![]() |
| ![]() |
|
Статья: Порядок применения льготы по НДС в области пожарной безопасности ("Бухгалтерский учет", 1999, N 11)
"Бухгалтерский учет", N 11, 1999
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Налог на добавленную стоимость является наиболее сложным для понимания и, соответственно, исчисления и уплаты в бюджет. Неоднозначность трактовки отдельных положений Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 (ред. от 07.08.1998) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция), несоответствие некоторых формулировок Инструкции и Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 04.05.1999 N 95-ФЗ) "О налоге на добавленную стоимость", неотработанный механизм льготирования отдельных товаров, работ, услуг - все эти факторы отрицательно влияют на работу как налоговых органов, так и налогоплательщиков. Не секрет, что порой разъяснения налоговых органов являются вольной трактовкой тех или иных положений нормативных документов. В соответствии с введенной в действие с 1 января 1999 г. первой частью Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с изложенным проблема строгого соблюдения буквы закона в настоящее время стоит очень остро и решать ее необходимо. Остановимся на вопросе налогообложения служб, обеспечивающих пожарную безопасность. В соответствии с пп."ы" п.12 Инструкции от налога на добавленную стоимость освобождаются пожарно - техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. При сопоставлении текста Инструкции и Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", связанного с поименованной льготой, обнаруживается следующее. В Законе данной льготе соответствует пп."ю" п.1 ст.5, а в Инструкции - пп."ы" п.12. Данное расхождение объясняется следующим образом. Вопросы налогообложения и освобождения от уплаты НДС товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в момент таможенного оформления регламентируются таможенными органами и соответствующей ведомственной инструкцией. Поэтому пп."щ", в котором в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость" поименованы товары, ввозимые на территорию РФ, не упомянут в п.12 Инструкции. В этой связи наименования подпунктов в п.12 смещены.
В пп."б" п.2 ст.7 Закона сказано: "не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, налоги, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с пп."в" -"ш", "я" и "я.1" п.1 ст.5 настоящего Закона. Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения". В упоминании данных подпунктов имеется опечатка. Складывается ситуация, при которой налоговые органы, дословно выполняя Закон, вправе требовать, чтобы "входящий" налог на добавленную стоимость по оборотам, льготируемым в соответствии пп."ы" - "ю" п.1 ст.5 Закона (услуги, выполняемые профессиональными аварийно - спасательными службами, профессиональными аварийно - спасательными формированиями по договорам; обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; пожарно - техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации), относился за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, так как для данных подпунктов не оговорено право отнесения уплаченного поставщикам НДС на издержки производства и обращения, а также возмещения из бюджета. В Инструкции данная опечатка отсутствует, однако, учитывая, что при рассмотрении споров в арбитражном суде во внимание принимается приоритетно Закон, налоговые органы оказываются в выигрышном положении несмотря на очевидный казус. Теперь обратимся непосредственно к льготе. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 24.01.1998) к пожарно - технической продукции относится специальная техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров. Следует отметить, что по всем перечисленным позициям, относящимся к пожарно - технической продукции, дана расширенная трактовка в Приказе МВД России от 18.06.1996 N 33 "Об утверждении перечня пожарно - технической продукции", которым и следует руководствоваться при предоставлении льготы. Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно - технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно - технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; огнезащитные и трубо - печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы. Настоящим Федеральным законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России, приведен в Постановлении Правительства РФ от 23.08.1993 N 849 (ред. от 12.03.1996) "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Данный перечень включает следующие виды работ (услуг): 1. Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, научно - техническое консультирование по вопросам пожарной безопасности. 2. Проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности. 3. Организация и деятельность пожарной охраны (пожарно - спасательных подразделений) населенных пунктов, министерств, ведомств, а также предприятий (объединений), учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм. 4. Проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности. 5. Производство, проведение испытаний, поставка пожарной техники и огнетушащих средств. 6. Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты (за исключением отнесенных к строительной деятельности). 7. Проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности. 8. Обучение мерам пожарной безопасности. Осуществление предприятием деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет являются организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Соответственно льготы по уплате данного налога применяются непосредственно к производителям (поставщикам) товаров (работ, услуг), а не к покупателям. Организации, предприятия и учреждения, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в пп."ф", "х" и "ы" п.12 вышеназванной Инструкции, могут не применять предоставленную льготу, покупатель не вправе требовать ее применения. Отказ заказчика от уплаты НДС является безосновательным.
Подписано в печать М.В.Рытова 20.10.1999 Советник налоговой службы
III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |