Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции ("Налоговый вестник", 1999, N 10)



"Налоговый вестник", N 10, 1999

О СОСТАВЕ И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

В настоящее время на различных стадиях заключения находятся около 30 соглашений об освоении нефтяных месторождений на условиях раздела продукции (СРП). Из них только три подписаны, а реально работы проводятся по двум проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

С момента подписания первого СРП накоплен опыт решения наиболее типичных проблем, устранения противоречий, что крайне важно при работе по заключению новых соглашений.

Одними из таких основных вопросов являются: как определять возмещаемые затраты, и что относить к невозмещаемым затратам?

Ответ на них содержится в Постановлении Правительства РФ от 03.07.1999 N 740 "Об утверждении Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции". Оно было принято в результате многократных обсуждений правительственной версии документа. Первоначальный вариант Постановления значительно отличался от принятого впоследствии, поскольку при разработке проекта за основу принималось, кроме Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее по тексту - Закон о СРП), Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (далее по тексту - Положение о составе затрат).

Статьей 8 Закона о СРП предусмотрено, что "...состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации". На данный момент действующим законодательством является Положение о составе затрат. Следовательно, возможны варианты: или руководствоваться в основном указанным нормативным актом, или готовить новый.

Предполагалось, что наряду с действующим законодательством по списанию затрат будут определены следующие понятия:

- классификация затрат - затраты подразделяются на: возмещаемые затраты инвестора; невозмещаемые затраты инвестора, уменьшающие налогооблагаемую базу инвестора при расчете налога на прибыль; невозмещаемые расходы инвестора, не уменьшающие налогооблагаемую базу инвестора;

- очередность возмещения возмещаемых затрат инвестора - первыми должны возмещаться текущие затраты инвестора, связанные с разработкой месторождений по СРП. Затраты, произведенные в период до вступления соглашения в силу и до начала работ по соглашению, отнесенные к возмещаемым, возмещаются равными долями в течение всего срока соглашения.

- механизм возмещения затрат инвестора - вводится так называемых "кост - стоп", то есть предельный уровень возмещения затрат в отчетном периоде, в зависимости от объема продукции для раздела. Оставшаяся часть возмещаемых затрат инвестора будет возмещаться в следующем отчетном периоде в течение срока, установленного соглашением.

В состав возмещаемых затрат инвестора предполагалось включать затраты на создание производственной инфраструктуры. Вместе с тем амортизация основных средств инвестора не включалась в состав возмещаемых затрат. Таким образом, в состав возмещаемых затрат инвестора должны были включаться капитальные вложения: "...имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению..." (ст.11 Закона о СРП). Включение амортизационных отчислений явилось бы повторной оплатой затрат инвестора по созданию производственной инфраструктуры.

Кроме того, проект содержал нормативные ограничения ряда накладных затрат. Так, в частности, предполагалось нормирование административно - управленческих расходов и затрат на содержание зданий (офисов), предназначенных для управленческого персонала и т.д.

Затраты инвестора, связанные с формированием ликвидационного фонда, являлись возмещаемыми. Указанный порядок, в принципе, соответствовал мировой практике. В то же время возможно неполное возмещение инвестору таких затрат, например, пропорционально объему доли государства при разделе продукции.

В результате многочисленных дополнений и изменений первоначальный проект Постановления в значительной мере изменил содержание. Первое и основное изменение, которое претерпел проект, это то, что в нем полностью отошли от положений действующих нормативных актов по списанию затрат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552. Второе, перечень списываемых затрат стал открытым, а перечень несписываемых затрат - закрытым. Многие подробные расшифровки списываемых и несписываемых затрат были упразднены, как не существенные в связи с изменением подхода к определению затрат.

В результате вышло Постановление Правительства РФ от 03.07.1999 N 740, которым утверждено Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции (далее по тексту - Положение). Этим нормативным актом необходимо пользоваться при подготовке, заключении и исполнении соглашений о разделе продукции, которые вступили в силу после его утверждения.

Пунктом 1.3 данного Положения предусмотрено, что при заключении и исполнении соглашений необходимо устанавливать:

- состав возмещаемых затрат;

- состав невозмещаемых затрат;

- порядок возмещения затрат инвестора и (или) оператора соглашения.

Возмещаемые затраты осуществляются за счет полученной инвестором компенсационной продукции в соответствии с условиями соглашения.

Пункт 1.7 Положения предусматривает, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия определения возмещаемых затрат и затрат, вычитаемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установленные указанным соглашением. Таким образом, при определении состава возмещаемых затрат и нормативов при реализации соглашений по проектам "Сахалин -1" и "Сахалин -2" необходимо руководствоваться самими соглашениями. Однако они настолько общие и расплывчаты, что практически нельзя понять, что списывать, а что нет. Отсюда логически напрашивается вывод: "все, что не запрещено, то - разрешено", и должно приниматься к возмещению. Поэтому по указанным проектам инвесторами предъявлены к возмещению за счет компенсационной нефти такие абсурдные затраты, как расходы на развлечения; на продвижение проекта; на благотворительность; на отношения с общественностью и средствами массовой информации; на покрытие убытков и штрафов и др.

Кроме того, возникли разногласия в части компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни; оплаты жилья; осуществления льгот и выплат персоналу и членам их семей и т.п.

Учитывая эти неясности, следует отметить, что первоначальный вариант проекта постановления был подготовлен более подробно.

Вместе с тем действует такая редакция: "Возмещаемые затраты - обоснованные затраты инвестора или оператора соглашения, понесенные при выполнении программы работ... Другие затраты, не приведенные в настоящем разделе, если они предусмотрены соглашением...".

Другие затраты - это значит открытый перечень списываемых затрат. Чтобы избежать непомерного и абсурдного списания затрат, необходимо каждый раз уповать на здравый смысл утверждающих смету списываемых затрат, то есть управляющих комитетом. Пункт 1.4 гласит, что возмещаемые затраты утверждаются управляющим комитетом в соответствии с программой работ и сметой затрат в порядке, предусмотренном соглашением.

Одновременно Положение делит затраты, понесенные инвестором, на затраты до вступления в силу соглашения и с даты вступления соглашения в силу и в течение всего срока.

Эти затраты достаточно подробно расписаны.

Затраты, понесенные инвестором до вступления в силу соглашения, - это затраты на подготовку, проведение переговоров, согласование и экспертизу соглашения, включая затраты на разработку технико - экономического обоснования на стадии, предшествующей заключению соглашения и др.

Затраты, понесенные инвестором с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода действия соглашения, - это фактические затраты, обоснованные инвестором и утвержденные управляющим комитетом.

Принимаются также к возмещению отчисления в ликвидационный фонд, средства которого предназначены для финансирования ликвидационных работ.

Фактически осуществленные инвестором и (или) оператором возмещаемые затраты включают следующие группы затрат:

- затраты на компенсацию затрат государству на поисково - разведочные работы, геолого - экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование инвестору;

- затраты на поиски, оценку и разведку месторождения;

- затраты на разработку и обустройство месторождения минерального сырья;

- затраты капитального характера:

- эксплуатационные затраты на добычу, хранение и транспортировку минерального сырья до установленного в соглашении пункта доставки или пункта раздела.

Следует помнить, что условия СРП распространяются только на добычу минерального сырья, а реализация продукции должна производиться в общеустановленном порядке, и к возмещаемым затратам не относится. Причем реализовывать государственную долю прибыльной продукции или роялти инвестор будет только в том случае, если это предусмотрено соглашением, за счет дополнительных комиссионных вознаграждений.

Согласно Положению принимаются к возмещению затраты на оплату труда персонала инвестора и (или) оператора в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда. Под такой формулировкой понимаются любые контракты, которые заключаются с российскими или иностранными гражданами по выплате заработной платы или вознаграждений. Возмещаются затраты, связанные с оплатой работникам очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, и затраты на переезд работников и подъемные.

К возмещению принимаются отчисления во внебюджетные фонды: пенсионный, соцстрах, медицинского страхования и государственный фонд занятости. Причем эта норма действует только для работников инвестора и (или) оператора - граждан Российской Федерации, в размере и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, принимаются к возмещению затраты, связанные с отчислениями на социальные нужды работников инвестора и (или) оператора, не являющихся гражданами Российской Федерации, в размерах, предусматриваемых в странах их постоянного места проживания.

К возмещаемым затратам относятся ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), платежи за пользование землей.

Естественно, к возмещаемым затратам относятся затраты на создание и приобретение производственной инфраструктуры, на подготовку и переподготовку персонала, на оплату обязательного аудита, на приобретение материалов в соответствии с программой и сметой работ.

В Порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.07.1999 N 740, дана расшифровка управленческих расходов инвестора, которые должны возмещаться по нормам, не превышающим нормы управленческих затрат, установленных в каждом конкретном соглашении. В мировой практике при заключении СРП обращается внимание на нормы управленческих расходов, так как соглашение должно быть максимально направлено на добычу нефти или другого минерального сырья, а управление этим процессом рассматривается как необходимая, но минимальная часть связанных с этим процессом затрат. Такие нормы устанавливаются в процентах к сумме затрат, возмещаемых инвестору в текущем периоде и могут колебаться от 0,2 до 2%. Они могут устанавливаться в еще меньших пропорциях.

Кроме того, обращается внимание на затраты, направленные на содержание административных зданий (офисов) целесообразно принимать только по месту добычи минерального сырья. Другие офисы, находящиеся территориально обособленно, например, московский и хьюстонский офис должны содержаться за счет свободной прибыли инвестора, а не компенсационной нефти, добываемой на Сахалине. К сожалению, эти положения мы можем применять только к тем соглашениям, которые находятся на стадии рассмотрения и подписания, а если в подписанных соглашениях нет такой нормы, то, естественно, она работать не будет, что приведет к прямым потерям прибыльной нефти и поступлений в бюджет.

Необходимо еще раз отметить, что перечень возмещаемых затрат остается открытым, кроме того, управляющий комитет может утвердить изменения по отдельным статьям затрат и включить их в отчет об исполнении сметы затрат.

Затраты, не возмещаемые за счет компенсационной продукции, ограничены закрытым списком.

Приводится три группы невозмещаемых затрат: до вступления в силу соглашения, при исполнении соглашения и не относящиеся к соглашению.

К ним относятся и затраты на приобретение пакета геолого - геофизической информации для участия в конкурсе (аукционе).

Почему эти затраты не подлежат возмещению, в принципе, понятно. Пакет информации должен приобретаться за счет средств инвестора до того как начнется переговорный процесс по подготовке соглашения.

Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти), налог на прибыль, налоги, сборы и иные обязательные платежи, фактически уплаченные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также платежи (проценты) и комиссионные выплаты по ссудам (заемным средствам) не подлежат возмещению по следующим причинам.

Проценты по ссудам, бонусы и ренталсы уменьшают налогооблагаемую базу при определении прибыли, что соответствует п.2 ст.10 Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Особенностью налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции является то, что "облагаемая прибыль... уменьшается на сумму платежей инвесторов за пользование заемными средствами, разовых платежей за пользование недрами и других не возмещаемых инвесторам затрат".

Налог на прибыль по своей природе не может относиться на компенсационную продукцию, так как он определяется после того, как эти затраты сформированы. Что касается налогов и сборов и иных платежей (п.3.3.4 Положения), то они также должны возмещаться инвестору за счет прибыльной доли государства в соответствии со ст.13 Закона о СРП. Кроме того, по этому вопросу подробно даются разъяснения в п.4.7 Положения.

Не должны возмещаться затраты, превышающие ограничения, установленные соглашением, и некоторые другие.

Пунктом 3.5 Положения установлено, что приведенный перечень невозмещаемых затрат не может быть дополнен какими-либо другими затратами.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в Положении есть еще один раздел "Порядок возмещения затрат". В нем предусмотрено, что возмещение затрат осуществляется за счет компенсационной продукции исходя из плановой суммы затрат, установленной в смете затрат на год, с пересчетом по итогам года на основе фактической суммы возмещаемых затрат и фактических цен продукции за истекший год в пункте раздела.

Согласно ст.14 Закона о СРП учет финансово - хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому соглашению отдельно, а также обособленно от такого учета при выполнении иной деятельности, не связанной с соглашением.

Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что затраты инвестора и (или) оператора возмещаются в пределах отчета об исполнении сметы затрат, одобренного управляющим комитетом.

В Положении дается определение оценки количества компенсационной продукции, а также говорится, на какие величины должны уменьшаться возмещаемые затраты.

Пункт 4.8 достаточно важен, так как в нем установлено, что затраты инвестора возмещаются в размере, не превышающем ограничений, установленных соглашением.

Доля углеводородов, выделяемых на покрытие затрат, может колебаться от 65 до 100%. Что значит 100-процентное списание затрат? Это означает, что государство, кроме роялти, не получит ничего, пока инвестор не окупит свои затраты. В мировой практике доля углеводородов, выделяемых для покрытия затрат, редко превышает 50%. При 60% возмещаемых затрат проект считается слишком щедрым подарком для инвестора со стороны государства.

Например, ставки возмещаемых затрат (в процентном отношении) составили: в Анголе - 50, Китае - 62,5, Египте - 35, Габоне - 65, Казахстане - 70.

Однако по российским соглашениям, если удается оговорить долю списываемых затрат, равную 80%, считается, что победу одержало государство, так как обычно переговоры начинаются с 95 - 100-процентного ограничения.

Признавая в целом конфиденциальность коммерческих условий конкретных СРП, называть такие ограничения по подготовленным СРП нецелесообразно.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Постановление о возмещаемых затратах принято, и одна проблема в целом решена. При подготовке Постановления исходили из той незыблемой истины, что инвестору необходимо обеспечить возмещение реальных затрат, непосредственно связанных с СРП.

Тем не менее существует мнение, что в попытках защитить интересы государства Постановление оказалось излишне ограничительным.

Подписано в печать А.И.Салина

24.09.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об Изменениях и дополнениях N 5 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (Комментарий) ("Налоговый вестник", 1999, N 10) >
Статья: О взимании арендной платы за землю (Начало) ("Налоговый вестник", 1999, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.