|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Изменениям и дополнениям N 10 в Инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ("Финансовая газета", 1999, N 39)
"Финансовая газета", N 39, 1999
КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ДОПОЛНЕНИЯМ N 10 В ИНСТРУКЦИЮ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 15.05.1995 N 30 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ"
Изменения в налоговом законодательстве, связанные с принятием новых федеральных законов, требуют приведения в соответствие документов, устанавливающих и разъясняющих порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам приняты Изменения и дополнения N 10 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", зарегистрированные в Минюсте России 01.09.1999 (регистрационный N 1881). Следует отметить, что указанные Изменения не устанавливают новых норм, а отражают только те, что внесены в порядок исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды, законодательным путем. В связи с этим пп.1 - 8 Изменений вводятся в действие с момента вступления в силу документов, их устанавливающих, а не по истечении 10 дней с даты официального опубликования Приказа МНС России от 03.08.1999 N АП-3-03/255, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 13.08.1998) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Пункты 1 и 2 Изменений и дополнений N 10 приняты с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.1998 N ГКПИ 98-393, которое отменило положения Инструкции по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов и налогу на пользователей автомобильных дорог при реализации продукции (товаров, работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости. Ранее налоговые органы при реализации продукции (товаров, работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости рассчитывали налогооблагаемую базу по названным налогам исходя из максимума следующих показателей: фактической цены реализации, рыночной цены, максимальной цены реализации за последние 30 дней и себестоимости.
Согласно резолютивной части Решение Верховного суда Российской Федерации вступает в законную силу с момента его провозглашения, т.е. с 14 октября 1998 г. С указанной даты при исчислении налогов на реализацию горюче - смазочных материалов и на пользователей автомобильных дорог выручка от реализации ГСМ, товаров, продукции (работ, услуг) определяется исходя из фактических цен их реализации. Однако при этом необходимо принимать во внимание положения ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации, которые предусматривают право налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам со значительным колебанием уровня цен. Пункт 3 Изменений и дополнений N 10 вносит уточнения в порядок налогообложения операций с ценными бумагами у банков, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг при новации государственных обязательств. Так, Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" определено, что при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог не включаются в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации); доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. При новации пакета гособязательств (их замены по согласованию с инвестором на новые обязательства с частичной выплатой денежных средств) по части этих бумаг, соответствующей получаемым денежным средствам, налог уплачивается в установленном порядке, если полученные денежные средства не реинвестируются в новые выпуски государственных ценных бумаг и сертификаты Сбербанка России. По остальной части пакета гособязательств их цена приобретения будет учтена в целях налогообложения после реализации соответствующего пакета новых обязательств. При этом доходы, полученные при реализации или погашении этих бумаг, будут определяться как разница между ценой реализации (погашения) данного пакета и ценой приобретения соответствующей части первоначальных бумаг, обмененных на новые обязательства. В пунктах 4 и 6 Изменений и дополнений N 10 отражены положения Федерального закона от 12.04.1999 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", вступившего в силу 1 июля текущего года, в соответствии с которым изменен порядок предоставления льгот по налогам, поступающим в дорожные фонды, предприятиям, осуществляющим содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации). Так, для названных предприятий ограничена льгота по налогу на пользователей автомобильных дорог. Ранее такие предприятия и организации, имеющие незначительный объем работ по содержанию (строительству, ремонту, реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, пользуясь этой льготой, не уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог не только по указанным работам, но и по другим видам деятельности. После принятия вышеназванного Федерального закона льгота по этому налогу распространяется исключительно на указанные работы, по остальной деятельности налог уплачивается в общеустановленном порядке. Для целей исчисления налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств не всегда возможно четко определить, используется ли автотранспорт для содержания автомобильных дорог общего пользования или иных видов деятельности. В этой связи на законодательном уровне было принято решение об ограничении льготы по данному налогу определенным условием - выручка от указанных работ в общем объеме выручки должна составлять 70% и более. При расчете этого соотношения в числитель подставляется величина выручки, полученной от реализации работ по содержанию (строительству, ремонту, реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, а в знаменатель - общий объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) и по торговой, снабженческо - сбытовой и заготовительной деятельности - разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в рамках этих видов деятельности. Следует отметить, что для сельскохозяйственных предприятий установлен определенный порядок пользования льготой в течение года исходя из результатов прошлого года с пересчетом по итогам года в ту или иную сторону без начисления санкций и пени. Однако по рассматриваемой льготе для дорожно - строительных организаций такой механизм Инструкцией N 30 не предусмотрен. В связи с этим право на льготу налогоплательщик может подтвердить на основании последней официальной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем по итогам года должен быть произведен перерасчет налогов исходя из указанного выше соотношения и при необходимости осуществлена доплата (возврат, зачет) налогов. Пункты 5, 7 и 8 Изменений и дополнений N 10 вступают в силу 12 мая 1999 г. Они отражают положения, внесенные в Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Необходимо отметить, что понятие безвозмездной помощи (содействия) определено в Законе N 95-ФЗ весьма узко. Согласно Федеральному закону N 95-ФЗ льготный налоговый режим при оказании безвозмездной помощи может быть применен после получения удостоверения, подтверждающего принадлежность выделенных средств, товаров к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленного по установленной форме и выданного в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Что касается налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств, то следует обратить внимание на то, что весьма проблематично разработать механизм, способный контролировать использование данного автотранспортного средства лишь в целях, для которых предусмотрены указанные льготы, либо и на другие цели, что наиболее вероятно. Таким образом, положения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" следует применять с учетом норм, изложенных в Федеральном законе от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии)...", на что и был сделан акцент в рассматриваемых Изменениях. Кроме внесения изменений в текст Инструкции изменены и расчеты по налогам. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации они называются декларациями. Упрощена декларация по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов (см. Письмо МНС России от 26.07.1999 N ВГ-6-03/590@ "О налогообложении горюче - смазочных материалов" и Письмо Госналогслужбы России от 17.07.1995 N ВЗ-6-15/386 "О порядке расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов"). Так, плательщики НДС определяют сумму НДС расчетной ставкой в размере 13,79% (20% / 145%) к продажной цене с НДС и налогом на реализацию ГСМ, но без налога с продаж, и сумму налога на реализацию ГСМ - расчетной ставкой 17,24% (25% / 145%) к этой же цене, но уменьшенной на покупную цену со всеми налогами. Если налог на реализацию ГСМ исчисляется лицом, не являющимся плательщиком НДС, но уплачивающим налог на реализацию ГСМ, то применяется расчетная ставка в размере 20% (25% / 125%). Что касается декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, то теперь плательщикам, производящим уплату налога помесячно, придется в поквартальной и годовой декларациях указывать налогооблагаемую базу за каждый из трех последних месяцев. Это позволит облегчить налоговым органам контроль за исчислением и уплатой налога. По налогу на приобретение автотранспортных средств и налогу с владельцев транспортных средств порядок заполнения деклараций не изменился.
Подписано в печать А.Балесная 24.09.1999 Советник налоговой службы
III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |