|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Организация службы занятости населения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 40)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, 1999
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Верховный Совет РСФСР 19.04.1991 принял Закон Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон). С тех пор в него неоднократно вносились изменения (15.07.1992, 24.12.1993, 20.04.1996, 21.07.1998, 30.04.1999). В настоящее время Закон действует в редакции Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В первой статье Закона провозглашен основополагающий принцип, определяющий, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, если иное не предусмотрено законом. В Законе раскрываются такие понятия, как занятость, безработный, подходящая и неподходящая работа, общественные работы, государственная политика занятости, определены полномочия органов государственной власти в области содействия занятости населения. В соответствии со ст.7 эти полномочия четко разделены между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Раздел II посвящен вопросам, связанным с правами граждан в области занятости, среди которых право на выбор места работы, на бесплатную консультацию, бесплатную профессиональную ориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации, на профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации, на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц. Гарантии государства в области занятости закреплены в разд.III Закона. Они определены как для граждан в целом, так и для безработных и граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Вопросам регулирования и организации занятости населения посвящен разд.IV Закона. Здесь определяются полномочия органов федеральной государственной службы занятости населения, условия лицензирования деятельности негосударственных организаций, оказывающих платные услуги в сфере занятости, условия профессиональной подготовки безработных граждан, организации общественных работ и участия в них граждан. В ст.22 речь идет о финансировании мероприятий по содействию занятости населения, раскрывается понятие Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Законом предусматривается широкое участие работодателей в обеспечении занятости населения, закрепляются их права и обязанности в этой области.
Раздел VII озаглавлен "Социальные гарантии и компенсации". В нем указано, какие гарантии предоставляет государство безработным гражданам, каковы условия и порядок выплаты пособия по безработице, стипендии на период профподготовки, материальной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании, условия и порядок оформления досрочной пенсии безработным гражданам, ответственность работодателей. Законом предусмотрено добровольное страхование на случай потери работы. Заключительный раздел Закона посвящен вопросам контроля за исполнением Закона и ответственности за его нарушение. В развитие Закона в настоящее время приняты десятки законодательных и иных нормативных правовых актов в форме указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Федеральной службы занятости населения России, постановлений и приказов Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Органом, непосредственно осуществляющим реализацию Закона о занятости, являются Министерство труда и социального развития Российской Федерации и его территориальные органы по вопросам занятости населения, которые объединены в общее понятие Федеральной государственной службы занятости населения. Впервые понятие Государственной службы занятости появилось в принятых в январе 1991 г. Основах законодательства СССР и союзных республик о занятости населения, а 6 мая 1991 г. было утверждено Примерное положение о Государственной службе занятости. В настоящее время в соответствии с Законом о занятости федеральная государственная служба занятости является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации. Ее деятельность возглавляет и организует Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Основными направлениями деятельности Службы занятости являются: разработка и реализация федеральной, территориальных и иных целевых программ занятости населения; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; обеспечение социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Для осуществления указанных функций Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает свои органы по вопросам занятости населения на территориальном и местном уровнях. Приказом от 22.10.1998 N 282 Минтруд России утвердил Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения. Согласно Положению Департамент является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление средствами фонда занятости на соответствующей территории, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Имущество Департамента, приобретенное за счет средств фонда занятости, является федеральной собственностью и находится в его оперативном управлении. Департамент, находясь на территории субъекта Российской Федерации, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Минтруда России), а не структурным подразделением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, однако взаимодействует с ними по всем вопросам, относящимся к сфере занятости и защиты граждан от безработицы. К основным задачам Департамента относятся разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости; организация работы по содействию занятости населения в городах и районах. Основные направления деятельности Департамента следующие: анализ ситуации на территориальном рынке труда и разработка мер по предупреждению или сокращению негативных последствий массового высвобождения граждан; формирование проекта бюджета фонда занятости, распределение и использование средств фонда занятости; осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд занятости; организация работы по приему безработных граждан, их регистрации, признанию безработными, назначению и выплаты пособий, стипендий, иной материальной помощи; организация профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан: содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников; содействие в поддержке и развитии малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самозанятости граждан; создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест; содействие работодателям в подборе необходимых работников; рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности департамента; организационно - методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги в содействии трудоустройству, профориентации и психологической поддержке. С целью реализации указанных и иных видов деятельности Департамент наделен определенными правами, среди которых можно выделить право: запрашивать и получать в установленном порядке у соответствующих органов, организаций, граждан информацию для выполнения своих функций; совместно с налоговыми органами осуществлять работу по обеспечению своевременного и полного поступления страховых взносов в фонд занятости; посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда, а также для решения иных вопросов в пределах своей компетенции; финансировать мероприятия по территориальным программам содействия занятости; осуществлять информационно - издательскую и рекламную деятельность по вопросам занятости населения: давать в пределах своей компетенции консультации гражданам и организациям; участвовать в пределах своей компетенции в организации международного сотрудничества по решению проблем занятости. Департамент вправе учреждать учебные и социально - деловые центры, центры профориентации и психологической поддержки, а также другие организации, способствующие содействию занятости населения. До недавнего времени на городском и районном уровнях действовали городские и районные центры занятости населения на правах юридических лиц. После издания Приказа N 282 городские и районные центры занятости были преобразованы в отделы занятости в качестве структурных подразделений Департамента на правах филиалов. Департамент наделяет филиалы необходимыми функциями, полномочиями и имуществом. Руководитель департамента по согласованию с Минтруда России и с учетом мнения соответствующего органа местного самоуправления принимает решения об увеличении или уменьшении числа филиалов. Непосредственную работу с населением осуществляют отделы занятости. В настоящее время в органах государственной службы занятости работают свыше 35 тыс. специалистов. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, органы службы занятости предоставляют бесплатно. Наряду с Государственной службой занятости трудоустройством граждан занимаются и негосударственные организации. В соответствии с Законом деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляют юридические лица на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости. В отличие от государственных органов службы занятости, которые предоставляют все услуги бесплатно, негосударственные организации оказывают гражданам и работодателям платные услуги. Обращение граждан в негосударственные организации по содействию занятости не влечет за собой каких-либо взаимных обязательств у граждан и государства. Граждане вправе самостоятельно решать, куда обращаться за содействием в трудоустройстве - в государственную службу занятости или в негосударственную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации. Правила лицензирования деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан на территории Российской Федерации определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.1995 N 1046 с учетом принятого позднее Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 26.11.1998). Выдача лицензий осуществляется уполномоченными органами при наличии заключений органов федеральной службы занятости России. Лицензии действительны на всей территории Российской Федерации. Для получения лицензии негосударственная организация представляет в органы исполнительной власти ряд документов, среди которых заявление, копии учредительных документов и документов о регистрации, справка о постановке на налоговый учет. После регистрации документы направляются в департамент федеральной государственной службы занятости населения соответствующей территории для рассмотрения и подготовки экспертного заключения. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет, если отсутствует заявление соискателя о выдаче лицензии на более короткий срок. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается. Законодательством предусмотрены основания приостановки или аннулирования лицензии в случаях: представления организацией заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии: нарушения организацией условий действия лицензии; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов; ликвидации негосударственной организации. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляется органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, выдавшим лицензию или зарегистрировавшим ее. Следует обратить внимание на то, что осуществлять платную деятельность в содействии трудоустройству гражданам вправе только юридические лица. В соответствии с законодательством регулированием отношений в сфере занятости могут заниматься также профессиональные союзы, объединения работодателей, общественные организации.
Подписано в печать И.И.Шкловец 01.10.1999 Заместитель руководителя
Правового департамента Минтруда России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |