|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Типичные ошибки налогоплательщиков ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 10)
"Налоговые известия Московского региона", N 10, 1999
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве подготовило обзор характерных ошибок и нарушений налогового законодательства, выявленных при проведении документальных и камеральных проверок в первом полугодии 1999 г. инспекциями города. Камеральными проверками выявляются следующие характерные ошибки и нарушения: 1. По налогу на прибыль: - необоснованное применение, неправильное оформление и расчет льгот; - непредставление документов, подтверждающих льготы; - представление одного расчета с применением одной ставки при осуществлении нескольких видов деятельности, облагаемых при исчислении налога на прибыль по различным ставкам. Так, при проведении камеральных проверок инспекцией N 28 по Юго - Западному административному округу г. Москвы установлены следующие нарушения. Акционерное общество в нарушение п.5 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", льготирует 50% налогооблагаемой прибыли, направленной на покрытие убытка прошлого года, не соблюдая порядок равномерного деления суммы убытка на последующие 5 лет. В результате доначислено 570 672,6 тыс. руб.
Организацией в нарушение п.4.1.1 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37 заявлена льгота по финансированию капитальных вложений, произведенных за счет оборотных средств, при отсутствии прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в результате чего доначислено 1206,6 тыс. руб. Предприятие (инспекция N 34 по Северо - Западному административному округу г. Москвы) заявило льготу по налогу на прибыль как малое предприятие, осуществляющее деятельность в области строительства объектов производственного и социального назначения. При проверке установлено, что в уставном капитале общества доля, принадлежащая нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, составляет 46%, вследствие чего оно не является малым предприятием и права на льготу не имеет. Доначислен налог на прибыль в сумме 644,8 тыс. руб. и дополнительные платежи - 76,1 тыс. руб. Совместное предприятие (инспекция N 30 по Западному административному округу г. Москвы) - гостиница и деловой центр, имея два вида деятельности - услуги и общественное питание, неверно исчислило облагаемую базу налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда, что привело к занижению налогов соответственно на 440,5 тыс. руб. и 265,0 тыс. руб. 2. По налогу на добавленную стоимость не учитываются суммы поступивших авансов и предоплат, данные об облагаемом обороте по реализации не соответствуют данным формы N 2 "Отчет о финансовых результатах", не подтверждается документально право на льготы, расчеты оформляются неверно и не в полном объеме. 3. По налогу на имущество предприятиями занижается среднегодовая стоимость имущества, данные расчета не совпадают с остатками по счетам по балансу, не учитываются в расчетах товары отгруженные. Повышению эффективности контрольной работы способствует организация в инспекциях выборочных перепроверок бухгалтерской отчетности и расчетов налогоплательщиков - юридических лиц, а также перепроверок в организациях. Следует отметить, что важным направлением по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства и экономических правонарушений является усиление координации контрольной работы инспекций с другими контролирующими и правоохранительными органами города. Так, инспекцией N 24 по Южному административному округу г. Москвы было получено Письмо УФСНП по г. Москве в отношении проведения совместной документальной проверки соблюдения налогового законодательства в части уплаты подоходного налога за 1996 г. гражданами О. и В. Проверкой установлено, что гр. О. в 1996 г. приобрела квартиру, стоимость которой в полном объеме оплатило за нее акционерное общество, подоходный налог со стоимости квартиры не исчислен. Доначислено подоходного налога 225,6 тыс. руб., на гр. О. наложен административный штраф. Гражданин В. в 1996 г. приобрел квартиру, которая также была оплачена за него тем же обществом в полном объеме, без исчислений подоходного налога. Доначислено подоходного налога 265,4 тыс. руб., на гр. В. наложен административный штраф. При выездной налоговой проверке инспекцией N 32 по Западному округу г. Москвы совместно с сотрудниками 32-го отдела УФСНП по г. Москве фирмы установлено, что предприятие с момента государственной регистрации вело финансово - хозяйственную деятельность, бухгалтерскую отчетность представляло до 1 апреля 1996 г. Начиная с 1 апреля 1996 г. и по 1999 г. бухгалтерскую отчетность фирма в налоговую инспекцию не представляла, налоги не уплачивала. В результате проведения оперативно - разыскных мероприятий установлено, что фирма в период со 2 октября 1997 г. по 1 января 1999 г. осуществляла розничную продажу продовольственных товаров, табачных изделий, винно - водочной продукции, кормов для животных. Согласно изъятой бухгалтерской документации выявлено получение выручки в сумме 608,7 тыс. руб. В ходе проверки доначислено налоговых платежей в сумме 270,5 тыс. руб., наложены финансовые санкции и пени в размере 182,7 тыс. руб. Руководитель предприятия привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 0,2 тыс. руб. Органы налоговой полиции в отношении должностных лиц фирмы возбудили уголовное дело. Инспекцией N 30 по Западному административному округу г. Москвы выявлено, что предприятием, занимающимся эксплуатацией инженерных систем малоэтажного жилищного комплекса, не полностью отражались на счетах реализации денежные средства, полученные от физических лиц - жителей малоэтажного жилищного комплекса за услуги по его эксплуатации. При этом жителям выдавались квитанции о получении денежных средств, однако в бухгалтерском учете они не отражались и при определении выручки от реализации не учитывались. Для выявления данного нарушения инспекцией были привлечены органы УФСНП по г. Москве и проведен опрос свидетелей - жителей поселка, их показания были использованы при проверке. В результате доначислено с учетом штрафных санкций 588,8 тыс. руб. Материалы проверки переданы в УФСНП по г. Москве для рассмотрения в соответствии со ст.109 УПК РФ. Высокую результативность дает использование информации, полученной из внешних источников, - правоохранительных, таможенных, лицензирующих и других органов. Инспекцией N 3 по Центральному административному округу г. Москвы предприятие проверено по документам коммерческого банка, представленным Московской городской военной прокуратурой. Предприятие в инспекции не отчитывалось, однако, имея расчетный счет в КБ, осуществляло деятельность. Проверкой установлено сокрытие налогооблагаемой базы и налогов за 1996 г. в сумме 9578,2 тыс. руб., за нарушение налогового законодательства применены штрафные санкции в сумме 14 020,1 тыс. руб. Результаты проверки направлены в Московскую городскую военную прокуратуру. При выездной проверке инспекцией N 18 по Восточному административному округу г. Москвы акционерного общества использованы материалы, предоставленные 18-м отделом УФСНП службы по ВАО г. Москвы. На себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) предприятием неправомерно отнесены расходы, не подтвержденные полным пакетом первичной документации, затраты, не связанные с производственной деятельностью предприятия; на уменьшение расчетов с бюджетом неправомерно относился налог на добавленную стоимость, исчисленный расчетным путем, неправомерно отнесены суммы налога на добавленную стоимость на расчеты с бюджетом при отсутствии первичных и расчетных документов. При проверке правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы установлено, что предприятием заявлена льгота на основании п.4 Инструкции ГНИ по г. Москве от 31 марта 1994 г. N 4 (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому от уплаты налога освобождаются зарегистрированные в установленном порядке детские и подростковые клубы, центры, осуществляющие работу с детьми и молодежью, в части доходов, связанных с проведением данной работы. Применение данной льготы неправомерно, так как в проверяемом периоде предприятие осуществляло несколько видов деятельности. Данная льгота предоставляется только в части выручки от услуг по обучению согласно лицензии. По акту проверки доначислено 118 тыс. руб. Эффективным методом выявления нарушений налогового законодательства являются встречные проверки. В ходе такой проверки предприятия, проведенной инспекцией N 15 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы, установлено, что в 1998 г. полученный товар оприходован в его бухгалтерском учете не в полном объеме. Всего по 19 накладным на общую сумму 22,8 тыс. руб. (накладные проверены у организации - продавца) факты получения оплаты и реализации товара не оформлены первичными бухгалтерскими документами и не отражены в учете. Однако, согласно приходным кассовым ордерам организации - продавца, оплата поставленного товара была произведена. В результате указанных нарушений занижена налогооблагаемая прибыль на сумму 22,8 тыс. руб. и налог на прибыль - 7,9 тыс. руб. Характерные ошибки налогоплательщиков, выявленные в ходе документальных проверок. В основной своей части они выражаются в нарушении действующих инструкций по налогообложению и Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552.
1. Занижение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Значительное число налогоплательщиков не отражают в отчетности либо занижают выручку от реализации продукции (работ, услуг) по закрытым актам выполненных работ (оказанных услуг). Инспекцией N 3 по Центральному административному округу г. Москвы при выездной налоговой проверке по вопросу соблюдения организацией налогового законодательства за 1996 г. - 9 мес. 1998 г. установлено занижение выручки от реализации продукции на сумму 4117,5 млн руб. за счет расхождений показаний фискальной памяти ККМ, снятой сотрудниками инспекции, с данными, отраженными в бухгалтерском учете. По результатам проверки доначислены платежи в бюджет, включая финансовые санкции в сумме 568 тыс. руб. Материалы проверки в настоящее время находятся на рассмотрении в судебных органах. В результате проверки инспекцией N 29 по Западному административному округу г. Москвы выявлено занижение организацией выручки от оказания услуг с комиссионного вознаграждения в сумме 6891,9 тыс. руб. при расчете покупателя за получаемую со склада комиссионера продукцию непосредственно с комитентом, а комиссионер при этом не отражал полученную выручку (комиссионное вознаграждение). Кроме того, в результате завышения стоимости товара на балансовом счете 004 занижалась сумма комиссионного вознаграждения в случаях, когда расчеты велись через комиссионера (комиссионное вознаграждение исчислялось в процентах к наценке реализуемого товара). Выручка от реализации при этом была занижена на 12 211,5 тыс. руб. В результате этих нарушений налог на прибыль занижен на 7259,3 тыс. руб. В ряде случаев при проверках выявляются факты отражения полученной выручки не на счетах реализации, а на других счетах бухгалтерского учета. Так, при проверке инспекцией N 2 по Центральному административному округу г. Москвы установлено, что организацией, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, не были отражены по счету реализации операции по их купле - продаже, тогда как они были единственным и исключительным видом деятельности. В результате доначислен налог на пользователей автодорог за 1996 - 1998 гг. в сумме 991,2 тыс. руб., налог на содержание жилищного фонда - в сумме 600,7 тыс. руб. Инспекцией N 24 по Южному административному округу г. Москвы совместно с УФСНП по г. Москве проведена проверка предприятия, представившего налоговую отчетность, свидетельствующую об отсутствии налогооблагаемой базы. При запросе в банк о движении денежных средств по счетам организации получено подтверждение о движении денежных средств. При проверке выявлено неправомерное отнесение работ по договору строительного подряда к договору инвестиционного характера, в результате чего налоги не исчислены. По итогам проверки доначислено 661,7 тыс. руб.
2. Занижение налога на прибыль
При исчислении налога на прибыль налогоплательщиками - юридическими лицами занижается налогооблагаемая база исчисления налога как за счет занижения выручки от реализации продукции (работ, услуг), так и за счет несоблюдения порядка формирования себестоимости реализации товаров (работ, услуг) и нарушения порядка формирования внереализационных результатов, а также уменьшается налогооблагаемая прибыль за счет отрицательного результата от реализации имущества предприятия, списания убытка от ликвидации основных средств и купли - продажи валюты. - Выявлено значительное количество нарушений порядка формирования фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Предприятия включают в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) расходы, не предусмотренные Положением о составе затрат. Инспекцией N 2 по Центральному административному округу г. Москвы при проверке коммерческого банка выявлено неправомерное отнесение на себестоимость консультационных, информационных и маркетинговых услуг при наличии в структуре банка соответствующих функциональных служб. В результате доначислен налог на прибыль за 1996 и 1997 гг. в сумме 3348,0 тыс. руб. - Нарушается порядок исчисления доходов от внереализационных операций. При проверке инспекцией N 6 по Центральному административному округу г. Москвы установлено, что налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль сформирована предприятием с учетом курсовой разницы по валютной выручке комитента, которую следовало учесть при расчетах с комитентом. В результате занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль составило 1265,0 тыс. руб. - Значительное количество ошибок и нарушений выявляется при проверках правомерности использования предприятиями и организациями льгот по налогу на прибыль (доход). Инспекцией N 18 по Восточному административному округу г. Москвы установлено, что в 1997 г. организация использовало льготу, предусмотренную п.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 (в ред. от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ), согласно которому не подлежит налогообложению прибыль в части средств, зачисляемых в федеральный бюджет, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами от оказания услуг по производству и распространению продукции средств массовой информации и книжной продукции и направленной ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности. Письмом Госналогслужбы России от 7 июня 1996 г. N ПВ-6-03/393 определен перечень продукции, на которую распространяется данная льгота. Предприятие осуществляло издание и реализацию печатной продукции, на которую данная льгота не распространяется, раздельного учета затрат на издание льготируемой продукции не вело. В результате выездной проверки доначислен налог на прибыль за 1997 г. в размере 0,5 тыс. руб. В ходе выездной проверки инспекцией N 19 по Восточному административному округу г. Москвы предприятия, основным видом деятельности которого является организация общественного питания в больницах, установлено, что в период с 1996 г. по 16 июля 1997 г. оно применяло льготу по налогу на прибыль в соответствии с п.4 Закона г. Москвы от 18 октября 1995 г. N 22 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", действующую для торгующих организаций, в общем объеме товарооборота которых реализация продуктов диетического питания составляет более 35%. Льгота применена неправомерно, в результате занижен налог на прибыль за 1996 г. в сумме 187,4 тыс. руб., за 1997 г. - 230,8 тыс. руб. По результатам проверки доначислено 759,9 тыс. руб., в том числе налоговых санкций - 341,8 тыс. руб. - Неисчисление и неуплата налога на доходы иностранных юридических лиц в результате представления для проверки недостоверных документов. При документальной проверке инспекцией N 15 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы на основании ответа из таможни на запрос инспекции установлено, что организация при импорте товаров предъявила на таможне контракт с иными условиями поставки, чем в представленном для проверки. При формировании таможенной стоимости на границе с Российской Федерацией налог на добавленную стоимость был исчислен и уплачен только с цены автомобиля и цены доставки до границы. Доход иностранного юридического лица, полученный на территории Российской Федерации за доставку автомобилей после границы, выплаченный за 1998 г. в сумме 102 782,35 DM (1 DM = 13,28 руб.), не облагался налогом. В результате налогооблагаемый доход за вычетом НДС составил 85 648,35 DM, сумма неуплаченного налога по итогам за 1998 г. - 17 130 DM.
3. Налог на добавленную стоимость и спецналог
При расчете сумм налога на добавленную стоимость плательщики допускают многочисленные нарушения в части занижения облагаемого оборота, неправильно применяют льготы и ставки налога, не заполняют все необходимые строки в расчете налога. Проверками, проведенными инспекцией N 4 по Центральному административному округу г. Москвы, установлено, что неправомерно применялась льгота, предусмотренная пп."н" п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", двумя организациями. Обе организации относили выручку, полученную по договорам за предоставление в пользование театральным коллективам зрительного зала, к необлагаемому обороту как плату за посещение театрально - зрелищных, развлекательных и т.д. мероприятий. Так, доходы, полученные по таким договорам, составили 263,2 тыс. руб., кроме того, названным театром не начислялся НДС на доходы, полученные от сдачи в аренду нежилых помещений в сумме 108,1 тыс. руб. и как возмещение за отмену плановых мероприятий в сумме 0,9 тыс. руб. Всего доначислено НДС - 372,3 тыс. руб., штрафные санкции и пени составили соответственно 74,5 тыс. руб. и 124,6 тыс. руб. Инспекцией N 18 по Восточному административному округу г. Москвы при выездной проверке установлено, что в течение проверяемого периода акционерное общество пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп."х" п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1991-1 "О налоге на добавленную стоимость". Согласно редакции вышеназванного Закона от 16 июля 1992 г. N 3317-1 от НДС освобождаются товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников. Данная льгота в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо - сбытовую, торговую или закупочную деятельность. Согласно учредительным документам и реестру акционеров 100% уставного капитала предприятия принадлежат физическим лицам. Предприятие осуществляло производственную и торговую деятельность, однако раздельного учета по видам деятельности не вело, торговый оборот включался в состав необлагаемого оборота как до, так и после изменения порядка применения льгот по НДС. Таким образом, налог на добавленную стоимость занижен на 2154 тыс. руб. Допускается завышение дебетовых оборотов по счету 68 "Расчеты с бюджетом" за счет отнесения на расчеты с бюджетом сумм налога по затратам, не включенным в себестоимость реализованной продукции для целей налогообложения. В ходе проверки охранного агентства инспекцией N 29 по Западному административному округу г. Москвы установлено необоснованное списание на дебет счета 68 НДС в сумме 21,7 тыс. руб. по расходам, связанным с ремонтом офиса (договор аренды отсутствовал), а также по работам, связанным с поиском и изъятием в офисе радиомикрофонных закладок. Таким образом, налог, подлежащий уплате в бюджет, был занижен на ту же сумму. Значительное количество нарушений допускается при исчислении налога на добавленную стоимость по экспортным операциям в связи с неправильным оформлением документов и отражением их в бухгалтерском учете. Отсутствуют документы, подтверждающие экспорт товаров (работ, услуг). Выездной налоговой проверкой предприятия за 1998 г. и I квартал 1999 г., проведенной инспекцией N 3 по Центральному административному округу г. Москвы, выявлено, что в нарушение п.22 Инструкции Госналогслужбы России N 39 отсутствовало подтверждение о фактическом поступлении всей выручки от реализации товаров иностранному лицу, в нарушение п.12 Инструкции собственником экспортируемого за пределы стран СНГ товара являлось третье лицо, а не проверяемая организация. По результатам проверки доначислены платежи в бюджет, включая финансовые санкции, в сумме 1186 тыс. руб. и уменьшено излишне предъявленное возмещение из бюджета НДС за III квартал 1998 г. в размере 1635 тыс. руб. Имеются случаи, когда организация, ранее не осуществлявшая хозяйственную деятельность, провела одну экспортную сделку и подает заявление на возмещение НДС в крупном размере. Инспекция N 17 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы в первом полугодии 1999 г. проверила две таких организации и выявила следующее. Предприятие реализовало научную разработку, приобретенную в России. В ходе проверки факт реального экспорта подтвержден не был. Кроме того, согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике" (с изменениями и дополнениями) научная и (или) научно - техническая продукция - это научный или научно - технический результат интеллектуальной деятельности, а льгота по экспортируемым за пределы государств - участников СНГ результатам интеллектуальной деятельности не предусмотрена, т.е. льгота, предусмотренная ст.5 Закона о НДС, была заявлена организацией неправомерно. Доначисленная сумма НДС со стоимости реализации составила 9651 тыс. руб. Встречная проверка продавца научно - технической разработки показала, что в его бухгалтерской отчетности выручка и НДС от продажи не отражены. НДС по данной операции в бюджет не уплачен. Данными об авторе и содержании научной разработки генеральный директор, являющийся единственным сотрудником фирмы, не располагает. В результате организации налоговой инспекцией отказано в возмещении НДС по ее заявлению на сумму 9515 тыс. руб. Второе предприятие также реализовало на экспорт научную разработку, не располагая данными ни об авторе, ни о содержании научной разработки. Согласно упомянутому выше Федеральному закону научная или научно - техническая продукция - это научный или научно - технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, который в соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ не относится к понятию "товар", так как не имеет количественной и физической характеристик. Возмещение (зачет) НДС, фактически уплаченного поставщикам, производится за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы производственного назначения, использованные при производстве экспортной продукции. Научно - техническая разработка не включена в состав материальных затрат (ресурсов). Кроме того, в ходе встречной проверки было установлено, что компания, у которой была приобретена научная разработка, впоследствии проданная на экспорт, фактической уплаты НДС в бюджет по проданной разработке не производила. В результате проверки установлено неправомерное декларирование в расчете по НДС возмещения по экспорту на сумму 7072 тыс. руб. В возмещении НДС по заявлению организации на указанную сумму отказано.
4. Налог на имущество
Проверками устанавливаются факты занижения налога на имущество за счет его несвоевременного оприходования и неправомерного применения льгот. При документальной проверке предприятия инспекцией N 15 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы установлено следующее. По условиям контракта переход права собственности на товар происходит в день начала таможенного оформления товара с одновременным отражением стоимости товара по счету 41. Однако партия товара была отражена в учете в день его выпуска в обращение, т.е. в следующем квартале, что привело к занижению среднегодовой стоимости имущества за 1998 г. на 6314,4 тыс. руб., налога - на 126,0 тыс. руб. Аналогичное нарушение установлено инспекцией при проверке другого предприятия, где среднегодовая стоимость имущества занижена на 10 746,0 тыс. руб. и налог - на 214,9 тыс. руб. Выездной проверкой правильности исчисления налога на имущество инспекцией N 18 по Восточному административному округу г. Москвы установлено, что предприятие в IV квартале 1998 г. и в I квартале 1999 г. пользовалось льготой по налогу на имущество как предприятие, использующее труд инвалидов (более 50% инвалидов). В нарушение Закона г. Москвы от 2 марта 1994 г. N 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий" в расчет среднесписочной численности работников были включены инвалиды, работающие по совместительству. Налог на имущество занижен на 42 тыс. руб.
5. Акцизы
При проверках выявляются нарушения при начислении и уплате акцизов. Так, предприятие, проверенное инспекций N 2 по Центральному административному округу г. Москвы, занималось производством бензина АИ-95 путем смешения двух различных марок бензина АИ-92 и АИ-98 на топливно - раздаточной колонке. Со стоимости произведенного и реализованного бензина АИ-95 данная организация акциз не начисляла и, следовательно, не уплачивала. Занижение акциза за 1996 - 1998 гг. составило 2084 тыс. руб.
6. Подоходный налог с физических лиц
При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты подоходного налога наиболее часто допускаются следующие нарушения: неполное и несвоевременное перечисление в бюджет сумм подоходного налога, удержанного с физических лиц; невзимание налога с доходов, полученных в форме непрямой оплаты труда и возмещения различных расходов; неправомерное применение льгот. Инспекцией N 16 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы за несвоевременное перечисление предприятием подоходного налога в сумме 1307 тыс. руб. за период с 1 апреля 1997 г. по 11 января 1999 г. были начислены пени в сумме 1808 тыс. руб., штраф в сумме 131 тыс. руб., и общая сумма доначислений в бюджет составила 3246 тыс. руб., в том числе финансовых санкций - 1939 тыс. руб. На руководителя предприятия наложен административный штраф в размере 417,5 тыс. руб. В результате проведенной инспекцией N 3 по Центральному административному округу г. Москвы в организации проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога установлено следующее. В нарушение ст.20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не представлены справки о доходах физических лиц, ведущих новое строительство и приобретавших квартиры; ст.ст.2, 3, 7 Закона при налогообложении доходов физических лиц, являющихся застройщиками, из облагаемого дохода исключены расходы по строительству, не подтвержденные денежными документами об оплате. Сумма неудержанного налога составила 7,5 тыс. руб. Инспекцией N 17 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы при документальной проверке соблюдения налогового законодательства по подоходному налогу государственного предприятия выявлены следующие нарушения: - не удержан подоходный налог с оплаты поездок за рубеж сотрудникам для повышения квалификации; оплата поездок производится через туристические фирмы, не имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности; в договорах, заключенных с организациями, указаны туристические услуги, программа обучения не оговорена; - не удержан подоходный налог с оплаты за оформление загранпаспортов для 11 сотрудников; - необоснованно предоставлена льгота сотрудникам на приобретение квартир. Недобор налога по акту проверки составил 73,9 тыс. руб. Материалы проверок показывают, что в большинстве случаев уклонение от уплаты подоходного налога происходит следующими легальными способами: отдых за границей оформляется как командировка; оплата по безналичному перечислению за питание, культурно - массовые мероприятия, различные билеты, использование спортивных залов и площадок, саун и т.д. без предоставления списков работников, которые этим пользовались. В настоящее время широко распространена форма расчетов между предприятиями за товары и услуги векселями, что позволяет изыскивать новые возможности уклонения от налогообложения. Так, предприятие (инспекция N 34 по Северо - Восточному административному округу г. Москвы) осуществляет финансово - хозяйственную деятельность в сфере оптовой торговли промышленными товарами и ГСМ. При проверке было установлено, что предприятие, получив у коммерческого банка заем в виде векселя, передало его в оплату за приобретенный товар, отнеся исчисленную сумму НДС в дебет счета 68. На момент проверки вексель погашен не был, в связи с чем доначислен НДС в сумме 9457 тыс. руб. Документальной проверкой предприятия (инспекция N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы) установлено, что в 1997 г. им были получены целевые средства на исполнение инвестиционной программы в размере 19,6 млн руб., в том числе векселями на сумму 16,0 млн руб. По контрактам с тремя ООО в декабре 1997 г. приобретено оборудование, оплата произведена векселями на сумму 11,6 млн руб., в том числе НДС - 1,9 млн руб. На основании встречных проверок установлено, что все три общества начиная со срока представления отчетности за 1997 г. уклоняются от явки в налоговую инспекцию, за 1997 г. отчетность не представили, НДС по полученным векселям в счет оплаты оборудования в бюджет не внесен. Поскольку предприятие фактической оплаты НДС не производило, уменьшение НДС по оплаченному векселем оборудованию неправомерно. Таким образом, в дебет счета 68 излишне отнесен НДС в сумме 1,9 млн руб.
Подписано в печать Г.А.Янкевич 10.10.1999 М.Г.Цакунов
Г.С.Зорина Управление МНС по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |