|
|
Статья: Хранение документов бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 37)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 1999
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23.07.1998). Так, ст.17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Согласно Перечню типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утв. Главным архивным управлением при Совмине СССР 15.08.1988) (с изменениями от 27.06.1996), установлены следующие сроки хранения:
——————T——————————————————————————————T——————————T————————————————¬
|Номер| Вид документов | Срок | Примечание |
|ста— | | хранения | |
|тьи | |документов| |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 303 |Бухгалтерские отчеты и балансы| | |
| |организаций и объяснительные | | |
| |записки к ним: | | |
| |годовые | 10 лет | |
| |квартальные | 3 года |При отсутствии |
| | | |годовых — 10 лет|
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 305 |Передаточные, разделительные, | 10 лет | |
| |ликвидационные балансы и при— | | |
| |ложения, объяснительные | | |
| |записки к ним | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 310 |Первичные документы и приложе—| 5 лет |В случае возник—|
| |ния к ним, зафиксировавшие | |новения споров, |
| |факт совершения хозяйственной | |разногласий, |
| |операции и явившиеся основани—| |следственных и |
| |ем для бухгалтерских записей | |судебных дел — |
| |(кассовые, банковские докумен—| |сохраняются до |
| |ты, извещения банков и пере— | |вынесения окон— |
| |водные требования, выписки | |чательного реше—|
| |банков, наряды на работу, та— | |ния |
| |бели, акты о приеме, сдаче и | | |
| |списании имущества и материа— | | |
| |лов, квитанции и накладные по | | |
| |учету товарно — материальных | | |
| |ценностей, авансовые отчеты и | | |
| |др.) | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 311 |Лицевые счета: | | |
| |а) рабочих и служащих |75 лет — |"В" — возраст |
| | |"В" |лица к моменту |
| | | |окончания дела |
| |б) получателей пенсий и госу— | 5 лет |После прекраще— |
| |дарственных пособий | |ния выплаты по— |
| | | |собий и пенсий; |
| | | |для единовремен—|
| | | |ных пособий — |
| | | |1 год |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 312 |Расчетные (расчетно — платеж— | 5 лет |При отсутствии |
| |ные) ведомости | |лицевых счетов —|
| | | |75 лет |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 313 |Инвентарные карточки и книги | 3 года |После ликвидации|
| |учета основных средств | |основных средств|
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 314 |Доверенности на получение де— | 3 года | |
| |нежных сумм и товарно — мате— | | |
| |риальных ценностей (в том | | |
| |числе аннулированные доверен— | | |
| |ности) | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 315 |Гарантийные письма | 3 года | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 316 |Учетные регистры (главная | 5 лет |В случае возник—|
| |книга, журналы — ордера, раз— | |новения споров, |
| |работочные таблицы и др.) | |разногласий, |
| | | |следственных и |
| | | |судебных дел — |
| | | |сохраняются до |
| | | |вынесения окон—|
| | | |чательного |
| | | |решения |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 317 |Вспомогательные и контрольные | 5 лет |В случае возник—|
| |книги, журналы, картотеки, | |новения споров, |
| |кассовые книги, оборотные | |разногласий, |
| |ведомости | |следственных и |
| | | |судебных дел — |
| | | |сохраняются до |
| | | |вынесения окон— |
| | | |чательного |
| | | |решения |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 318 |Книги учета депонированной за—| 5 лет | |
| |работной платы, журналы реги— | | |
| |страции исполнительных листов | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 319 |Журналы, книги регистрации | 5 лет | |
| |счетов, кассовых ордеров, | | |
| |доверенностей, платежных | | |
| |поручений и др. | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 320 |Отчеты, сведения о поступле— | 5 лет | |
| |нии, расходовании и остатках | | |
| |драгоценных металлов, алмазов | | |
| |и изделий из них | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 321 |Сведения о расходовании | | |
| |кредитов: | | |
| |а) годовые | 5 лет | |
| |б) квартальные | 3 года | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 322 |Сведения об учете фондов, | | |
| |лимитов заработной платы и | | |
| |контроле за их распределением,| | |
| |о расчетах по перерасходу и | | |
| |задолженности по заработной | | |
| |плате, об удержании из зара— | | |
| |ботной платы, из средств соци—| | |
| |ального страхования, о выплате| | |
| |отпускных и выходных пособий | | |
| |и др. | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 323 |Документы (протоколы заседаний| 3 года |В случае возник—|
| |инвентаризационных комиссий, | |новения споров, |
| |инвентарные описи, акты, | |разногласий, |
| |сличительные ведомости) об | |следственных и |
| |инвентаризации | |судебных дел — |
| | | |сохраняются до |
| | | |вынесения окон— |
| | | |чательного |
| | | |решения |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 324 |Документы (копии отчетов, вы— |До минова—|Не менее 5 лет |
| |писки из протоколов, заключе— |ния надоб—| |
| |ния) о выплате пособий, пен— |ности | |
| |сий, листков нетрудоспособно— | | |
| |сти по государственному | | |
| |социальному страхованию | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 325 |Исполнительные листы |До минова—|Не менее 5 лет |
| | |ния надоб—| |
| | |ности | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 326 |Поручения — обязательства за |До минова—|Не менее 5 лет |
| |товары, полученные в кредит, |ния надоб—| |
| |переписка по оформлению пору— |ности | |
| |чений — обязательств | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 327 |Справки, представляемые в бух—|До минова—|Не менее 5 лет |
| |галтерию на оплату учебных от—|ния надоб—| |
| |пусков, получение льгот по |ности | |
| |налогам и др. | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 328 |Документы (справки, акты, обя—|До минова—|Не менее 5 лет |
| |зательства, переписка) по де— |ния надоб—| |
| |биторской задолженности, недо—|ности | |
| |стачах, растратах, хищениях | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 329 |Документы (протоколы, акты, |До пере— | |
| |отчеты) о переоценке основных |оценки | |
| |фондов | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 330 |Акты, ведомости переоценки и |До пере— | |
| |определения износа основных |оценки | |
| |средств | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 331 |Паспорта зданий, сооружений и | 3 года |После ликвидации|
| |оборудования | |основных средств|
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 332 |Переписка о паспортизации | 5 лет | |
| |зданий и сооружений | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 335 |Переписка о финансово — хозяй—| 3 года | |
| |ственной деятельности (об уче—| | |
| |те фондов, о наложении и взы— | | |
| |скании штрафов, о приеме, | | |
| |сдаче, списании материальных | | |
| |ценностей и др.) | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 336 |Акты проверки кассы, правиль— | 5 лет | |
| |ности взимания налогов и др. | | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 337 |Договоры, соглашения (хозяйст—| 5 лет |После истечения |
| |венные, операционные, трудовые| |срока действия |
| |и другие) | |договора, |
| | | |соглашения |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 338 |Реестры договоров | 3 года | |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 339 |Договоры о материальной ответ—| 5 лет |После увольнения|
| |ственности | |материально |
| | | |ответственного |
| | | |лица |
+—————+——————————————————————————————+——————————+————————————————+
| 340 |Образцы подписей (материально | | |
| |ответственных лиц) | | |
L—————+——————————————————————————————+——————————+—————————————————
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями п.21 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР, определен порядок текущего хранения документов. Так, бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его автоматизации.
Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и должны быть переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться не переплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива организации работникам других структурных подразделений организации, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения. Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица организации могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).
Подписано в печать Материалы рубрики 10.09.1999 "В помощь бухгалтеру"
подготовлены экспертной группой Международного еженедельника "Финансовая газета"
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |