![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бухгалтерский учет операций, связанных с банкротством предприятий (Продолжение) ("Финансовая газета", 1999, N 35)
"Финансовая газета", N 35, 1999
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С БАНКРОТСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", N N 33, 34, 1999)
Учет операций по удовлетворению требований кредиторов
Некоторые операции по удовлетворению требований кредиторов в процессе досудебной санации, мирового соглашения были уже рассмотрены. В процессе внешнего или конкурсного управления (если мировое соглашение не было достигнуто) удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи самого предприятия (бизнеса) или его имущества по частям. Продажа предприятия рассмотрена в предыдущей главе. Отражение в бухгалтерском учете продажи имущества по частям не представляет сложностей, как и удовлетворение требований кредиторов путем выплаты денежных средств.
Зачастую допускаются ошибки в бухгалтерском учете при отражении выбытия имущества в целях удовлетворения требований кредиторов, т.е. кредиторам выплачиваются не денежные средства, а в счет погашения обязательств передается имущество. В этом случае применяются стандартные проводки реализации: 1. Погашение требований кредиторов путем передачи основных средств. Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами" - на продажную стоимость основных средств Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - на сумму затрат, связанных с передачей основных средств, включая первоначальную стоимость основных средств Дебет счета 02 "Износ основных средств" - на сумму начисленного износа Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму убытка от реализации Кредит счета 01 "Основные средства" - на сумму первоначальной стоимости основных средств Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - на продажную стоимость основных средств Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от реализации Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи основных средств. 2. Погашение требований кредиторов путем передачи товаров, готовой продукции. Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму продажной стоимости товаров, готовой продукции Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученного убытка Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму затрат, связанных с передачей готовой продукции, товаров Кредит счетов 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" - на сумму себестоимости готовой продукции, товаров Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму продажной стоимости готовой продукции и товаров Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученной прибыли Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи готовой продукции, товаров. 3. Погашение требований кредиторов путем передачи прочих материальных ценностей. Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму продажной стоимости материальных ценностей Дебет счетов 05 "Амортизация нематериальных активов", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - на сумму накопленной амортизации, начисленного износа Дебет счета 48 "Реализация прочих активов" - на сумму затрат, связанных с передачей прочих материальных ценностей Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученного убытка Кредит счетов 04 "Нематериальные активы", 06 "Долгосрочные финансовые вложения", 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - на сумму себестоимости материальных ценностей Кредит счета 48 "Реализация прочих активов" - на сумму продажной стоимости прочих материальных ценностей Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС, по реализации материальных ценностей, подлежащих обложению НДС Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученной прибыли Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи прочих материальных ценностей.
Учет операций ликвидации предприятия
Как уже отмечалось, при ликвидации юридических лиц следует руководствоваться Приказом N 81 (ред. от 30.12.1996). В соответствии с п.2.4 этого Приказа денежные средства, оставшиеся после погашения обязательств при ликвидации юридического лица, зачисляются в уставный капитал: Дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит счета 85 "Уставный капитал" Затем в порядке, указанном в учредительных документах предприятия, производится распределение денежных средств между участниками (учредителями): Дебет счета 85 "Уставный капитал" Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями" При выдаче денежных средств дебетуется счет 75 "Расчеты с учредителями" с кредита счетов учета денежных средств. В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. При этом производится запись: Дебет счета 85 "Уставный капитал" Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" Следует отметить, что в случае отсутствия денежных средств при ликвидации предприятия возможно распределение оставшегося имущества между его участниками (учредителями). На основании пп.4 п.3 ст.39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) передача имущества в данном случае не признается реализацией. Следовательно, в бухгалтерском учете передачу имущества участникам (учредителям) следует отражать напрямую, минуя счета реализации.
Налоговые отношения в процессе осуществления процедур банкротства
К вопросу о необходимости уплаты налоговых платежей, возникающих в процессе наблюдения, внешнего управления или деятельности ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего, ликвидатора), отметим следующее. В соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, юридическое лицо, подвергшееся процедуре банкротства, до внесения в Книгу государственной регистрации указанной выше записи является юридическим лицом. Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства или ликвидации. Поэтому арбитражный управляющий, ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемой организации, обязаны своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур или процедур банкротства. Этот порядок действует как при ликвидации организации по основаниям, предусмотренным ст.61 ГК РФ, когда имущества ликвидируемой организации достаточно для удовлетворения требований кредиторов, так и вследствие признания ее банкротом. В то же время в соответствии со ст.70 Закона N 6-ФЗ мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи (т.е. налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации), сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Кроме того, в течение действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. Согласно ст.69 Закона N 6-ФЗ по окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления. Вместе с тем, учитывая положение п.4 ст.70 нового Закона, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Следовательно, при введении внешнего управления должник обязан уплатить текущие налоговые платежи, а также суммы пени в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако мораторий не касается задолженности по заработной плате, выплаты вознаграждений по авторским договорам и алиментов, а также возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. Что касается подоходного налога, то он исчисляется и перечисляется одновременно с начислением и выплатой заработной платы. Таким образом, если долг по заработной плате был погашен после введения моратория, то и задолженность по упомянутому налогу образовалась после введения внешнего управления; следовательно, действие ст.70 Закона N 6-ФЗ на недоимку по уплате подоходного налога не распространяется. Если до введения внешнего управления заработная плата была начислена и подоходный налог был надлежащим образом исчислен, но не перечислен в установленном порядке, то мораторий на задолженность по нему распространяется согласно ст.70 Закона N 6-ФЗ. В соответствии со ст.98 Закона N 6-ФЗ с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его отсроченных обязательных платежей считается наступившим. Согласно Закону N 6-ФЗ конкурсное производство - это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами. Конкурсная масса формируется из имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе конкурсного производства. Во время конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Данная норма не распространяется на обязательства организации - банкрота, возникшие после открытия конкурсного производства. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди согласно ст.106 Закона N 6-ФЗ и подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Кроме того, согласно ст.110 Закона N 6-ФЗ, если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди. В п.2 ст.64 НК РФ предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов на основании, определенном в пп.3, а именно: угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога. В настоящее время подготовлен проект Порядка организации в Минфине России работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, который находится в стадии подписания. В случае обращения налогоплательщика с просьбой о получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов на основании, определенном в пп.3 п.2 ст.64 НК РФ, представляются следующие документы: 1) заявление с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки); 2) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока исполнения налогового обязательства, определенных в п.1 ст.62 НК РФ; 3) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее, но не уплаченных на момент обращения отсрочках (рассрочках); 4) справка налогового органа о необходимости единовременной уплаты налога и его сумме; 5) справка об отсрочке или рассрочке, предоставленной налоговым органом по сумме штрафных санкций, начисленных по результатам проверки, повлекшей за собой угрозу банкротства; 6) сведения о всех имеющихся счетах, движении средств на счетах за определенный период и остатках средств на счетах на момент обращения за отсрочкой (рассрочкой); 7) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых было принято решение об изменении срока уплаты задолженности по налогам и сборам; 8) копия устава организации; 9) копия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности (нотариально заверенная); 10) баланс, формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние; 11) документы на имущество, которое может являться предметом залога или поручительства; 12) справка из финансового органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по региональным и местным налогам. После утверждения указанного порядка заявления налогоплательщиков по изменению сроков уплаты налога и сбора будут рассматриваться департаментами, осуществляющими курирование отраслей и видов деятельности по согласованию с Департаментами налоговой и бюджетной политики Минфина России. Одним из немаловажных вопросов является вопрос о том, каким образом определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, при реализации предприятия (имущественного комплекса) в рамках осуществления процедур его банкротства, когда в состав предприятия включены все виды имущества (освобожденные и не освобожденные от начисления НДС). Действующим налоговым законодательством особый порядок уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при продаже предприятия (бизнеса) должника, осуществляемой внешним управляющим, не установлен. Поэтому при продаже предприятия (бизнеса) должника налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 36, 1999)
Подписано в печать А.Бархатов 27.08.1999 Профессор,
заведующий кафедрой бухгалтерского учета МУПК А.Малыгина Главный бухгалтер ООО "Центр компьютерного сервиса" Е.Назарян Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета МУПК
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |