|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоги за рубежом ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 10)
"Налоговые известия Московского региона", N 10, 1999
НАЛОГИ ЗА РУБЕЖОМ
Системы налогов в разных странах отличаются по структуре и набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям налоговых органов, налоговым базам и налоговым льготам. Часто сравнивается величина ставок основных видов налогов в России и в западных странах. Действительно, наши ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой. Но такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, так как ставки применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая и, следовательно, больше величина уплачиваемых налогов. Например, в США самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Для определения совокупного валового дохода суммируются все доходы: зарплата, доход от предпринимательства, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, доход от ценных бумаг и др. Из совокупного дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. К ним относятся расходы на приобретение и содержание капитальных активов: земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Из чистого дохода вычитаются налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов, размер которого имеет тенденцию к увеличению, например, в 1990-х годах он составлял 4 тыс. долл. Кроме того, чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (не более 15% облагаемой суммы), местные налоги и т.д. Путем вычетов образуется налогооблагаемый доход. В 1986 г. действовало 14 ставок подоходного налога от 11 до 50%, в 1990-е годы шкала ставок подоходного налога была упрощена: максимальная ставка снижена, необлагаемый минимум увеличен, при этом количество налоговых льгот уменьшилось. В Японии самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Физические лица уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, действуют подоходный префектурный налог и местные подоходные налоги. Независимо от дохода каждый уплачивает налог на жителя - 3200 иен в год. Казалось бы, налоги очень высоки, однако следует иметь в виду, что установлен значительный необлагаемый минимум, от уплаты налога освобождаются также средства, затраченные на лечение. У среднеоплачиваемого японца от подоходного налога может освобождаться более 30% доходов. Успешной, с точки зрения собираемости налогов, может считаться налоговая реформа в Польше. За 1996 г. достигнут высокий уровень собираемости налогов: по НДС и акцизам - около 98%; по налогу с доходов физических лиц - 96-97%, несколько ниже уровень собираемости местных налогов (с недвижимости, поземельные, лесные и прочие сборы). Успехи объясняются тем, что реформа была тщательно проработана, вводилась постепенно и сопровождалась разъяснительной работой. К неплательщикам применялись жесткие санкции. Недоимки могли взиматься в срок до 5 лет и погашаться изъятием до 70% дохода должника. Налоговая инспекция наделена большими полномочиями, учреждение специальной налоговой полиции не предусмотрено. Достигнутые успехи позволили разработать планы по снижению налогового бремени, но вместе с тем снижаются налоговые льготы. С 1998 г. предусматривалась практика возврата НДС иностранцам, в основном туристам, вывозящим из страны польские товары. Налоговые системы складываются под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эффективность налоговой реформы в решающей степени зависит от способности государства ликвидировать спад производства, укрепить финансовую систему, обеспечить реальную поддержку в становлении и развитии малого бизнеса.
Подписано в печать И.Ф.Филипук 10.10.1999 ГНИ по г. Ногинску
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |