Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита (Начало) ("Финансовая газета", 1999, N 40)



"Финансовая газета", N 40, 1999

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), который вводится в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2000 г., устанавливает правовые основы не только государственных заимствований, в которых Российская Федерация выступает в качестве заемщика, но и предоставления бюджетных средств другим заемщикам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные средства на возвратной основе предоставляются в форме бюджетных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в форме бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных кредитов юридическим лицам, в том числе в форме налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств.

Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, как являющемуся, так и не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием и бюджетным учреждением.

Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета", согласно которому Правительству Российской Федерации поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1995 и последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям. Причем указанная финансовая поддержка предоставляется предприятиям на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу.

В свою очередь средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд соответствующим федеральным органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и бюджетным ссудам, составляют доходную часть федерального бюджета. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитывается плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам и юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет и, как правило, аккумулируются на лицевых счетах Главного управления федерального казначейства Минфина России с последующим направлением на те же цели.

В соответствии с БК РФ сторону Российской Федерации в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе по поручению Правительства Российской Федерации представляет Минфин России. Это Министерство обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в договоре о предоставлении бюджетного кредита Российскую Федерацию могут представлять и иные государственные органы, а также бюджетные учреждения. Это положение БК РФ отличается от положения ст.819 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому в роли кредитора по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Банка России.

По поручению Правительства Российской Федерации в подготовке предложений о предоставлении бюджетного кредита либо об отказе в его предоставлении помимо Минфина России могут принимать участие и иные федеральные органы исполнительной власти.

Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации для направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год, указывая в нем, в том числе, цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Например, согласно ст.55 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (ред. от 17.07.1999) Правительство Российской Федерации вправе осуществлять в 1999 г. в пределах ассигнований федерального бюджета на условиях возвратности и платности финансирование расходов на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса, закупок сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд, расходов на развитие межфермерской кооперации, на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения легкой и текстильной промышленности, на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива для предприятий лесной промышленности, расходов на выполнение высокоэффективных прикладных научно - технических разработок, имеющих коммерческую значимость, и других расходов в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные средства федерального бюджета, как правило, выделяются в пределах финансового года или на срок до одного года, а в отдельных случаях - до четырех лет.

В процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год дополнительно к ранее представленным документам и материалам Минфин России разрабатывает проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года.

Кроме того, Минфин России подготавливает предложения, определяющие политику Правительства Российской Федерации по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, и о порядке предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Разрабатываются также соответствующие внутренние документы, определяющие правила предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, ведения реестров всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов, составления отчетов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

При выделении конкретных сумм средств любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных федеральным бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в федеральном бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следует полагать, что правила финансирования расходов в пределах целевых назначений, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, не означают ограниченности денежных средств в обороте в том юридическом значении, как это установлено ст.129 ГК РФ относительно оборотоспособности объектов гражданского оборота.

Статья 129 ГК РФ определяет свободно обращающиеся объекты права, объекты, ограниченно оборотоспособные, и объекты, изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение оборотоспособности и тем более полное изъятие из оборота - исключением из этого правила. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов могут принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. Данная статья ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом.

Денежные средства относятся к объектам прав, свободно обращающимся на территории Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

Из этого следует, что отношения бюджетного законодательства Российской Федерации, связанные с целевым использованием бюджетных средств, имеют иной юридический смысл.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год.

Предоставление бюджетных кредитов государственным или муниципальным унитарным предприятиям допускается на возмездной и безвозмездной основе. Другим организациям бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита - предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредитного договора. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Минфин России организует проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита и использования бюджетного кредита через Главное управление федерального казначейства, территориальные органы федерального казначейства и территориальные контрольно - ревизионные органы.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Заемщик самостоятельно осуществляет операции и платежи за счет средств бюджетного кредита в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статьей 163 БК РФ определено, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращать их, своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, своевременно представлять отчет и иные сведения об их использовании.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только поручительства, банковские гарантии, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту указанными способами бюджетный кредит не предоставляется.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

(Продолжение см. "Финансовая газета", N 41, 1999)

Подписано в печать А.Киреев

01.10.1999 Зам. руководителя

Правового департамента

Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об учете налога с продаж в торговле ("Финансовая газета", 1999, N 40) >
Статья: <Налоговое обозрение от 01.10.1999> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 40)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.