обязательным платежам; - справку налогового органа по месту регистрации организации, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам в 1998 и 1999 гг. в федеральный бюджет, а также величину задолженности предприятия по обязательным платежам в федеральный бюджет на 1 число месяца подачи заявления; - справку налогового органа, подтверждающую фактическое начисление и поступление платежей по налогам и сборам за последние два месяца до подачи заявления о реструктуризации; - документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) платежей в федеральный бюджет, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления; - формы 1, 2, 3, 4, 5 бухгалтерской отчетности (заверенные налоговой инспекцией), утвержденные Приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций", форму статистической отчетности 5-з, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 10 ноября 1998 г. N 110 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и за производством и отпуском электро - и теплоэнергии", за 1998 г. и за последний отчетный период 1999 г.; - расшифровки следующих статей баланса на последнюю отчетную дату: - незавершенное строительство (с указанием процента готовности и сроков начала и окончания строительства), долгосрочные финансовые вложения (с динамикой вкладов по годам), краткосрочные финансовые вложения, авансы выданные, убытки (с пояснительной запиской при их наличии); - списки кредиторов и дебиторов (за исключением организаций у которых сумма долга менее 1% от величины соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов; - финансовые показатели работы организации; - план мероприятий по мобилизации дополнительных источников погашения задолженности в федеральный бюджет; - график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет. Содержание справок изложено в специальных формах, которые имеются в налоговой инспекции. Если задолженность организации по налогам и сборам в федеральный бюджет не превышает 5 млн руб., то при подаче заявления в местную налоговую инспекцию не требуется предоставления следующих справок: - о начисленных и поступивших платежах по налогам, сборам, пеням и штрафам в 1998, 1999 гг. и о величине задолженности организации на 1 число месяца подачи заявления; - справки, подтверждающей фактическое начисление и поступление платежей по налогам и сборам за последние два месяца до подачи заявления о реструктуризации, так как эти сведения имеются в налоговой инспекции. В этом случае следует лишь провести сверку данных. Особо следует остановиться на предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Постановлением предусмотрено их право на реструктуризацию своей задолженности. Этим правом они могут воспользоваться в случае заключения в установленном порядке мирового соглашения с конкурсными кредиторами и утверждения этого соглашения арбитражным судом. Как и в предыдущих, в Постановлении Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано принять собственные постановления о реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в свои бюджеты. Как показывает практика предыдущих лет, такие постановления принимаются как на местном, так и на областном уровне. В них налоговым органам делегировалось право принятия решений о реструктуризации задолженности в местный и областной бюджеты. В этом случае у налогоплательщика отпадает необходимость представлять в налоговые органы ходатайство администрации района и области о проведении реструктуризации его задолженности в эти бюджеты одновременно с реструктуризацией своей задолженности в федеральный бюджет. Правилами проведения реструктуризации задолженности в 1999 г. предусмотрены следующие сроки рассмотрения документов: - налоговые органы рассматривают заявление и представленные документы в 15-дневный срок; - органам Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству на рассмотрение и подготовку заключения о возможности или невозможности реструктуризации задолженности организации отводится 30 дней; - налоговые органы, получив заключение органов Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, принимают соответствующее решение в течение 2 недель. При подготовке заключения органы Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству делают вывод о способности организации уплачивать текущие обязательные платежи и проценты за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока действия соглашения и о наличии мирового соглашения, если в отношении организации возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). На этих выводах базируется заключение о возможности или невозможности реструктуризации задолженности организации, которое направляется организации - заявителю, а его копия - в налоговую инспекцию. Она и принимает решение о реструктуризации задолженности организации. Со дня принятия налоговой инспекцией решения прекращаются начисления пени на сумму реструктуризуемой задолженности, из банка отзываются инкассовые требования. Таким образом, предприятию предоставляется полная свобода в производственной и финансовой деятельности, способствующая росту производства, позволяющая своевременно и полностью уплатить текущие налоговые платежи и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Правилами проведения реструктуризации также предусмотрено и то, что если организация в течение действия графика погашения реструктуризуемой задолженности осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика, она утрачивает право на реструктуризацию. В отличие от прошлогодних Правил проведения реструктуризации задолженности, в соответствии с которыми организация теряла право на реструктуризацию в случае допущения более двух неплатежей (неполных платежей) по установленному графику, в новых Правилах это положение не предусмотрено. Поэтому при первом же нарушении налоговый орган принимает решение о прекращении действия соглашения. Со дня принятия такого решения возобновляется начисление пени и налоговой инспекцией совместно с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, принимаются меры по принудительному взысканию оставшейся задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства о несостоятельности (банкротстве) организации.
Подписано в печать А.Н.Зайцев 10.11.1999 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |