Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок применения льготы по НДС в области пожарной безопасности ("Бухгалтерский учет", 1999, N 11)



"Бухгалтерский учет", N 11, 1999

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Налог на добавленную стоимость является наиболее сложным для понимания и, соответственно, исчисления и уплаты в бюджет. Неоднозначность трактовки отдельных положений Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 (ред. от 07.08.1998) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция), несоответствие некоторых формулировок Инструкции и Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 04.05.1999 N 95-ФЗ) "О налоге на добавленную стоимость", неотработанный механизм льготирования отдельных товаров, работ, услуг - все эти факторы отрицательно влияют на работу как налоговых органов, так и налогоплательщиков. Не секрет, что порой разъяснения налоговых органов являются вольной трактовкой тех или иных положений нормативных документов.

В соответствии с введенной в действие с 1 января 1999 г. первой частью Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В связи с изложенным проблема строгого соблюдения буквы закона в настоящее время стоит очень остро и решать ее необходимо.

Остановимся на вопросе налогообложения служб, обеспечивающих пожарную безопасность.

В соответствии с пп."ы" п.12 Инструкции от налога на добавленную стоимость освобождаются пожарно - техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

При сопоставлении текста Инструкции и Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", связанного с поименованной льготой, обнаруживается следующее.

В Законе данной льготе соответствует пп."ю" п.1 ст.5, а в Инструкции - пп."ы" п.12. Данное расхождение объясняется следующим образом. Вопросы налогообложения и освобождения от уплаты НДС товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в момент таможенного оформления регламентируются таможенными органами и соответствующей ведомственной инструкцией. Поэтому пп."щ", в котором в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость" поименованы товары, ввозимые на территорию РФ, не упомянут в п.12 Инструкции. В этой связи наименования подпунктов в п.12 смещены.

В пп."б" п.2 ст.7 Закона сказано: "не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, налоги, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с пп."в" -"ш", "я" и "я.1" п.1 ст.5 настоящего Закона. Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения".

В упоминании данных подпунктов имеется опечатка. Складывается ситуация, при которой налоговые органы, дословно выполняя Закон, вправе требовать, чтобы "входящий" налог на добавленную стоимость по оборотам, льготируемым в соответствии пп."ы" - "ю" п.1 ст.5 Закона (услуги, выполняемые профессиональными аварийно - спасательными службами, профессиональными аварийно - спасательными формированиями по договорам; обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; пожарно - техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации), относился за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, так как для данных подпунктов не оговорено право отнесения уплаченного поставщикам НДС на издержки производства и обращения, а также возмещения из бюджета.

В Инструкции данная опечатка отсутствует, однако, учитывая, что при рассмотрении споров в арбитражном суде во внимание принимается приоритетно Закон, налоговые органы оказываются в выигрышном положении несмотря на очевидный казус.

Теперь обратимся непосредственно к льготе.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 24.01.1998) к пожарно - технической продукции относится специальная техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.

Следует отметить, что по всем перечисленным позициям, относящимся к пожарно - технической продукции, дана расширенная трактовка в Приказе МВД России от 18.06.1996 N 33 "Об утверждении перечня пожарно - технической продукции", которым и следует руководствоваться при предоставлении льготы.

Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно - технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно - технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо - печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы.

Настоящим Федеральным законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России, приведен в Постановлении Правительства РФ от 23.08.1993 N 849 (ред. от 12.03.1996) "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Данный перечень включает следующие виды работ (услуг):

1. Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, научно - техническое консультирование по вопросам пожарной безопасности.

2. Проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности.

3. Организация и деятельность пожарной охраны (пожарно - спасательных подразделений) населенных пунктов, министерств, ведомств, а также предприятий (объединений), учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм.

4. Проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

5. Производство, проведение испытаний, поставка пожарной техники и огнетушащих средств.

6. Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты (за исключением отнесенных к строительной деятельности).

7. Проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности.

8. Обучение мерам пожарной безопасности.

Осуществление предприятием деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет являются организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Соответственно льготы по уплате данного налога применяются непосредственно к производителям (поставщикам) товаров (работ, услуг), а не к покупателям.

Организации, предприятия и учреждения, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в пп."ф", "х" и "ы" п.12 вышеназванной Инструкции, могут не применять предоставленную льготу, покупатель не вправе требовать ее применения.

Отказ заказчика от уплаты НДС является безосновательным.

Подписано в печать М.В.Рытова

20.10.1999 Советник налоговой службы

III ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок оформления и отнесения на себестоимость представительских расходов ("Бухгалтерский учет", 1999, N 11) >
Статья: Аудит уставного капитала акционерных обществ ("Бухгалтерский учет", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.