![]() |
| ![]() |
|
Статья: Правовое регулирование соглашений о разделе продукции ("Бухгалтерский учет", 1999, N 11)
"Бухгалтерский учет", N 11, 1999
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
Заключение соглашений о разделе продукции с инвесторами (в том числе и иностранными) сравнительно недавно стало составной частью экономической политики нашего государства в области освоения, добычи и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, особенно нефти и газа. В настоящее время принят ряд законодательных актов, призванных урегулировать отношения между государством и инвесторами в данном вопросе. В первую очередь к ним относятся такие законы, как Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. ФЗ от 03.03.1995 N 27-ФЗ), ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", с изменениями от 07.01.1999, ФЗ от 21.07.1997 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции", ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Только с учетом комплексного рассмотрения указанных Законов можно дать цельное представление о правовой природе сделок, заключаемых государством с российскими и иностранными инвесторами на освоение и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых на условиях раздела продукции, а также предложить практические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете указанных операций. Статьей 2 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" установлено, что соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Основная особенность соглашений о разделе продукции заключается в субъектном составе данных отношений, поскольку сторонами данного соглашения в соответствии со ст.3 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" являются Российская Федерация (государство) и инвесторы. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.1997 "О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" на Минтопэнерго России возложено осуществление прав и обязательств РФ, принятых ею в связи с участием в соглашениях. Применительно к недропользованию участие государства проявляется в принятии государством одностороннего акта, предоставляющего частной компании, в том числе и иностранной, право осуществлять в интересах данного государства и развития его экономики определенную хозяйственную деятельность. Инвесторами могут быть российские и иностранные граждане и юридические лица, объединения юридических лиц - и создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. В ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" содержится ряд норм публично - правового регулирования обязательств в сфере недропользования, вытекающих из соглашений о разделе продукции. В частности, это такие вопросы, как осуществление государственного контроля за производственной деятельностью инвестора, определение объема полномочий государственных органов субъектов РФ по регулированию инвестиционных отношений.
Законом РФ "О недрах" определено, что особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Одна из таких особенностей заключается в том, что в отличие от общего правила природопользования, устанавливающего, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу. Кроме того, публичный характер законодательства по соглашениям о разделе продукции предполагает, что предметом договорных отношений не могут быть такие положения, как: государственная форма собственности на недра и полезные ископаемые; платность за недра и срочный характер недропользования; административно - правовое регулирование налоговых и таможенных отношений инвестора с государством, отношений по охране окружающей природной среды и санитарного благополучия населения, по вопросам установления и применения государственных стандартов в процессе эксплуатации недр, по вопросам пределов ограничений государственного иммунитета, по вопросам реализации государственного горного надзора, экологического, геологического государственного контроля. Как видно из вышеизложенного, соглашение о разделе продукции включает в себя нормы публичного права, которые не подлежат изменению сторонами в процессе заключения и исполнения данных соглашений. Вместе с тем, как следует из определения, данного в ст.2 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", данное соглашение является в то же время и договором, имеющим частный гражданско - правовой характер. Так, п.3 ст.1 названного Закона определено, что права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско - правовой характер, определяются в соответствии с данным Законом и гражданским законодательством РФ. Учитывая эту отсылку законодателя к гражданскому законодательству РФ, рассмотрим, какие из прав и обязанностей сторон соглашения могут регулироваться ГК РФ. Следует отметить, что в крупном инвестиционном проекте на условиях раздела продукции возможно заключение различных договоров между участниками по совместной эксплуатации месторождений полезных ископаемых, например договор простого товарищества (совместная деятельность), агентский договор, договор подряда. В этих случаях отношения между участниками будут регулироваться соответствующими нормами ГК РФ. В данной статье мы рассматриваем в качестве сторон соглашения о разделе продукции государство и инвестора, а в качестве предмета соглашения - предоставление инвестору исключительных прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ за его счет и риск.
Договор коммерческой концессии
В международной практике отношения по добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений на условиях раздела продукции оформляют именно концессионными договорами. Все вопросы концессионного договора относятся к внутренней компетенции государства. Отсюда следует, что концессионный договор - это сделка, правоотношения по которой регулируются внутренним правом, и она не является международным договором <*>. ————————————————————————————————<*> М.М. Богуславский. Международное частное право.- М., Юристъ, 1998. - С. 161.
ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" направлен на установление основополагающих принципов участия иностранных инвесторов в крупных инвестиционных проектах, в частности, он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Данный Закон предоставляет государственные гарантии только в отношении крупных и прямых инвестиций, т.е. проектов, суммарный объем иностранных инвестиций в которые составляет не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу ФЗ об иностранных инвестициях), или инвестиционных проектов, в которых минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу названного Закона), включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Практическое значение этого положения заключается в том, что ни портфельным инвестициям (приобретение акций, облигаций, векселей и иных ценных бумаг в размерах, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятий (менее 10% в общем акционерном капитале компании)), ни прочим инвестициям (торговые кредиты, кредиты, полученные от международных финансовых организаций) данный Закон гарантий не предоставляет. Иностранный инвестор, участвующий в соглашении о разделе продукции, может рассчитывать на получение государственных гарантий по закону об иностранных инвестициях только в случае, если объем его прямых инвестиций соответствует размеру, указанному в законе. При этом следует отметить, что понятие "прямых инвестиций" в законодательстве отсутствует. В ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" законодатель не называет данное соглашение концессионным договором, однако в значительной степени такое соглашение содержит признаки именно концессионного договора, что подтверждается анализом норм ГК РФ, регулирующих коммерческую концессию. В соответствии с гражданским законодательством РФ (гл.54 ГК РФ) договор коммерческой концессии относится к группе договоров лицензионного типа. В его предмет входит разрешение (лицензия) на использование исключительных прав. Согласно ст.1027 ГК РФ основным обязательством по данному договору является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, коммерческое обозначение правообладателя, охраняемая коммерческая информация, товарный знак, знак обслуживания и т.д.). Приведенный в статье перечень объектов имеет открытый характер. Это позволяет отнести к коммерческой концессии и отношения между государством и инвестором по разработке, добыче и эксплуатации месторождений полезных ископаемых на условиях раздела продукции. В ст.1027 ГК РФ определяется, что сторонами коммерческой концессии являются, с одной стороны, правообладатель (предоставляющий право, разрешающий деятельность) и пользователь (принимающий это право и осуществляющий эту деятельность). Между сторонами заключается письменный договор. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (ст.1028). Статья 1030 регулирует вопрос о вознаграждении. Вознаграждение может выплачиваться в различных формах: платежей, отчислений, наценок, в натуральной форме. Все эти вознаграждения выплачиваются пользователем правообладателю. Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (паушальный платеж), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических платежей (роялти) в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота (товаров, работ, услуг). Таким образом, в ГК РФ подробно регулируется не только договор концессии, но и концессионные отношения в целом. Проведенный анализ норм Закона о соглашениях о разделе продукции и ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что модель соглашения о разделе продукции должна строиться на основе норм ГК РФ о коммерческой концессии. В частности, ст.2 Закона о соглашениях о разделе продукции установлено, что государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ. В соответствии со ст.4 названного Закона уполномоченный государственный орган обязан выдать инвестору лицензию на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что согласно законодательству перечень исключительных имущественных прав по договору коммерческой концессии не является исчерпывающим, по нашему мнению, на отношения между государством и инвестором, складывающиеся в части предоставления исключительных прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, правомерно распространить действие гл.54 ГК РФ, регулирующей условия предоставления исключительных прав в рамках коммерческой концессии. Кроме того, можно обратиться к другому законодательству о природопользовании, например лесному, в котором одним из видов природопользования является использование коммерческой концессии. Так, в соответствии со ст.37 Лесного кодекса РФ по договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.
Договор аренды природных объектов
Статьей 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пунктом 1 ст.607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. При этом законодатель делает ссылку на специальное законодательство по природным ресурсам. Например, ст.31 Лесного кодекса РФ определяет, что по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Согласно ст.2 Закона о соглашениях о разделе продукции государство предоставляет инвестору во временное пользование и за вознаграждение участок недр для поиска, разведки, добычи минерального сырья. Статьей 614 ГК РФ установлено, что в качестве способа уплаты арендной платы может предусматриваться передача арендатором арендодателю установленной доли продукции, полученной в результате использования нанятого имущества. Статья 8 Закона о соглашениях о разделе продукции определяет, что произведенная инвестором продукция подлежит разделу между государством и инвестором на условиях, установленных соглашением. Таким образом, в данном случае раздел продукции является способом уплаты арендной платы за пользование участком недр. Итак, можно утверждать, что по соглашениям о разделе продукции должны применяться общие нормы гражданского права по коммерческой концессии и аренде природных объектов, если иное не содержится в ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Как свидетельствует практика, в настоящее время имеются различные и по структуре, и по содержанию подходы к формированию проектов соглашений о разделе продукции (как договоров государства и инвестора). В связи с этим было бы целесообразно в целях унификации основных требований государства к структуре обязательств в рамках соглашения о разделе продукции утвердить модельную структуру соглашения о разделе продукции, приняв соответствующее постановление Правительства РФ.
Подписано в печать Л.А.Голомазова 20.10.1999 Ассистент менеджера
по правовым вопросам ЗАО "КПМГ"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |