|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Правовые аспекты учета налогоплательщиков (в действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации) ("Аудиторские ведомости", 1999, N 10)
"Аудиторские ведомости", N 10, 1999
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Взимание налогов - одна из древнейших функций и необходимое условие существования государства, одна из составляющих стабильного развития общества на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее действенный инструмент регулирования рыночных отношений. Налоги, в частности, призваны воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, ограничивать стихийность рыночных процессов, укрощать инфляцию. Они представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время основным законодательным актом налогового права является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), часть первая которого введена в действие с 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ. Уже менее чем через год Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Часть первая НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и порядок исполнения обязанностей по их уплате. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов или иных обособленных подразделений. Своевременный контроль за правильностью уплаты установленных законодательством налогов, анализ и прогнозирование дел в сфере налогообложения невозможны без надлежащей организации учета налогоплательщиков как изначальной стадии процесса их отношений с налоговыми органами. Практика показывает, что даже при осуществлении столь понятной процедуры постановки лиц на налоговый учет не всегда соблюдаются правовые нормы и действующий порядок, что в свою очередь влечет за собой различного рода нежелательные последствия. Обязанность налогоплательщика встать на учет предписана ст.23 НК РФ наряду с обязанностью уплачивать законно установленные налоги. При этом налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе прежде всего по месту нахождения организации, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Место нахождения российской организации - это место ее государственной регистрации, т.е. адрес, указанный в учредительных документах: место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение; место жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает; местом нахождения имущества признается: для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; для транспортных средств, не указанных в п.1, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества; для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также физических лиц по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими учет и регистрацию имущества, указанными в ст.85 НК РФ. В этих случаях налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, направив ему уведомление установленной формы (см. ниже).
Приложение N 26 к Приказу Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309
Форма N 12-2-6 Экз. единственный
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (транспортного средства)
Уважаемый(ая) ______________________________________________, (указываются фамилия, имя, отчество) проживающий(ая) по адресу ________________________________________ (почтовый индекс, республика (край, __________________________________________________________________ область, округ), район, город, улица, дом, корпус, квартира)
Государственная налоговая инспекция ______________________________ ——T—T—T—¬ ________________________________________________________ | | | | | L—+—+—+——сообщает, что в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, и на основании сведений ________________________________________________________, содержащихся в __________________________________________________, (наименование документа, его реквизиты) Вы поставлены (состоите) на учет(е) с идентификационным номером ------------------------¬ налогоплательщика (ИНН): ¦ ¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+ ———— Документом, подтверждающим факт постановки налогоплательщика на учет, является Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации <*>.
Руководитель государственной налоговой инспекции _________________________________ (подпись, фамилия, имя, отчество) МП _____________________ (число, месяц, год)
————————————————————————————————<*> В случае необходимости Свидетельство можно получить в территориальном подразделении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по адресу: ______________________________________ при предъявлении документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (в случае предъявления удостоверяющего личность документа, отличного от паспорта), и настоящего Уведомления.
Дни и часы приема: __________________________________ Контактный телефон __________________________________
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Министерству Российской Федерации по налогам и сборам предоставлено право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций. Заявление о постановке на учет организации (форма N 12-1-1) или индивидуального предпринимателя (форма N 12-2-1) подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Бланки заявлений и необходимых к ним приложений выдаются территориальными подразделениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение юридическим лицом оформляется отдельное заявление (форма N 12-1-3) в течение одного месяца после создания обособленного подразделения и подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества (форма N 12-1-4) или транспортных средств (форма N 12-1-5) подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Частные нотариусы, частные детективы, частные охранники становятся на налоговый учет по месту их жительства. Заявление о постановке на учет ими подается в налоговый орган по месту своего жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. Налогоплательщики имеют право: получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих юридические нормы о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя, которым может быть признано физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Права их обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Налогоплательщики обязаны: встать на учет в органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах. Для обеспечения возможности осуществления налогового контроля: представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ; НК РФ обязывает налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок; о всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность, к нему применяются налоговые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежного взыскания (штрафа) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. То же нарушение срока более 90 дней - влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Таким образом, если налогоплательщиком подано заявление о постановке на учет в течение срока, превышающего предусмотренный НК РФ, т.е. спустя 11 - 100 дней после государственной регистрации, то налоговый орган вправе предъявить к нему штрафные санкции в размере пяти тысяч, а при подаче заявления по истечении 100 дней после государственной регистрации - в размере десяти тысяч рублей. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. В случае когда такая деятельность организацией или индивидуальным предпринимателем осуществлялась на протяжении более трех месяцев, налогоплательщик подвергается штрафу в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке (10 дней) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Эти же деяния, совершенные физическим лицом, влекут взыскание штрафа в размере 500 руб. При наличии отягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные обособленные подразделения в пределах своих полномочий в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издают обязательные для исполнения приказы, утверждают инструкции и методические указания. Налоговые органы обязаны: вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, а также сведений об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Не представляют налоговой тайны сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС России, органами государственных внебюджетных фондов и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законодательством. На налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета регламентирован ст.84 НК РФ. Форма заявления о постановке на учет устанавливается МНС России. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации; других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации. При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство. Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет на основе представленных ими данных решение принимается налоговым органом. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого установлена МНС России (см. ниже).
——————————————————————————¬ Экз. единственный | Голографическая марка | | с изображением | | Государственного герба | | Российской Федерации, | |с серией и номером бланка| L——————————————————————————Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации Настоящее Свидетельство выдано в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, физическому лицу ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) пол _____________________________________ дата рождения ___________________________ (число, месяц, год) место рождения ______________________________________________ (указывается в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность) и подтверждает постановку физического лица на учет __________ __________________________________________________________________ (число, месяц, год постановки на учет) в ______________________________________________ --T-T-T-¬ (наименование государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ налоговой инспекции и ее код) L-+-+-+ ———— Идентификационный номер ------------------------¬ налогоплательщика (ИНН) ¦ ¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+ ———— Дата выдачи Свидетельства ______________________ (число, месяц, год) Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность физического лица и место его жительства на территории Российской Федерации. Свидетельство подлежит замене в случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, подведомственную другой государственной налоговой инспекции, изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утери.
Руководитель государственной налоговой инспекции _________________________________ (подпись, фамилия, имя, отчество)
МП Серия 00 N 0000000
——————————————————————————¬ Экз. единственный | Голографическая марка | | с изображением | | Государственного герба | | Российской Федерации, | |с серией и номером бланка| L—————————————————————————— Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации
Настоящее Свидетельство выдано в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, юридическому лицу ___________________________________________ (полное наименование в соответствии с учредительными документами) местонахождение _____________________________________________ (адрес места нахождения в соответствии с учредительными документами) сведения о регистрации: вид документа _____________________________________________ (наименование) реквизиты документа _________________________________________ (серия, номер, дата выдачи / утверждения)
наименование органа, выдавшего (утвердившего) документ ______ _____________________________________________________________
и подтверждает постановку юридического лица на учет _________ _____________________________________________________________ (число, месяц, год постановки на учет) ——T—T—T—¬ по месту нахождения _______________________________ | | | | | (наименование государственной L—+—+—+——налоговой инспекции и ее код) ————————————————————¬ и присвоение ему |(ИНН) юридического | | Идентификационный |лица L—+—+—+—+—+—+—+—+—+——номер ¦с кодом причины ------------------¬ налогоплательщика ¦постановки на учет ¦ ¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+ ———— Дата выдачи Свидетельства ___________________________________ (число, месяц, год) Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене в случае изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утери. Руководитель государственной налоговой инспекции _________________________________ (подпись, фамилия, имя, отчество) МП Серия 00 N 0000000 В случаях постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств выдается не свидетельство, а уведомление о постановке на учет (см. ниже). Приложение N 15 к Приказу Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 Форма N 12-1-8 Экз. единственный Государственная налоговая служба Российской Федерации Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации Настоящее Уведомление выдано в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, юридическому лицу ___________________________________________ (полное наименование в соответствии _________________________________________________________________, с учредительными документами) состоящему на учете по месту своего нахождения --T-T-T-¬ в _____________________________________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (наименование государственной L-+-+-+ ———— налоговой инспекции и ее код) ————————————————————¬ имеющему ИНН | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—+——и подтверждает постановку юридического лица на учет ______________ (число, месяц, __________________________________________________________________ год постановки на учет) в ________________________________________________________________ (наименование государственной налоговой инспекции) на основании _____________________________________________________ (вид, наименование документа) реквизиты документа ______________________________________________ (серия, номер, дата выдачи / утверждения) по месту нахождения филиала (представительства)___________________ (наименование __________________________________________________________________ филиала / представительства) __________________________________________________________________ (адрес места нахождения филиала / представительства) ————————————————————¬ с кодом причины постановки на учет | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—+——Дата выдачи Уведомления ______________________ (число, месяц, год) Уведомление не может быть основанием для открытия банковского счета, применяется в предусмотренных законодательством случаях только при наличии Свидетельства о постановке на учет либо его заверенной копии.
Руководитель государственной налоговой инспекции ____________________________________ (подпись, фамилия, имя, отчество) МП
На основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых в соответствии со ст.85 НК РФ органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, налоговые органы обязаны самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры по постановке налогоплательщиков на налоговый учет. Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. В такой же срок индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменении своего места жительства. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается каждому налогоплательщику. ИНН - единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), (NNNN); собственно порядковый номер, состоящий для налогоплательщиков - организаций из 5 знаков (XXXXX), для налогоплательщиков - физических лиц из 6 знаков (XXXXXX); контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России, состоящее для налогоплательщиков - организаций из 1 знака (С), для налогоплательщиков - физических лиц из 2 знаков (СС). Структура ИНН представляет собой: для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код:
——T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ |N|N|N|N|X|X|X|X|X|C| L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код:
——T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ |N|N|N|N|X|X|X|X|Х|Х|С|C| L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— Код причины постановки на учет (КПП) вводится в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями НК РФ (постановка на учет по месту нахождения структурных подразделений и по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств), в дополнение к ИНН организации. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, (NNNN); код причины постановки на учет (РР); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код:
——T—T—T—T—T—T—T—T—¬ |N|N|N|N|P|P|X|X|X| L—+—+—+—+—+—+—+—+—— Каждый налогоплательщик указывает свои ИНН и КПП в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются МНС России. На основе данных учета МНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в ЕГРН, предоставляется пользователям налоговыми органами в порядке, определенном Приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 16.06.1999 N АП-3-12/180. Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций - налогоплательщиков. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы, регистрирующие организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации. Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия. В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи недвижимости направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках. Орган, регистрирующий механические транспортные средства, обязан не позднее 15 дней после регистрации направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу. Лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи ценных бумаг направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле - продаже ценных бумаг. Нотариус обязан не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли - продажи культурных ценностей направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об этой сделке. Уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделки купли - продажи золота в слитках направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке. Форма извещения, которым организации или уполномоченные лица сообщают налоговым органам о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются МНС России. Непредоставление организацией или уполномоченным лицом указанной информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. В целях обеспечения наличия в налоговых органах актуальной информации о банковских счетах налогоплательщика НК РФ обязывает банки и кредитные организации соблюдать определенный порядок, связанный с процедурой открытия (закрытия) счетов. Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также лицам, перечисленным в п.6 ст.83 НК РФ, только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Об открытии или закрытии счета банк обязан сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия счета. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Соблюдение установленных НК РФ и изложенных в статье правовых норм для налогоплательщиков и налоговых органов, а также органов, призванных организовать надлежащий налоговый учет, обеспечит создание деловой основы, позволит исключить ненужные траты времени всеми участвующими во взаимоотношениях сторонами, обеспечит условия для бесконфликтной, плодотворной деятельности.
Подписано в печать Н.М.Чиж 05.10.1999 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |