Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменение финансирования предприятий городского хозяйства в ходе реформы ЖКХ (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 39)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, 1999

ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ХОДЕ РЕФОРМЫ ЖКХ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета.

Региональный выпуск", N 38, 1999)

Дотации и льготы

Дотации предприятиям жилищно - коммунального хозяйства из бюджета на протяжении последних десятилетий традиционно покрывали "выпадающие" доходы предприятий, образующиеся из-за установления необоснованно низких тарифов на услуги ЖКХ, отпускаемые населению; расходы на проведение капитального ремонта; убытки от хозяйственно - финансовой деятельности и др. В 1993 г. платежи населения по оплате жилья составляли около 1% от затрат эксплуатационных жилищных организаций и около 7% от стоимости производства и предоставления коммунальных услуг. Поэтому задачами реформы являются ликвидация механизма прямого бюджетного дотирования предприятий ЖКХ как одной из самых неэффективных форм финансирования и переход к адресной социальной защите населения через программу жилищных субсидий.

При установленном федеральным стандартом уровне оплаты услуг населением в размере 50% из бюджета дотируются и малоимущее население, и граждане с высокими доходами.

Население с доходами от 100 до 300 руб. оплачивает ЖКУ в пределах 18% от совокупного дохода, от 300 руб. до 450 руб. - 0,5 минимальной заработной платы (в соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"), от 450 руб. до 950 руб. - вновь 18%; остальное население, имеющее доходы от 950 руб., может оплачивать полную стоимость потребляемых ими услуг ЖКХ, т.к. для них эта величина значительно ниже установленной доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе.

Рассматривая нынешнюю структуру дотаций из бюджета, необходимо отметить, что помимо разницы в тарифах за услуги ЖКХ, отпускаемые населению, предприятиям зачастую компенсировались убытки, возникающие от нерадивой хозяйственно - финансовой деятельности (хронические неплатежи низкодоходных и неблагополучных семей, расходы по эксплуатации пустующего по вине городской администрации жилья, расходы, связанные с авариями и непредвиденными обстоятельствами), а также предоставлялись льготы населению по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования ликвидация дотирования тарифов для населения и бесхозяйственности совершенно очевидна. Организационно - правовые и экономические механизмы, необходимые для реализации этой задачи, включают:

образование новых структур по управлению жилищным фондом;

формирование договорных отношений на предоставление и потребление жилищно - коммунальных услуг;

создание конкурентной среды в сфере производства услуг ЖКХ, переход на конкурсный отбор подрядчиков в этом секторе городской экономики и др.

При этом предполагается, что величина дотаций на начальном этапе переходного периода, составляющая в структуре источников доходов ЖКХ в среднем по России около 20%, в ходе поэтапного перехода населения к полной оплате услуг ЖКХ на конечном этапе реформ должна быть сведена к нулю. Для этого уже в период активного реформирования системы оплаты жилищно - коммунальных услуг необходимо скорректировать подходы к оплате жилья и коммунальных услуг населением, принятые на начальном этапе реформы. Критерием оценки платежеспособности населения должен служить исключительно федеральный стандарт доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (в 1998 г. эта величина равнялась 18%). Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ от затрат необходимо использовать только для межбюджетных отношений в ходе определения величины трансфертов регионам из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. При реализации такого подхода дотации предприятиям ЖКХ не будет.

В то же время появляются дополнительные затраты бюджета по предоставлению субсидий нуждающимся гражданам и дополнительно собранные финансовые средства с населения. Безусловно, потребуется слаженная работа служб жилищных субсидий, администрации и предприятий ЖКХ по реализации нового экономического механизма в сфере производства, потребления и оплаты услуг ЖКХ на основе взаимной выгоды, обязательств и ответственности сторон. Но главное - это обеспечит заявительный порядок расходования бюджетных средств через программу жилищных субсидий, повысит качество жилищно - коммунального обслуживания населения.

Что касается льгот, то эта проблема будет решаться путем изменения механизма их предоставления. Льготы будут подразделены на категории: федеральные, государственные субъектов Федерации и муниципальные. Прекратится практика обращений за предоставлением льгот в жилищные организации, которая отомрет вместе с этими структурами. Им на смену приходят компании по управлению жильем, товарищества собственников жилья. Впредь все категории населения будут рассчитываться за потребляемые услуги ЖКХ с домовладельцами и коммунальными организациями в полном размере без учета льгот.

Льготы гражданам будут предоставляться в зависимости от категории льготников по месту работы или в органах социальной защиты на местах соответственно за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов. Поэтому хотя в структуре источников доходов на конечном этапе переходного периода (2003 г.) величина C'F' = 0, тем не менее опосредованно в муниципальном бюджете средства для предоставления льгот населению будут предусмотрены по другой (социальной) статье расходов и в значительно меньшем объеме. Это произойдет как по причине перераспределения льготных категорий населения между тремя уровнями бюджетов, так и за счет предоставления льгот только "носителю" права их получения и в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, динамика сокращения льгот, предоставляемых предприятиями ЖКХ, и возмещения "выпадающих" в результате этого доходов таких предприятий из бюджета будет иметь линейную зависимость. Порядок их предоставления будет определяться на государственном уровне. Процесс перехода величины CF в С'F' можно представить в виде выражения:

CiFi = FiEi x k, (18)

где k - коэффициент, который и будет учитывать динамику изменения механизма предоставления льгот от предприятий ЖКХ к кассам организаций и органам социальной защиты.

k = m : f, (19)

где m - сумма средств, необходимых для погашения льгот предприятиям ЖКХ из бюджетов всех уровней по всем категориям льготников при сложившемся уровне оплаты услуг ЖКХ;

f - сумма средств для предоставления льгот, механизм которого изменяется (через кассы организаций и органы социальной защиты; на федеральный и государственный уровень субъекта Федерации), определяемая тем же путем, что и в случае с "m" (формула 20):

m = SUM Li-n х Т, (20)

где L(i-n) - количество льготников по каждой категории (а их только по федеральному законодательству 43 категории);

Т - стоимость социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг.

3cт

T = (t x N ) + (t x H ), (21)

1 1 2 2

где t - тариф оплаты 1 кв. м жилья;

1

3cт

N - установленная социальная норма площади жилья в данном

1

регионе;

t - тариф на оплату коммунальных услуг;

2

H - норматив потребления коммунальных услуг, установленный в

2

данном регионе.

В определенный момент величина "m" - льготы, предоставляемые предприятиями ЖКХ, станет равна нулю, тогда коэффициент "k" и величина C'F' также будут равны нулю. Отомрет ранее существовавший механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг через соответствующие предприятия городского хозяйства.

Таким образом, в процессе реализации основных направлений реформы жилищно - коммунального хозяйства коренным образом изменится и структура источников доходов ЖКХ в пользу прямых платежей потребителей жилищно - коммунальных услуг.

Если в начале рассматриваемого периода доходных статей было минимум шесть, из них три (около 30%) - бюджетные средства плюс более 15% неконтролируемых платежей через механизм перекрестного субсидирования, то на конечном этапе переходного периода положение меняется. Для предприятий ЖКХ остается два источника финансирования: платежи потребителей - населения и организаций и адресные компенсации через программу жилищных субсидий. Характерной чертой нового подхода к финансированию предприятий является прозрачность выстраиваемых гражданских и хозяйственно - финансовых отношений между собственниками основных фондов ЖКХ, производителями и потребителями жилищно - коммунальных услуг.

В таких условиях понятными становятся значения таких понятий, как договорные отношения, качество, снижение издержек, конкурентоспособность, энергосбережение, перспективное планирование и др. Кроме того, подобный подход к оплате потребляемых в этом секторе экономики услуг является одним из элементов устойчивого функционирования жилищно - коммунального хозяйства на местах.

Подписано в печать Л.Н.Чернышов

24.09.1999 Заместитель председателя

Госстроя России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация деятельности акционерного общества (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 39) >
Вопрос: Облагаются ли подоходным налогом безвозмездные субсидии, выданные физическим лицам на приобретение жилья? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 39)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.