![]() |
| ![]() |
|
Статья: Финансовое планирование ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 45)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, 1999
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предпринимателю, только начинающему работу, прежде всего необходимо составить финансовый план. Это основа любого коммерческого проекта, документ, на базе которого осуществляется кредитование или инвестирование проекта, участие в лизинговых операциях, конкурсах и т.д. Основой составления финансового плана должны быть база данных для проектирования технологического процесса производства и реализации намечаемой к выпуску продукции, нормативные документы по налоговой системе и механизму кредитования, инвестированию, законодательные и другие документы. Опыт показывает, что разрабатывать следует несколько вариантов с учетом возможных нештатных ситуаций. Это значит, что надо очень четко определить свои финансовые возможности по приобретению необходимого оборудования, помещения, транспорта и т.д., а главное - хорошо представлять степень риска и уметь считать затраты, связанные с ним, чтобы получить ответ на главный вопрос - а стоит ли заниматься данным бизнесом?
Характеристика продукции и определение возможности ее реализации
Чтобы иметь ясное представление о необходимости создания своего дела и предполагаемом объекте деятельности, предприниматель перед реализацией проекта должен ответить на вопрос - какой товар (продукцию, услугу, работу) производить? Характеристика и сфера применения продукции (услуг) являются базой для формирования всех последующих разделов финансового плана. Показатели же рынка аналогичной продукции (услуг), ее сбыта служат исходными данными для определения конкретных объемов выпуска. Таким образом, первый этап составления плана - сбор исходной информации, которая дает наиболее полное представление о положении на рынке данного вида продукции (услуг), т.е. маркетинг. Самый простой и дешевый способ провести маркетинговые исследования - беседы с менеджерами (управляющими), распространителями, дилерами (посредниками), обслуживающими потенциальных клиентов, редакторами профессиональных изданий и, что очень важно, возможными потребителями. Неплохой способ изучения спроса - телефонный или почтовый опрос потенциальных клиентов.
Источником информации о состоянии местного рынка может служить торгово - промышленная палата. Такие палаты есть во всех областях и республиках страны. Очень продуктивной может оказаться работа в библиотеке, где наряду с периодикой присутствуют справочная литература, специальные журналы для потребителей, каталоги с выставок и т.п. Ответы на многие вопросы можно найти в местном отделении Российской ассоциации развития малого предпринимательства или российских агентств поддержки малого и среднего бизнеса. Собранная информация даст возможность успешнее вести поиск потенциальных клиентов и определить следующие показатели рынка: 1) спрос на данный вид продукции; 2) покупательную способность возможных клиентов; 3) численность населения (потенциальных покупателей) с разбивкой по районам и возрастным группам; 4) динамику доходов населения (клиентов); 5) динамику общего спроса на все сопоставимые товары на рынке; 6) численность аналогичных предприятий и их мощности. На основе информации, представленной в п.п.1, 2, 3, предприятие формирует производственную программу. Данные п.п.4, 5, 6 дают возможность определить, на какие товары спрос растет, падает или является устойчивым. За базовую цену единицы предполагаемой к выпуску продукции (услуги) принимается средняя цена на аналогичную продукцию на рынке либо предприниматель сам определяет цену как сумму затрат на производство и реализацию продукции с добавлением соответствующей прибыли. Естественно, для этого потребуется просчитать несколько вариантов. Мы рассмотрим типовой вариант разработки финансового плана (от начального до конечного этапа) на примере малого предприятия "Шанс". В связи с увеличением численности населения в регионе принято решение о производстве продукции, имеющей постоянный спрос у покупателей. С учетом покупательной способности будущих потребителей продукции и ограниченного числа конкурентов рыночная цена реализации 1 ед. продукции, предполагаемой к выпуску, определена в 1,20 руб. На основе предварительных переговоров формируется портфель заказов с детализацией по заказчикам (потребителям) продукции, ассортименту (номенклатуре), объемам и срокам поставки продукции.
Планирование производственной деятельности
В соответствии с планом производства и реализации продукции разрабатывается модель технологического процесса и осуществляется подбор соответствующего оборудования, позволяющего организовать производство продукции с минимальными издержками, а также основных и вспомогательных помещений для его размещения. На базе плана поставок формируются задания будущим производственным подразделениям (участкам, рабочим центрам) предприятия в такой последовательности: выпускающее подразделение, обрабатывающее подразделение, заготовительное подразделение. Задания рассчитываются с учетом суточного или более длительного периода поставки (отгрузки) продукции ее заказчикам. По рабочим центрам, определенным технологическим процессом, устанавливается производственная мощность (Мпр) для каждого рабочего центра. В общем виде она рассчитывается следующим образом:
Мпр = Фв : tед, (1)
где Фв - возможный фонд времени работы оборудования; tед- трудоемкость единицы продукции. На случай возникновения несоответствия между мощностями основного и вспомогательного производственного оборудования должны быть предусмотрены организационно - технические меры по их устранению. При определении производственной мощности должен приниматься в расчет годовой фонд времени работы оборудования, агрегатов и установок: для предприятий с непрерывным процессом производства - число календарных дней в году за вычетом нормированного времени на ремонт и технологические остановки оборудования и агрегатов. Планируется 24 рабочих часа в сутки; для предприятий с прерывным процессом производства - календарный фонд времени за вычетом выходных и праздничных дней и времени на капитальные и планово - предупредительные ремонты. Фонд времени работы оборудования, агрегатов и установок (в часах) для предприятий с прерывным процессом производства исчисляется исходя из двух- (трех- или четырех-) сменного режима работы и установленной продолжительности смен (в часах), определенной законодательством или договором. Время на ремонт оборудования из годового фонда времени его работы исключается в том случае, если ремонт проводится в рабочее время. Для предприятий с сезонным характером работы фонд времени работы оборудования, агрегатов и установок определяется согласно техническому проекту. В зависимости от трудоемкости, объема работ по рабочим центрам и режима работы рассчитываются производственные циклы, т.е. продолжительность времени от начала производства продукции до ее выпуска из рабочего центра. С учетом времени, необходимого для осуществления производственных циклов, формируются значения оборотных средств. Исходными данными для разработки плана материально - технического обеспечения (МТО) являются намеченные объемы производства, объемы работ по организационно - техническим мероприятиям, капитальному или временному строительству, а также нормативная база. План МТО состоит из расчетов потребности в материально - технических ресурсах и балансов материально - технического обеспечения. Потребность в оборудовании и инструменте определяется данными технологического процесса на основных производственных операциях, а для ремонтно - эксплуатационных нужд - с учетом намечаемого эксплуатационного парка, норм расхода запасных частей, сроков службы. Потребность в сырье и материалах обосновывается соответствующими расчетами по видам потребления: основное производство, капитальное строительство, проведение экспериментальных работ, ремонтно - эксплуатационные нужды, изготовление технологической оснастки и инструмента, создание необходимых материальных запасов. Потребность в сырье и материалах определяется в основном путем умножения нормы их расхода на соответствующий объем производства продукции (или работы) в планируемом периоде; по вспомогательным материалам - пропорционально изменению производственной программы; на капитальное строительство - на основе проектно - сметной документации. Количество материалов, которое находится в заделе, определяется путем умножения показателя длительности производственного цикла изготовления продукции в днях (сутках) на среднесуточный расход указанных материалов. Размер производственных запасов, т.е. ресурсов, поступивших на предприятие, но еще не подвергавшихся обработке, измеряется либо количеством дней производственного потребления соответствующего вида материалов, либо в натуральных единицах измерения. Запасы делятся на текущие - для бесперебойного обеспечения производства в период между двумя очередными поставками материала, подготовительные - на время подготовки прибывающих на предприятие материалов к производственному потреблению, страховые - предназначаются для бесперебойного обеспечения производства материалами при отклонениях от принятых интервалов поставок. Нормы производственных запасов зависят от формы поставок: транзитные - с предприятий - изготовителей, складские - с оптовых баз, сезонные. Норма производственного запаса при транзитных поставках представляет сумму норм текущего, страхового и подготовительного запасов, а при складских поставках - сумму текущего и подготовительного запасов. Потребность в топливе на технологические нужды и для работы промышленного транспорта обосновывается путем прямого расчета исходя из объемов производства, норм расхода топлива и потребности в электрической и тепловой энергии. Потребность в приводной энергии определяется исходя из суммарной мощности всех действующих электродвигателей, запланированного коэффициента сменности оборудования и продолжительности смен, коэффициента загрузки оборудования. Потребность в электроэнергии для освещения рассчитывается исходя из мощности осветительного оборудования, продолжительности его работы в сутки и фонда рабочего времени предприятия в планируемом периоде. На основе выявленной потребности в материально - технических ресурсах составляется баланс материально - технического обеспечения, в котором сопоставляется потребность в ресурсах с источниками и размерами ее удовлетворения по каждому виду ресурса. В соответствии с видом работ и их объемом осуществляется подбор рабочей силы и устанавливается соответствующая система оплаты труда. На основании показателей в натуральных единицах измерения (штуках, килограммах и др.), а также цен элементов производства - предметов и орудий труда, рабочей силы (на момент планирования) определяется объем финансовых затрат на производство и реализацию продукции с учетом законодательно планируемого коэффициента инфляции. Особое внимание в расчетах необходимо обратить на амортизационные отчисления, определяемые путем специального расчета по законодательно утвержденным нормам. Амортизация - процесс постепенного включения в себестоимость производимой продукции стоимости основных средств труда по мере их износа или нематериальных активов (стоимости лицензии, патентов, разных видов интеллектуальной собственности и т.д.). Амортизационные отчисления служат накопительным фондом, позволяющим приобрести новое оборудование. Другие данные исходной информации для составления финансового плана берутся из источников, определяющих конкретные цифры: по налогам - в налоговой инспекции, по сборам (например, с владельцев автотранспортных средств) - в сбербанке и т.д.
Подписано в печать А.С.Шуткин 05.11.1999 НИФИ Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |