|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Изменение финансирования предприятий городского хозяйства в ходе реформы ЖКХ (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 39)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, 1999
ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ХОДЕ РЕФОРМЫ ЖКХ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, 1999)
Дотации и льготы
Дотации предприятиям жилищно - коммунального хозяйства из бюджета на протяжении последних десятилетий традиционно покрывали "выпадающие" доходы предприятий, образующиеся из-за установления необоснованно низких тарифов на услуги ЖКХ, отпускаемые населению; расходы на проведение капитального ремонта; убытки от хозяйственно - финансовой деятельности и др. В 1993 г. платежи населения по оплате жилья составляли около 1% от затрат эксплуатационных жилищных организаций и около 7% от стоимости производства и предоставления коммунальных услуг. Поэтому задачами реформы являются ликвидация механизма прямого бюджетного дотирования предприятий ЖКХ как одной из самых неэффективных форм финансирования и переход к адресной социальной защите населения через программу жилищных субсидий. При установленном федеральным стандартом уровне оплаты услуг населением в размере 50% из бюджета дотируются и малоимущее население, и граждане с высокими доходами.
Население с доходами от 100 до 300 руб. оплачивает ЖКУ в пределах 18% от совокупного дохода, от 300 руб. до 450 руб. - 0,5 минимальной заработной платы (в соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"), от 450 руб. до 950 руб. - вновь 18%; остальное население, имеющее доходы от 950 руб., может оплачивать полную стоимость потребляемых ими услуг ЖКХ, т.к. для них эта величина значительно ниже установленной доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе. Рассматривая нынешнюю структуру дотаций из бюджета, необходимо отметить, что помимо разницы в тарифах за услуги ЖКХ, отпускаемые населению, предприятиям зачастую компенсировались убытки, возникающие от нерадивой хозяйственно - финансовой деятельности (хронические неплатежи низкодоходных и неблагополучных семей, расходы по эксплуатации пустующего по вине городской администрации жилья, расходы, связанные с авариями и непредвиденными обстоятельствами), а также предоставлялись льготы населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, в современных условиях хозяйствования ликвидация дотирования тарифов для населения и бесхозяйственности совершенно очевидна. Организационно - правовые и экономические механизмы, необходимые для реализации этой задачи, включают: образование новых структур по управлению жилищным фондом; формирование договорных отношений на предоставление и потребление жилищно - коммунальных услуг; создание конкурентной среды в сфере производства услуг ЖКХ, переход на конкурсный отбор подрядчиков в этом секторе городской экономики и др. При этом предполагается, что величина дотаций на начальном этапе переходного периода, составляющая в структуре источников доходов ЖКХ в среднем по России около 20%, в ходе поэтапного перехода населения к полной оплате услуг ЖКХ на конечном этапе реформ должна быть сведена к нулю. Для этого уже в период активного реформирования системы оплаты жилищно - коммунальных услуг необходимо скорректировать подходы к оплате жилья и коммунальных услуг населением, принятые на начальном этапе реформы. Критерием оценки платежеспособности населения должен служить исключительно федеральный стандарт доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (в 1998 г. эта величина равнялась 18%). Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ от затрат необходимо использовать только для межбюджетных отношений в ходе определения величины трансфертов регионам из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. При реализации такого подхода дотации предприятиям ЖКХ не будет. В то же время появляются дополнительные затраты бюджета по предоставлению субсидий нуждающимся гражданам и дополнительно собранные финансовые средства с населения. Безусловно, потребуется слаженная работа служб жилищных субсидий, администрации и предприятий ЖКХ по реализации нового экономического механизма в сфере производства, потребления и оплаты услуг ЖКХ на основе взаимной выгоды, обязательств и ответственности сторон. Но главное - это обеспечит заявительный порядок расходования бюджетных средств через программу жилищных субсидий, повысит качество жилищно - коммунального обслуживания населения. Что касается льгот, то эта проблема будет решаться путем изменения механизма их предоставления. Льготы будут подразделены на категории: федеральные, государственные субъектов Федерации и муниципальные. Прекратится практика обращений за предоставлением льгот в жилищные организации, которая отомрет вместе с этими структурами. Им на смену приходят компании по управлению жильем, товарищества собственников жилья. Впредь все категории населения будут рассчитываться за потребляемые услуги ЖКХ с домовладельцами и коммунальными организациями в полном размере без учета льгот. Льготы гражданам будут предоставляться в зависимости от категории льготников по месту работы или в органах социальной защиты на местах соответственно за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов. Поэтому хотя в структуре источников доходов на конечном этапе переходного периода (2003 г.) величина C'F' = 0, тем не менее опосредованно в муниципальном бюджете средства для предоставления льгот населению будут предусмотрены по другой (социальной) статье расходов и в значительно меньшем объеме. Это произойдет как по причине перераспределения льготных категорий населения между тремя уровнями бюджетов, так и за счет предоставления льгот только "носителю" права их получения и в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, динамика сокращения льгот, предоставляемых предприятиями ЖКХ, и возмещения "выпадающих" в результате этого доходов таких предприятий из бюджета будет иметь линейную зависимость. Порядок их предоставления будет определяться на государственном уровне. Процесс перехода величины CF в С'F' можно представить в виде выражения:
CiFi = FiEi x k, (18)
где k - коэффициент, который и будет учитывать динамику изменения механизма предоставления льгот от предприятий ЖКХ к кассам организаций и органам социальной защиты.
k = m : f, (19)
где m - сумма средств, необходимых для погашения льгот предприятиям ЖКХ из бюджетов всех уровней по всем категориям льготников при сложившемся уровне оплаты услуг ЖКХ; f - сумма средств для предоставления льгот, механизм которого изменяется (через кассы организаций и органы социальной защиты; на федеральный и государственный уровень субъекта Федерации), определяемая тем же путем, что и в случае с "m" (формула 20):
m = SUM Li-n х Т, (20)
где L(i-n) - количество льготников по каждой категории (а их только по федеральному законодательству 43 категории); Т - стоимость социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг.
3cт T = (t x N ) + (t x H ), (21) 1 1 2 2
где t - тариф оплаты 1 кв. м жилья; 1 3cт N - установленная социальная норма площади жилья в данном 1 регионе; t - тариф на оплату коммунальных услуг; 2 H - норматив потребления коммунальных услуг, установленный в 2 данном регионе. В определенный момент величина "m" - льготы, предоставляемые предприятиями ЖКХ, станет равна нулю, тогда коэффициент "k" и величина C'F' также будут равны нулю. Отомрет ранее существовавший механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг через соответствующие предприятия городского хозяйства. Таким образом, в процессе реализации основных направлений реформы жилищно - коммунального хозяйства коренным образом изменится и структура источников доходов ЖКХ в пользу прямых платежей потребителей жилищно - коммунальных услуг. Если в начале рассматриваемого периода доходных статей было минимум шесть, из них три (около 30%) - бюджетные средства плюс более 15% неконтролируемых платежей через механизм перекрестного субсидирования, то на конечном этапе переходного периода положение меняется. Для предприятий ЖКХ остается два источника финансирования: платежи потребителей - населения и организаций и адресные компенсации через программу жилищных субсидий. Характерной чертой нового подхода к финансированию предприятий является прозрачность выстраиваемых гражданских и хозяйственно - финансовых отношений между собственниками основных фондов ЖКХ, производителями и потребителями жилищно - коммунальных услуг. В таких условиях понятными становятся значения таких понятий, как договорные отношения, качество, снижение издержек, конкурентоспособность, энергосбережение, перспективное планирование и др. Кроме того, подобный подход к оплате потребляемых в этом секторе экономики услуг является одним из элементов устойчивого функционирования жилищно - коммунального хозяйства на местах.
Подписано в печать Л.Н.Чернышов 24.09.1999 Заместитель председателя
Госстроя России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |