|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О Едином государственном реестре налогоплательщиков ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 40)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, 1999
О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ), введенном в действие с 1 января 1999 г. (п.8 ст.84), указано, что на основе данных налогового учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - реестр). Данный реестр рассматривается в качестве инструмента налогового контроля, осуществление которого возложено на МНС России. По своему правовому статусу реестр представляет собой государственный информационный ресурс, формирование и использование которого регулируются Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Общественный смысл ведения государством такого реестра следует из положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих: обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции); обязанность государства защищать права своих граждан (ст.2 Конституции); один из основных принципов такой защиты, состоящий в том, что осуществление гражданином своих прав не должно нарушать прав других лиц (п.3 ст.17 Конституции). Другими словами, реестр представляет собой инструмент в руках государства и его граждан, предназначенный для того, чтобы государство, осуществляя контроль за выполнением гражданами и организациями конституционной обязанности по уплате налогов, могло точно адресовать свои действия и возможные претензии к конкретным физическим и юридическим лицам, а те, в свою очередь, могли, защищая свои права, четко разграничить свои действия, связанные с выполнением обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, от действий других лиц. В соответствии со ст.102 НК РФ практически все сведения о налогоплательщике, поступающие в налоговые органы, отнесены к налоговой тайне.
Для открытого обозначения налогоплательщиков в целях налогового контроля в реестре применяется введенный п.7 ст.84 НК РФ единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех посылаемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. ИНН присваивается налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Присвоенный ИНН подтверждается, в том числе перед третьими лицами, выдаваемым налогоплательщику Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН и формы документов, используемых при постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе, утверждены Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, зарегистрированным в Минюсте России 22.12.1998 N 1664. Необходимость ведения Единого на всей территории Российской Федерации реестра налогоплательщиков следует из конституционных прав граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, осуществление не запрещенной законом деятельности, создание в этих целях организаций и общественных объединений, права собственности на информацию о себе, других прав и свобод. В соответствии с упомянутым п.8 ст.84 НК РФ реестр ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного положения Налогового кодекса принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков". Постановлением определено, что реестр - это перечень налогоплательщиков и иные сведения о налогоплательщиках, поступающие в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговым кодексом установлены обязанности налогоплательщиков и регистрирующих органов по представлению сведений, включая персональные данные физических лиц, для постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Установлено также, что ведение реестра осуществляется на основе данных учета налогоплательщиков. Указанным Постановлением утвержден Перечень представляемой в обязательном порядке информации для ведения реестра (фактически уточнен состав сведений, включаемых в представляемые регистрирующими органами документы, в дополнение к установленному Налоговым кодексом перечню разрешенных для сбора персональных данных физических лиц). Постановлением на основе положений Федерального закона N 24-ФЗ установлен также общий порядок предоставления информации из реестра органам государственной власти, гражданам и организациям. Статьей 84 НК РФ за МНС России закреплено право в установленных законом пределах определять состав сведений о налогоплательщиках, включаемых в реестр. В связи с этим МНС России Приказом от 16.06.1999 N АП-3-12/180 <*> в пределах состава сведений по учету налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом и Постановлением N 266, утвердило состав показателей баз данных Единого государственного реестра налогоплательщиков. В этот состав включены сведения об обозначении налогоплательщика (ИНН), его взаимосвязях с другими налогоплательщиками, а также соответствующих обстоятельствах места, времени, причин и действий при постановке на налоговый учет данного лица, позволяющих отличить его от других лиц для целей налогового контроля. Этим же Приказом определены вопросы организации предоставления налоговыми органами информации из реестра органам государственной власти, гражданам и организациям по их запросам. ————————————————————————————————<*> Приказ опубликован в "Финансовой газете. Региональный выпуск" N N 38 - 39.
В качестве первоочередной меры Приказом предусмотрено информирование граждан через средства массовой информации о признанных недействительными идентификационных номерах налогоплательщиков, а также признанных недействительными Свидетельствах о постановке на учет в налоговых органах.
Подписано в печать Е.Е.Попов 01.10.1999 Советник государственной
налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |