Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы взимания платежей за пользование объектами животного мира ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 36)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, 1999

ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Платежи за пользование объектами

животного мира

В настоящее время порядок расчета и внесения платежей за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами регулируется несколькими нормативными актами, изданными, как правило, на основании Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон "О животном мире"). До принятия указанного Закона и утверждения на его основе Правительством Российской Федерации соответствующих ставок платы действовало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 939-р, которым были утверждены размеры платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу. Эти ставки предназначались для обществ охотников и рыболовов, и перечень объектов животного мира здесь был ограничен 16 видами, в том числе лось, олень (4 вида), лань, косуля, кабан, бурый медведь и некоторые другие. За счет платежей, взимаемых на основании этого Распоряжения, не предусматривалось формирование доходной части бюджета, поэтому отсутствовал и какой-либо серьезный опыт в расчете налогооблагаемой базы такого вида использования биоресурсов.

Законом "О животном мире" устанавливалась система платежей, включающая плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование им, но не был определен конкретный экономический механизм взимания указанных платежей. Предполагалось дополнительно разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации порядок и общие принципы расчета размеров платы за пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания.

В июле 1995 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден План подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона "О животном мире". Представить их предусматривалось в декабре 1995 г. Однако лишь через 2 года, 29 сентября 1997 г., было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах". В нем были утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты, хотя данным постановлением и определено, что за плату предоставляются в пользование и другие виды животного мира, а именно:

отнесенные к объектам рыболовства;

принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России;

не отнесенные к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России.

В соответствии с Постановлением разработкой размеров платежей по данным видам должны заниматься Минсельхозпрод России и Госкомэкология России.

Предусматривалось также, что конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира должны устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Таким образом, даже для частичного введения платежей с учетом факта утверждения указанных выше предельных размеров платы необходимо было провести дополнительную работу по установлению конкретных размеров платежей.

Предельные же размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, были пересмотрены в 1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.1999 N 138.

Уточним, что пользование охотничьими ресурсами осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов охоты в определенном месте или на конкретный срок. По рекомендации Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов (см. Письмо Минсельхозпрода России от 11.03.1999 N 12-2-16/156 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.1999 N 138") ставки платежей, взимаемых с пользователей охотничьими ресурсами (юридических и физических лиц) за право добычи диких копытных животных, медведей, бобра, выдры, соболя, рыси и росомахи, определяются из расчета на одно животное. По другим видам охотничьих животных конкретные ставки платежей устанавливаются для одного охотника из расчета на день охоты на один конкретный вид или группу видов охотничьих животных (оплата за человеко-день). Например, стоимость краткосрочной разовой лицензии за один день охоты на право добычи барсука, куницы, норки, лисицы, песца устанавливается в пределах 0,02 - 0,05 минимального размера оплаты труда. Стоимость лицензии за один день охоты на все виды охотничьих животных, входящих в эту группу, может исчисляться в двухкратном размере, т.е. 0,04 - 0,1 минимального размера оплаты труда. В аналогичном порядке устанавливаются ставки платежей по другим видам и группам видов охотничьих животных.

Кроме того, в решении органов исполнительной власти следует предусмотреть возможность выдачи лицензий на сезон охоты как по отдельным видам, так и по группам видов охотничьих животных. Например, среднестатистическое количество непосредственно дней охоты на промысле белки для всех категорий пользователей (охотники - любители, охотники - промысловики, сезонники и т.д.) составляет 30 дней. Следовательно, стоимость лицензии при охоте на белку на сезон охоты составит 0,01 - 0,03 минимального размера оплаты труда, умноженного на 30. Срок действия данной именной разовой лицензии - это календарные сроки охоты на белку, которые могут составлять три - четыре месяца. Аналогичным образом производится расчет стоимости сезонной лицензии для групп видов охотничьих животных.

Статьей 52 Закона "О животном мире" органам власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции предоставлено право устанавливать льготы по платежам за пользование охотничьими животными.

В Письме Минсельхозпрода России от 11.03.1999 N 12-2-16/156 также разъяснено, что добыча охотничьих животных должна производиться по именным разовым лицензиям, выдаваемым Охотдепартаментом и его территориальными органами по накладной юридическим лицам, для последующей выдачи гражданам, а также непосредственно гражданам (в угодьях общего пользования) без накладной, в территориальных органах в этом случае остается корешок лицензии. При этом добыча производится с соблюдением территориальных правил охоты и норм добычи (на день охоты, на сезон охоты), устанавливаемых этими же территориальными органами. Они же взимают плату с граждан и юридических лиц по выданным лицензиям.

Имеющаяся в настоящее время нормативная база по данным платежам должна быть, видимо, обновлена. Так, Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (ред. от 17.07.1999) предусмотрено поступление платы за пользование водными биологическими ресурсами, а в Законе "О федеральном бюджете на 1998 год" устанавливалась плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В нормативных актах, принятых во исполнение Закона "О животном мире", в перечне объектов, по которым установлены ставки платы, отсутствуют водные биоресурсы. Сразу стали возникать вопросы о том, относится ли вид платы, предусмотренный в бюджете на 1999 г., к платежам, установленным Законом "О животном мире", и какие в этом случае следует применять ставки платы?

В разъяснениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по данному вопросу отмечалось следующее. Согласно Закону "О федеральном бюджете на 1999 год" платежи за водные биоресурсы поступают в Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1999 N 327 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" (ред. от 24.06.1999) предусмотрено утверждение порядка формирования и использования средств Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов России.

Что касается соответствующих ставок платы, то они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1998 N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами". Предельные размеры этих ставок установлены в рублях за тонну водных биоресурсов и в зависимости от видов ресурсов (всего по 10 видам рыб, 6 видам крабов, 1 виду креветок и моллюскам) составляют от 20 до 10 000 руб.

Однако не все вопросы, связанные с порядком взимания платежей, были окончательно решены. Так, согласно Постановлению N 1490 начиная с 1999 г. с российских юридических и физических лиц взимается плата за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов. Кроме того, указывалось, что целесообразно создать целевой федеральный бюджетный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а Минфину России следует предусмотреть в проекте федерального бюджета на 1999 г. формирование указанного фонда за счет 100% суммы платы за пользование водными биологическими ресурсами, поступающей:

от иностранных пользователей по межправительственным соглашениям; от российских пользователей континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; от российских (в том числе с участием иностранного капитала) и иностранных пользователей по контрактам;

40% суммы платы за пользование другими водными биологическими ресурсами, поступающей от российских пользователей.

Минфину России по согласованию с Госкомрыболовство России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2-недельный срок предписывалось:

разработать порядок исчисления и внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами российскими пользователями и порядок внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами российскими (в том числе с участием иностранного капитала) и иностранными пользователями по межправительственным соглашениям и контрактам, включая определение уполномоченного банка;

внести в Правительство РФ предложения о порядке формирования и расходования средств целевого федерального бюджетного фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Обратим внимание на то, что в федеральный бюджет в 1999 г. предусмотрено поступление платы за водные биоресурсы в сумме 3887,0 млн руб. Эта сумма значительно превышает объемы поступления по другим ресурсным платежам, порядок взимания которых уже давно определен.

Проблемы взимания платежей в субъектах

Российской Федерации

Проблемы, связанные с взиманием данных платежей, естественно, стали возникать и в регионах. Так, в Законе от 27.04.1998 N 21 "О бюджетной системе Хабаровского края на 1998 год" была предусмотрена плата за пользование объектами животного мира, которую предполагалось взимать по ставкам, приведенным в этом же нормативном акте (см. доп. к данному Закону от 11.09.1998 N 58). Далее во исполнение федерального законодательства (Закона "О животном мире", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" (ред. от 08.02.1999) и др.) было утверждено Временное положение о порядке взимания и внесения платы за пользование объектами животного мира на территории Хабаровского края (см. Постановление главы администрации края от 19.10.1998 N 405).

Следует отметить, что в этом регионе, одном из немногих, был разработан и принят нормативный акт, который регламентирует порядок исчисления и уплаты данных платежей в региональный и федеральный бюджеты, где предусматривалось в том числе и осуществление налоговыми органами контроля за внесением платы в бюджет. На федеральном уровне ни в одном нормативном акте, касающемся порядка исчисления и взимания платежей за пользование объектами животного мира, не были упомянуты налоговые органы. Это также явилось причиной того, что не издана соответствующая инструкция по данным платежам.

Затем также Постановлением главы администрации края от 22.02.1999 N 79 Временное положение было отменено в связи с тем, что плата за пользование объектами животного мира не внесена в налоговую систему Российской Федерации, а плату, уже взысканную с охотопользователей органами, выдающими лицензии (разрешения), было решено полностью зачислить в краевой внебюджетный фонд охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных.

Однако в Законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ред. от 08.07.1999) (пп."и" ст.19) предусмотрено, что платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, т.е. в самом Законе вообще не приводился перечень природных ресурсов, пользование которыми подлежало налогообложению, а в законах о федеральном бюджете на соответствующий год уже приводилась конкретная расшифровка: платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, животным миром, а также плата за загрязнение природной среды. Таким образом, плата за пользование объектами животного мира, введенная соответствующим федеральным законом, предусмотрена, по нашему мнению, в налоговой системе России.

В принятых субъектами Российской Федерации законах о бюджете на 1999 г. не предусмотрено поступление указанных платежей в Оренбургской, Омской, Свердловской, Амурской, Архангельской, Воронежской областях; в республиках Алтай, Коми, Карелия, Мордовия, Саха (Якутия), Удмуртия, Ханты - Мансийском АО и др.

В республиках Адыгея и Дагестан предусмотрено поступление всего лишь соответственно 15 тыс. и 20 тыс. руб., несколько больше - в бюджетах Республики Марий Эл, Вологодской, Читинской и Белгородской областях - соответственно 120, 315, 446 и 888 тыс. руб.

В бюджетах некоторых других регионов, например в Томской области, предусмотрено зачисление в бюджет этой платы только в процентном отношении, а в денежном выражении сумма отсутствует.

В целом по Российской Федерации за первое полугодие 1999 г. этих платежей собрано около 300 тыс. руб., из них свыше 90% осталось в региональных бюджетах. Напомним, что Законом "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено собрать и направить в целевой бюджетный Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов 3887,0 млн руб. и его доходы должны быть сформированы за счет 100% суммы платы за пользование водными биоресурсами, поступающей от российских пользователей, и за счет 100% суммы платы за пользование водными биоресурсами, поступающей от иностранных пользователей по межправительственным соглашениям. Это свидетельствует о необходимости принятия правительственных решений по введению реального экономического механизма взимания соответствующих платежей.

Особенности лицензирования

В настоящее время отсутствует единое положение о лицензировании деятельности при пользовании биоресурсами. В связи с этим приходится применять отдельные нормы нескольких правовых актов, включая ведомственные, установившие правила такого пользования и оформления лицензий. Это часто создает трудности в ходе осуществления контроля за различными видами использования живых ресурсов, когда сложно определить, к компетенции какого государственного органа относится лицензирование того или иного вида деятельности, связанного с пользованием объектами животного мира.

Законом "О животном мире" предусмотрена возможность получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром. В соответствии со ст.36 Закона указанную лицензию выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указанная норма Закона была реализована в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира", в соответствии с которым указанные лицензии в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Минсельхозпрод России; в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам рыболовства, - Госкомрыболовство России, а в отношении объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, - Госкомэкология России.

Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов в экономической зоне производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству (см. п.2 ст.8 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"). При этом лицензия выдается указанным органом после определения в пределах общего допустимого улова живых ресурсов, лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ред. от 10.02.1999) лицензии на промысел живых ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, по пограничной службе, по таможенному делу, по обороне.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 156 право выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, предоставлено федеральному органу по охране окружающей среды.

Порядком выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 04.04.1997 N 147 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации", предусмотрено, что контроль за соблюдением правил добывания этих объектов животного мира осуществляют Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 968 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений" предусмотрено, что данная деятельность осуществляется юридическими лицами, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии - специального разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных выше видов деятельности, а также перечень ценных видов рыб, водных животных и растений, организация спортивного и любительского лова которых подлежит лицензированию, утверждаются Комитетом Российской Федерации по рыболовству в каждом регионе отдельно по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Приказе Минсельхозпрода России от 01.07.1998 N 414 было отмечено, что в связи с проведением в 1996 - 1997 гг. реорганизации центрального органа управления рыбной отраслью осуществление функции лицензирования передавалось Госкомрыболовства России, а в настоящее время - Минсельхозпроду России. В результате этого Минсельхозпрод России и утвердил Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию.

Как следует из анализа указанных нормативных актов, в настоящее время назрела необходимость в разработке единого положения о лицензировании пользования объектами животного мира. Такое положение, по нашему мнению, должно предусматривать усиление контроля за соблюдением норм и правил деятельности по использованию объектов животного мира. В частности, целесообразно утвердить максимально широкий перечень конкретных нарушений этих правил, за которые следует немедленно отозвать лицензию. Видимо, следует отменить и все льготы определенным категориям населения в части безлицензионного пользования, действующие в настоящее время. Это потребует в свою очередь внесения соответствующих изменений в ряд законодательных актов.

Санкции за нерациональное пользование

живыми ресурсами

Экономический механизм использования различных природных ресурсов предусматривает осуществление такого пользования на платной основе, что закреплено в ряде законодательных актов. Многие природопользователи считают, что "платность" означает только внесение соответствующих налогов - в данном случае за добычу живых ресурсов. Однако не следует забывать и о других возможных затратах организаций при пользовании этими ресурсами. К таким затратам относятся различного рода штрафы и выплаты по компенсациям за нарушение природоохранного законодательства в возмещение нанесенного ущерба биоресурсам, которые в большинстве случаев значительно превышают суммы, вносимые организациями по твердым ставкам налогов. К основным проблемам, возникающим при этом, можно отнести, во-первых, сложности с определением конкретных сумм ущерба, так как в одних случаях методики уже устарели и могут быть применены только с определенными оговорками (соответственно с риском быть опровергнутыми другой заинтересованной стороной), а в других случаях какие-либо инструктивно - методические указания вообще отсутствуют.

Например, большинство из ныне действующих методик (см. Приказ Госкомэкологии России от 23.07.1998 N 448 "Об утверждении Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений") определяют ущерб водных биоресурсов, а точнее - только рыбных запасов. Причем они утверждены на ведомственном уровне в 80-е, 70-е и даже 60-е годы. Главный их недостаток, по нашему мнению, заключается в отсутствии единого методологического принципа (подхода) к экономическому механизму расчета ущерба по всем природным ресурсам. В действующих методиках уровень причиненного ущерба определяется без учета всех взаимосвязанных факторов, влияющих на состояние природной среды как в целом, так и на отдельные биологические ресурсы, т.е. ущерб рассчитывается, как правило, по степени конкретного вредного воздействия в определенном месте объекта без последующего анализа влияния этого воздействия на другие природные объекты.

Во-вторых, в отличие от штрафов за нерациональное пользование природными ресурсами взыскание сумм ущерба производится, как правило, только на основании решений судов и арбитражных судов. Процедура принятия такого решения непростая, при этом предусмотрено предоставление в суды множества документов (протоколов, исковых заявлений и т.п.), в которых часто обнаруживаются нарушения в оформлении со стороны как истцов, так и ответчиков. Немало споров возникает и по поводу полномочий государственных органов в части правомерности предъявления ими соответствующих исков по фактам конкретных нарушений законодательства, регулирующего порядок природопользования. Так, арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если:

исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим на то права, либо лицом, должностное положение которого не указано;

истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;

истец не явился на заседание арбитражного суда и не заявил о рассмотрении дела без его участия (см. ст.87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 05.05.1995 N 70-ФЗ).

Статья 56 Закона "О животном мире" предусматривает, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Статьей 52 этого Закона предусмотрены штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Аналогичные штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами предусмотрены и в ст.40 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ред. от 10.02.1999).

Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. Законов Российской Федерации от 21.02.1992 N 2397-1, от 02.06.1993 N 5076-1) предусмотрено (ст.7), что рассмотрению в арбитражных судах подлежат споры о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства, по искам специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 14.04.1999 N 78-ФЗ) ответственность за нарушения правил пользования животным миром установлена ст.ст.48.1, 56.1, 56.2, 57.1, 58, 84.1, 84.2, 84.3, 84.4, 84.6, 85 и 86. В указанных статьях, в частности, предусмотрена ответственность за самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, а также за нарушения действующих стандартов (норм, правил):

охоты и рыболовства, промысла живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального промысла;

захоронения с судов и иных плавучих средств, которое способно нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре;

транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

охраны среды обитания и путей миграции животных, правил пересылки и вывоза за границу объектов животного мира и зоологических коллекций.

Кроме того, установлена ответственность за:

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу, или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных, либо добывание этих животных с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание;

незаконную передачу живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации и др.

Размеры штрафов за нарушения, определенные указанными выше статьями Административного кодекса, значительно колеблются. Максимальные составляют от 500 до 2000 минимальных размеров оплаты труда. Но много и таких серьезных нарушений, за которые предусматриваются штрафы в размере всего лишь 50 - 100 руб., например за самовольную переуступку прав пользования объектами животного мира; за совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, и др.

По нашему мнению, данные размеры финансовых санкций целесообразно пересмотреть, учитывая важность решения проблемы сохранения биоразнообразия, а также явное несоответствие вида нарушений и суммы санкций. Это необходимо сделать и для того, чтобы не повторилась ситуация, которая сложилась несколько лет назад с применением такс для исчисления размера ущерба рыбным запасам, когда размер этих такс совершенно не соответствовал уровню наносимого ущерба. В ходе прокурорских проверок в те годы было установлено, что во многих регионах страны все большее распространение получили преступные посягательства на рыбные запасы России. При этом прослеживалась тенденция к росту наиболее опасных из них и налаживанию постоянных каналов сбыта браконьерской продукции. Особенно тревожное положение сложилось в Каспийском бассейне, где создалась реальная угроза уничтожения поголовья осетровых рыб. Это создало напряженность на потребительском рынке и привело к росту цен на рыбопродукты. Прокуратурой был сделан вывод - массовому браконьерству способствовало то, что таксы для исчисления размера ущерба, утвержденные Правительством почти 20 лет назад, оставались неизменными и не сдерживали браконьеров и расхитителей. К примеру, за незаконный вылов или уничтожение белуги, осетра, севрюги было предусмотрено взыскание ущерба в суммах в десятки, если не в сотни, раз меньше их реальной стоимости.

Отсутствие эффективных мер материального воздействия побудило органы исполнительной и представительной власти некоторых краев и областей самостоятельно утвердить местные таксы для исчисления размера ущерба, причиняемого рыбным ресурсам незаконным выловом или уничтожением ценных видов рыб. Такие локальные правовые акты были приняты в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Но поскольку решение данного вопроса отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, органы следствия, дознания и суды при определении и взыскании ущерба, причиняемого браконьерами рыбному хозяйству страны, не вправе были руководствоваться местными нормами.

Учитывая особую остроту и важность данной проблемы для пресечения массового браконьерства в период весеннего нереста, Генеральная прокуратура Российской Федерации была вынуждена внести в Правительство информационную записку, в которой поставлен вопрос об ускорении принятия соответствующего нормативного акта по данному вопросу. Только после этого было принято решение Правительства о повышении размера взыскания за указанный вид ущерба, который определяется теперь кратно минимальному размеру оплаты труда.

Что касается "такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", то в текущем году они утверждены Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 по согласованию с Минфином России.

Наиболее крупный размер иска по взысканию ущерба составляет 50 минимальных размеров оплаты труда (это лось, благородный олень, овцебык, гибрид зубра с бизоном и домашним скотом, медведи), по остальным млекопитающим и птицам (их около 80 видов) - от 1 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Подписано в печать В.В.Пашин

03.09.1999 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Просим разъяснить порядок применения Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ к операциям с новыми государственными ценными бумагами, полученными организациями до 01.04.1999 в результате новации по государственным ценным бумагам, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства РФ N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам". ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 36) >
Вопрос: Работница, которой исполнилось 53 года, уволилась по собственному желанию. Может ли ей быть назначена досрочная пенсия? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 36)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.