![]() |
| ![]() |
|
Статья: О повышении налоговых поступлений в сфере торговли нефтепродуктами ("Налоговый вестник", 1999, N 11)
"Налоговый вестник", N 11, 1999
О ПОВЫШЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ НЕФТЕПРОДУКТАМИ
В рамках осуществляемых Правительством РФ мер по стабилизации социально - экономического положения и выходу из кризиса особую актуальность приобретает поиск резервов повышения налоговых поступлений в бюджет. В этом плане особого внимания заслуживает сфера обращения нефти и торговли нефтепродуктами, поскольку существующее правовое и техническое обеспечение товарного и финансового учета топлива, начиная от добычи нефти до конечного потребителя нефтепродуктов, не позволяет объективно оценить налогооблагаемую базу. Известный проект федерального закона "О налоге на автозаправочные станции" предусматривает взимание фиксированной платы с каждой топливораздаточной колонки (ТРК) автозаправочной станции (АЗС), предназначенной для розничной реализации горюче - смазочных материалов (бензина автомобильного и дизельного топлива). При этом налоговая база определяется как количество ТРК отдельно для каждой АЗС. Таким образом, налог, предлагаемый данным законопроектом и предназначенный для зачисления в федеральный бюджет, является, по сути дела, патентным налогом. Несмотря на кажущееся решение проблемы привлечения максимального количества АЗС к уплате данного налога, показатель количества ТРК не может непосредственно характеризовать товарные и денежные потоки. При такой постановке вопроса происходит подмена мониторинга оборота нефтепродуктов и действенного контроля за денежными и товарными потоками показателем количества ТРК, являющихся средствами производства. В итоге вместо обложения налогом объективно определенного и учитываемого количества топлива и получаемой от транзакций <*> с ним прибыли предлагается взимать налог с технических средств, обеспечивающих лишь прием, отпуск и хранение нефтепродуктов. Следуя такой логике, нужно взимать налоги с количества резервуаров на нефтебазах или количества транспортных средств на транспортных предприятиях. Очевидно, этот путь не приведет к существенному увеличению налогооблагаемой базы, может спровоцировать рост цен, технологические, пожароопасные и экологические нарушения. ————————————————————————————————<*> Транзакция - фискальная регистрация товарных операций с нефтепродуктами и связанных с ними денежных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в сфере нефтепродуктообеспечения лицензированию подлежат лишь хранение нефти и продуктов ее переработки, а также эксплуатация автозаправочных станций. Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 394, определяет деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки "как технологический процесс от приема до реализации потребителям нефти и продуктов ее переработки". В части технического оснащения для получения лицензии на осуществление деятельности объектов нефтепродуктообеспечения достаточно представить "сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования, необходимого для осуществления деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности". Таким образом, вышеуказанное Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки рассматривает объект нефтепродуктообеспечения как юридическое лицо, осуществляющее лишь товаропроводящую технологию (прием, отпуск, хранение), для получения лицензии которому не требуется предоставление сведений о технических средствах учета и транзакциях продукта. Такая ситуация благоприятствует "теневому" нефтяному бизнесу, когда организации - призраки численностью в несколько человек, с техническим оснащением, ограниченным телефоном и факсом, проводят крупные оптовые операции с помощью "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. При этом крупные денежные средства бесконтрольно отчуждаются от товарных потоков и проходят параллельно товару, либо опережая его (предоплата), либо отставая (фьючерсные операции), либо преобразуются в товар (бартер), а иногда и исчезают (неплатежи, исчезновение посредника). Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения зачастую находятся на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговые поступления в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно создать налогооблагаемую базу на нефтепродукты. Существенным тормозом для формирования налогооблагаемой базы являются также нормативные документы, регламентирующие метрологические требования к техническим средствам измерения количества нефтепродуктов. Сформированные в основном в 1970 - 1980 гг., они ориентированы на одного собственника - государство и не соотнесены с требованиями международных стандартов. Поэтому в настоящее время учет количества нефтепродуктов производится путем оформления документов материальной ответственности (товарно - транспортная накладная, сменный отчет, резервуарная книга и др.), как правило, на основании неточных ручных методов измерения и считывания физических параметров (плотность, температура, объем). До сих пор технический, метрологический и экономический аспекты коммерческого учета нефтепродуктов, который производится при всех операциях передачи товара от одного собственника (или материально - ответственного лица) другому, регламентируются устаревшей Инструкцией о приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов, утвержденной еще в 1985 г. бывшим Госкомнефтепродуктом СССР. "Благодаря" предписанному этим документом "объемному методу" измерения количества нефтепродуктов на АЗС появляется возможность реализации до 5% неучтенных объемов нефтепродуктов только в результате элементарной манипуляции значениями плотности и объема в резервуаре.
Введенные в дальнейшем в действие нормативные документы также не отвечают современным требованиям. Например, Инструкция по учету на магистральных нефтепродуктопроводах не регламентирует измерение количества нефтепродуктов посредством коммерческих узлов учета - счетчиков объема и массы (счетчики на ТРК - это фактически единственное, что имеет соответствующее нормативное обеспечение). В то же время ведущие нефтяные компании во всем мире давно уже перешли на коммерческий учет нефтепродуктов посредством счетчиков. Комплексное решение проблемы нормализации ситуации в нефтяном бизнесе обусловливает необходимость реализации системного подхода к определению налогового потенциала этого бизнеса посредством создания нормативно - правовой и технической базы, обеспечивающей контроль, учет и фискальную регистрацию товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты, выполняющие либо функции собственника товара, либо функции услуг по транспортировке, хранению и реализации). Это означает, в первую очередь, необходимость внесения соответствующих изменений в лицензионное законодательство и нормативную техническую документацию, регламентирующую проектирование, эксплуатацию и контроль объектов нефтепродуктообеспечения. Особого внимания требуют технические средства учета и фискальной регистрации транзакций нефтепродуктов и связанных с ними денежных средств. По нашему мнению, лицензии должны выдаваться лишь тем предприятиям, которые имеют на своем балансе или арендуют товаропроводящую сеть, оснащенную автоматизированной системой коммерческого учета продукта, обеспечивающей регистрацию товарных и денежных потоков на всех стадиях их движения. В этом случае анализ фискальной информации о регистрируемых коммерческих операциях позволит определить доходную составляющую каждого этапа и, следовательно, объективно оценить налоговый потенциал в этой сфере бизнеса. В настоящее время подобного рода автоматизированная система коммерческого учета нефтепродуктов, разработанная специалистами ЗАО "Компания "ПАРКойл" и Государственного научно - технического центра информационно - измерительной техники (ГНТЦ ИИТ), внедрена на АЗС, совмещенной с пунктом налива и приемом нефтепродуктов по отводу с Московского нефтепродуктопровода, на 41 км Ярославского шоссе. Опыт эксплуатации данной системы заслуживает внимательного изучения и анализа специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и налоговых органов.
Подписано в печать А.М.Несговоров 20.10.1999 зам. Генерального директора
ЗАО "Компания "ПАРКойл", к.т.н. Р.А.Акопян Главный метролог ЗАО "Компания "ПАРКойл", к.т.н., доцент Ф.Х.Банхаева Советник налоговой службы I ранга, к.э.н. А.Д.Мельник Советник налоговой службы I ранга, к.т.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |