Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изъятие документов у налогоплательщика ("Аудиторские ведомости", 1999, N 9)



"Аудиторские ведомости", N 9, 1999

ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены основные права налоговых органов Российской Федерации. В том числе за Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными подразделениями (государственными налоговыми инспекциями республик, входящих в состав Российской Федерации, государственными налоговыми инспекциями по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах) в п.1 ст.31 НК РФ закреплено, что должностные лица налоговой инспекции вправе проводить изъятие по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Изъятие документов (предметов) у налогоплательщика производится в случае, если у проверяющего налогового инспектора имеется достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки документы. Налогоплательщик, которому адресовано такое требование о представлении документов, обязан направить или выдать их налоговой инспекции в пятидневный срок (документы представляются в виде заверенных должным образом копий). Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную НК РФ. В случае такого отказа должностное лицо налоговой инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе произвести выемку необходимых документов.

Порядок выемки (изъятия) документов и предметов у налогоплательщика налоговыми органами в настоящее время регламентируется ст.94 НК РФ и Инструкцией, утвержденной Письмом Минфина России от 26.07.1991 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".

Изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, представляет собой административно - правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. В объем и состав документов, подлежащих изъятию у предприятий, организаций и граждан, включаются первичные документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, определенную в установленном законодательством порядке. Изъятие документов у налогоплательщика производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которое производит выездную проверку. Постановление о производстве изъятия оформляется на бланке установленной формы (см. приложение 1) и подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующей налоговой инспекции.

Изъятие (выемка) документов (предметов) производится только в присутствии понятых и должностных лиц налогоплательщика, у которого производится изъятие, при этом они имеют право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие обязательному занесению в протокол изъятия (см. приложение 2). В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Он в обязательном порядке предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. В последнем случае налоговый инспектор вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, но при этом должен избегать причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. В тех случаях, когда должностные лица предприятия, учреждения, организации и граждане оказывают противодействие изъятию документов или существует реальная угроза уничтожения, сокрытия и других действий в отношении документов, работники органов МВД России оказывают помощь должностному лицу налоговой инспекции в изъятии документов.

НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов (предметов) у налогоплательщика:

не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;

не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

О производстве выемки изъятия документов (предметов) составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных НК РФ:

1. Протокол составляется на русском языке.

2. В протоколе указываются:

его наименование;

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

содержание действия, последовательность его проведения;

выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. К протоколу могут быть приложены фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у специалистов налоговой инспекции есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, они вправе изъять подлинные документы. При изъятии подлинников с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налоговой инспекции и передаются налогоплательщику, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговая инспекция передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налоговой инспекции, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Если руководитель предприятия, учреждения, организации и гражданин откажется от подписания протокола изъятия, должностное лицо налоговой инспекции, производящее изъятие документов, об этом делает отметку в протоколе изъятия, при этом отказавшимся от подписи должностным лицам и гражданам предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол изъятия. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Изъятые документы и предметы передаются на хранение в государственную налоговую инспекцию и хранятся в спецчасти до принятия руководителем государственной налоговой инспекции решения о их осмотре, проверке и исследовании. В случае отсутствия в изъятых документах злоупотреблений они возвращаются налогоплательщику с росписью в получении документов или заказной корреспонденцией по почте. При обнаружении злоупотреблений изъятые документы по решению руководителя государственной налоговой инспекции передаются в следственные органы для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы. Решение о возврате изъятых документов принимают следственные органы, о чем также сообщается письменно государственной налоговой инспекции, руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам.

Подписано в печать А.В.Борисов

03.09.1999 ГНИ по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Облагается ли безвозмездное распространение телевещательной компанией социальной рекламы, если телекомпания не пользуется льготой по НДС, которая предусмотрена п.2 Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н? ("Аудиторские ведомости", 1999, N 9) >
Статья: Учет операций, связанных с переменой лиц в обязательстве ("Аудиторские ведомости", 1999, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.