|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Шведский опыт - для российского бизнеса (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 40)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, 1999
ШВЕДСКИЙ ОПЫТ - ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
Крупнейший в Северной Европе Шведский институт менеджмента (IFL) основан в 1968 г. Среди его учредителей - Федерация шведских промышленников, Конфедерация шведских работодателей, Ассоциация дипломированных инженеров, Ассоциация дипломированных экономистов. IFL, имеющий прекрасно оснащенные учебные центры в Брюсселе и Сигтуне (под Стокгольмом), предлагает более 30 программ - как для внутрифирменного обучения (для компаний - гигантов), так и для обучения работников государственного сектора, средних и малых компаний. Большое внимание уделяется партнерским программам. IFL способствует созданию бизнес - сети, бизнес - клубов. В последние годы активно ведутся программы в Китае и США, России и Латинской Америке. Мы начинаем публикацию серии материалов, рассказывающих об одной из таких программ. Однако даже в серии материалов невозможно дать полное представление об этой программе. Мы хотим лишь обозначить ключевые моменты, подходы, особенности программы, которые представляются не только методически интересными, но и практически полезными. Основой программы "Развивай свою фирму" стал опыт работы и материалы Шведского института менеджмента. Эта программа отрабатывалась на предприятиях различных отраслей в течение более чем 20 лет. Программа состоит из четырех основных блоков: "Стратегия", "Маркетинг", "Финансы", "Персонал". Каждый блок начинается с 3 - 4-дневного семинара, затем в течение 1 - 1,5 месяцев (в промежутках между блоками) руководители на своих предприятиях выполняют намеченную на очередном семинаре программу действий, активно общаясь друг с другом и с консультантами. В общей сложности программа "Развивай свою фирму" продолжается около полугода. Одной из ее задач является разработка пошаговой программы развития конкретной фирмы, а также отработка технологии создания такой программы развития. Другая цель - создание системы регулярного менеджмента на нескольких уровнях, обучение специалистов.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Стратегия | +————————————————————————T——————————————————T————————————————————+ | Маркетинг | Финансы | Персонал | +————————————————————————+——————————————————+————————————————————+ | Программа развития фирмы | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Отметим, что блок "Производство" не включен в программу, видимо, потому, что производственные вопросы большинство предприятий уже научилось успешно решать; кроме того, производство всегда предполагает конкретную отрасль, в данной же программе рассматриваются вопросы, касающиеся практически всех отраслей и видов бизнеса. С 1994 г. программа адаптируется и используется Калининградским институтом международного бизнеса. С 1998 г. в качестве опорных центров к ней подключились региональные консультационные и образовательные учреждения. Создается межрегиональная и межотраслевая сеть (программа ориентируется на региональный бизнес). Региональные центры сами определяют места проведения в своих регионах семинаров по стратегии, финансам и персоналу. Семинар по маркетингу пока проводится в Швеции, где руководители отечественных производственных и оптово - розничных торговых фирм, российские риэлторы, издатели, банкиры не только учатся, но и посещают лучшие предприятия. Планируется, что со временем маркетинговый блок будет изучаться на опыте российских предприятий. К сожалению, пока весьма непросто найти отечественную фирму, готовую делиться "передовым опытом" и имеющую не отдельных грамотных специалистов и элементы маркетинга, а хорошо поставленную систему маркетинга в целом, приносящую реальные результаты.
Программа находится в постоянном развитии. Структура, объем и степень детализации материала изменяются в соответствии с информацией, получаемой от слушателей. Каждая фирма вносит в нее свой опыт. Для России проблема постановки стратегического менеджмента в компании очень актуальна. Отечественный бизнес выходит из этапа экстенсивного развития, когда с увеличением объемов пропорционально увеличивалась и прибыль. У многих предприятий наступил момент, когда развивать бизнес стало бессмысленно - объемы росли, а прибыль не увеличивалась. Причина - отсутствие отлаженной системы управления бизнесом. Между тем наличие гибкой системы управления не только снижает нагрузку на руководителей, но и обеспечивает конкурентоспособность бизнеса, его устойчивый рост, позволяет извлекать выгоды из нестабильной экономической ситуации. Стратегический менеджмент основывается на нескольких простых правилах: 1. Заниматься им нужно ежедневно, а не раз в году. 2. Работа по стратегическому менеджменту должна идти на всех уровнях управления компанией. 3. Необходимо выделить конкретные подразделения или специалистов, для которых это является основной работой, а не дополнительной "нагрузкой" (в бюджете должна быть предусмотрена соответствующая статья). 4. Разработанная стратегия не является коммерческой тайной, а доводится до сведения всех сотрудников компании. Бизнес сегодня - это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главными становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме. Это требует иных подходов к управлению. Программа не содержит жесткого набора простых инструкций на все случаи жизни, она лишь помогает директору изготовить персональный набор управленческих инструментов для его конкретного бизнеса. Это необходимо для того, чтобы: четко и правильно ставить задачи; задавать вопросы; формулировать требования; оценивать результаты работы своих финансистов, маркетологов и кадровиков. Наряду с основной программой для руководителей предприятий предлагается программа для руководителей направлений бизнеса (вторых лиц фирмы) и отдельные учебно - консультационные модули для главных специалистов. Приведем несколько определений, принимаемых в качестве рабочих: миссия - видение будущего бизнеса; бизнес - идея - сердцевинная часть бизнеса, которая является его основой и позволяет выходить на рынок и выигрывать на нем. Бизнес - идея направлена на исполнение миссии; стратегия маркетингового доминирования - стратегия выбора целевых рынков, на работу в которых направляются основные ресурсы компании. Именно на этих целевых рынках компания рассчитывает получить основной доход, поэтому речь идет о концентрации усилий. Введя подобные определения, можно представить общую картину постановки системы управления:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Миссия | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Бизнес — идея | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Стратегия маркетингового доминирования | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Выбор стратегических установок | +——————————————T—————————————T————————————T———————————T——————————+ | Продуктовая | Стратегия | Финансовая | Стратегия |Стратегия | | стратегия | воздействия | стратегия | развития | развития | | | на клиента | |организации|персонала | +——————————————+—————————————+————————————+———————————+——————————+ | Программа развития фирмы | +——————————————T—————————————T————————————T———————————T——————————+ |Производствен—|Маркетинговая| Финансовая | Программа | Программа| |ная | программа | программа | развития | развития | |программа | | |организации| персонала| +——————————————+—————————————+————————————+———————————+——————————+ | Программа обеспечения финансовыми, трудовыми, | | материальными и информационными ресурсами | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Важные особенности программы - системность, комплексность и сбалансированность подхода. Если изменения не планируются и тщательно не просчитываются, чаще всего они порождают лишь новые проблемы. Одна из центральных идей программы "Развивай свою фирму" - создание временных (обычно на полгода - время прохождения программы) советов директоров из 4 - 5 человек. Совет директоров как орган, вырабатывающий стратегические решения, нужен всем, в том числе средним и малым фирмам. В такой временный совет консультанты стараются включать представителей из разных областей бизнеса. Сначала консультанты дают минимально необходимую информацию по теме, затем выделяется время для самостоятельной работы. Руководители заполняют ряд форматов, решая конкретные вопросы собственного бизнеса, и сразу видно, насколько они владеют ситуацией в той или иной сфере. Завершается тема заседанием совета директоров. Поочередно рассматривая бизнес друг друга, участники программы обращают внимание не столько на чужие недостатки, сколько на упущенные возможности. Фактически они как бы объединяют свой опыт, обмениваясь идеями (в конце каждого дня работы слушатели заполняют табличку "банк идей", в которой две графы: "мои идеи" и "идеи моих коллег"). Каждый участник программы успевает выступить в трех ролях: он учится у других, учит их тому, что умеет сам, и, наконец, наблюдает за процессом обучения со стороны. А жесткие временные ограничения учат выделять главное. Кроме того, консультанты обучают руководителей современным технологиям групповой работы. Подобные советы директоров прежде всего дают возможность сравнить показатели в своем бизнесе с показателями в бизнесе других слушателей, директоров неконкурирующих предприятий. Поскольку нормативных показателей для предприятий различных отраслей и масштабов в России пока нет, появляется возможность более или менее точно оценить свое место на рынке и динамику развития. На заседания совета директоров выносятся также проблемы, связанные с внедрением новой управленческой технологии (между блоками на каждой фирме обязательно проводится хотя бы одно заседание совета директоров, на которое, кстати, приглашаются и высшие менеджеры самой фирмы). В состав совета входит не только владелец (директор), но и другие предприниматели, имеющие успешный опыт в бизнесе. Они помогают посмотреть на принимаемые решения "со стороны" и отработать принципиально новый механизм подготовки, экспертизы, принятия важных управленческих решений и контроля за их реализацией. Немаловажно и то, что в процессе совместного обучения люди ближе знакомятся друг с другом, находят партнеров, укрепляют связи на рынке, иногда даже создают новый совместный бизнес.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, 1999)
Подписано в печать И.Альтшулер 01.10.1999 Вице - президент
Нижегородской гильдии профессиональных консультантов Ю.Рубцов Директор консалтинговой группы "SCORE" г. Нижний Новгород
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |