Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Арбитражная хроника от 10.11.1999> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 11, 1999

1. О некоторых вопросах практики применения закона российской федерации "о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"

(Постановление Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10)

В связи с возникающими в судебной практике вопросами Пленум ВАС РФ дал судам следующие разъяснения:

- ответственность за невыдачу чека или выдачу с указанием суммы менее уплаченной в соответствии с абз.6 ч.1 ст.7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) может применяться как к продавцу, так и к юридическому лицу (предпринимателю) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Данная ответственность применяется в частности тогда, когда чек отпечатан, но не выдан на руки вместе с покупкой. За все иные правонарушения ответственность несет только юридическое лицо (предприниматель);

- Закон применяется и в том случае, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем;

- отсутствие на ККМ пломбы либо ее повреждение, а также использование ККМ, не зарегистрированных в налоговых органах, влечет ответственность как за осуществление расчетов без ККМ;

- предусмотренная Законом обязанность вывешивать ценники распространяется на все предприятия, в том числе и на те, которым разрешено вести расчеты без применения ККМ;

- за невыдачу документов строгой отчетности, приравниваемые к чекам, применяется ответственность как за расчеты с населением без ККМ;

- споры в связи с наложением на индивидуальных предпринимателей санкций в соответствии с Законом подведомственны арбитражным судам;

- производство по делам о нарушениях правил применения ККМ осуществляется с учетом норм КоАП.

2. О некоторых вопросах применения налогового законодательства

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.08.1999 N 44)

ВАС РФ еще раз напомнил судам, что при рассмотрении споров о взыскании финансовых санкций за налоговые правонарушения, допущенные до введения в действие части первой НК РФ, по которым Кодекс отменил или установил более мягкую ответственность, следует иметь в виду п.п.5, 6 и др. Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (Комментарий к данному Постановлению опубликован в "АКДИ "Экономика и жизнь" N 7 (с адресными консультациями) за 1999 г.).

ВАС РФ особо отметил, что по неисполненным (частично неисполненным) инкассовым поручениям налоговых органов, а также по неисполненным (частично неисполненным) исполнительным листам уточнение размера санкций производится применительно к порядку, изложенному в Информационном письме ВАС РФ от 29.07.1998 N 36 "О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Комментарий

На основании соответствующих положений Информационного письма N 36 можно сделать следующие выводы. Не исполненные (частично неисполненные) до 1 января 1999 г. инкассовые поручения должны быть пересмотрены налоговыми органами в соответствии с НК РФ. Что касается неисполненных или частично исполненных исполнительных листов, то взыскание санкций по ним проводится в прежнем размере (за исключением случаев, когда сами налоговые органы откажутся от взыскания санкций в части, превышающей установленные НК РФ).

3. Энергоснабжающей организации не предоставлено право одностороннего изменения существенных условий договора

(Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.1999 N 2986/99)

Энергоснабжающая организация на основании ст.ст.546 и 523 ГК РФ за неоднократное нарушение сроков оплаты в одностороннем порядке уменьшила количество электроэнергии для одного из абонентов. Однако абонент продолжал потреблять электроэнергию в прежних количествах. Энергоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании с ответчика (абонента) 10-кратного размера тарифа оплаты с объемов превышения, ссылаясь на соответствующие условия договора о штрафе за превышение лимитов потребления электроэнергии.

Президиум ВАС РФ не согласился с мнением судов, удовлетворивших иск. Он указал, что условие договора о количестве отпускаемой электроэнергии имеет значение для определения не только объемов электроэнергии, подлежащей подаче, но и размера платы за нее. Энергоснабжающей организации не предоставлено права одностороннего изменения условия договора о цене. Следовательно, такое изменение произведено истцом неправомерно, и оснований для применения повышенного тарифа у него нет.

Комментарий

В соответствии с п.2 ст.546 ГК РФ энергоснабжающей организации предоставлено право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст.523 ГК РФ. Пункт 3 данной статьи в качестве основания предусматривает неоднократное нарушение сроков оплаты. Из Постановления ВАС РФ можно сделать вывод, что уменьшение поставляемой энергии является не отказом от исполнения договора (частично), а фактически представляет собой изменение существенных условий договора о количестве поставляемой энергии, на что энергоснабжающей организации права не предоставлено.

Таким образом, выводы ВАС РФ можно резюмировать следующим образом. Энергоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке полностью прекратить энергоснабжение абонента на основании п.2 ст.546 и ст.523 ГК РФ, а уменьшение количества поставляемой энергии является существенным изменением условий договора и может быть осуществлено только по соглашению сторон.

4. О возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства

(Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.1999 N 2568/99)

В результате крушения поезда произошел разлив вредных веществ. Окружающей природной среде причинен вред. В судебном заседании между министерством экологии субъекта федерации (истец) и железной дорогой (ответчик) было достигнуто мировое соглашение, предусматривающее проведения железной дорогой мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Президиум ВАС РФ судебные определения о мировом соглашении отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что суд первой инстанции должен исследовать: имело ли право министерство экологии субъекта федерации подавать иск о возмещении вреда и правомочно ли оно заключать по делу мировое соглашение. В самом решении следует указать конкретные мероприятия по восстановлению окружающей среды и сроки их выполнения.

Комментарий

О наличии полномочий у министерства экологии субъекта федерации на подачу вышеуказанного иска можно убедиться, сопоставив ст.7 Закона РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", п.3 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 N 643, и п.1 Типового положения о территориальном органе Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в субъекте Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии России от 12.08.1997 N 345.

Что касается заключения мирового соглашения, то в п.12 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в суде первой инстанции" уже было разъяснение о том, что его заключение недопустимо по делам, возникающим из административно - правовых правонарушений.

По решению арбитражного суда в соответствии с п.4 ст.87 Закона об охране окружающей среды с согласия сторон вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. В п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона об охране окружающей природной среды" установлено, что если стороны согласились с возмещением причиненного вреда в натуре, суду необходимо в решении указать конкретные мероприятия по восстановлению окружающей природной среды и сроки их исполнения.

5. В себестоимость услуги включаются те затраты, которые были понесены непосредственно при ее оказании

(Постановление Президиума ВАС РФ от 10.08.1999 N 1864/99)

Как следует из материалов дела, ООО заключило с ЗАО договор коммерческого представительства. В соответствии с договором ООО оказывает ЗАО услуги по организации сети пейджинговой связи и в дальнейшем постоянно и самостоятельно предоставляет от имени ЗАО услуги связи его клиентам. ООО представляет ежеквартальный отчет о выполненных работах. ЗАО выплачивает ООО вознаграждение за счет денежных средств, поступивших от клиентов за услуги пейджинговой связи.

При исполнении договора ООО понесло затраты: по заработной плате, арендной плате, оплате услуг связи, общехозяйственным расходам и др., - которые были отнесены ООО на себестоимость собственных услуг. Налоговые органы посчитали это нарушением, указав, что затраты по договору коммерческого представительства должны включаться в себестоимость ЗАО.

Президиум ВАС РФ не разделил точку зрения налоговых органов, сославшись при этом на норму Положения о составе затрат, согласно которой себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Комментарий

Затраты, связанные с осуществлением договора о коммерческом представительстве, должны быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) представителя, поскольку по указанному договору он оказывает возмездную услугу. И при этом он должен формировать себестоимость услуги в соответствии с теми затратами, которые были понесены непосредственно при ее оказании.

Следует, однако, заметить, что распределение затрат в рамках так называемых посреднических договоров - вопрос не столь однозначный. Вероятно вскоре на страницах журнала вашему вниманию будет предложен материал на эту тему.

Подписано в печать М.Масленников

10.11.1999 АКДИ "Экономика и жизнь"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Неустойка и задаток как способы обеспечения исполнения обязательств ("АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11) >
Статья: <Оперативная информация от 10.11.1999> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.