Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бухгалтерский учет операций, связанных с банкротством предприятий (Продолжение) ("Финансовая газета", 1999, N 35)



"Финансовая газета", N 35, 1999

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ

С БАНКРОТСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета",

N N 33, 34, 1999)

Учет операций по удовлетворению

требований кредиторов

Некоторые операции по удовлетворению требований кредиторов в процессе досудебной санации, мирового соглашения были уже рассмотрены. В процессе внешнего или конкурсного управления (если мировое соглашение не было достигнуто) удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи самого предприятия (бизнеса) или его имущества по частям. Продажа предприятия рассмотрена в предыдущей главе. Отражение в бухгалтерском учете продажи имущества по частям не представляет сложностей, как и удовлетворение требований кредиторов путем выплаты денежных средств.

Зачастую допускаются ошибки в бухгалтерском учете при отражении выбытия имущества в целях удовлетворения требований кредиторов, т.е. кредиторам выплачиваются не денежные средства, а в счет погашения обязательств передается имущество. В этом случае применяются стандартные проводки реализации:

1. Погашение требований кредиторов путем передачи основных средств.

Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами" - на продажную стоимость основных средств

Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - на сумму затрат, связанных с передачей основных средств, включая первоначальную стоимость основных средств

Дебет счета 02 "Износ основных средств" - на сумму начисленного износа

Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму убытка от реализации

Кредит счета 01 "Основные средства" - на сумму первоначальной стоимости основных средств

Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - на продажную стоимость основных средств

Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС

Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от реализации

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи основных средств.

2. Погашение требований кредиторов путем передачи товаров, готовой продукции.

Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму продажной стоимости товаров, готовой продукции

Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученного убытка

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму затрат, связанных с передачей готовой продукции, товаров

Кредит счетов 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" - на сумму себестоимости готовой продукции, товаров

Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму продажной стоимости готовой продукции и товаров

Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС

Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученной прибыли

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи готовой продукции, товаров.

3. Погашение требований кредиторов путем передачи прочих материальных ценностей.

Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму продажной стоимости материальных ценностей

Дебет счетов 05 "Амортизация нематериальных активов", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - на сумму накопленной амортизации, начисленного износа

Дебет счета 48 "Реализация прочих активов" - на сумму затрат, связанных с передачей прочих материальных ценностей

Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученного убытка

Кредит счетов 04 "Нематериальные активы", 06 "Долгосрочные финансовые вложения", 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - на сумму себестоимости материальных ценностей

Кредит счета 48 "Реализация прочих активов" - на сумму продажной стоимости прочих материальных ценностей

Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму начисленного НДС, по реализации материальных ценностей, подлежащих обложению НДС

Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - на сумму полученной прибыли

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи прочих материальных ценностей.

Учет операций ликвидации предприятия

Как уже отмечалось, при ликвидации юридических лиц следует руководствоваться Приказом N 81 (ред. от 30.12.1996). В соответствии с п.2.4 этого Приказа денежные средства, оставшиеся после погашения обязательств при ликвидации юридического лица, зачисляются в уставный капитал:

Дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Кредит счета 85 "Уставный капитал"

Затем в порядке, указанном в учредительных документах предприятия, производится распределение денежных средств между участниками (учредителями):

Дебет счета 85 "Уставный капитал"

Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями"

При выдаче денежных средств дебетуется счет 75 "Расчеты с учредителями" с кредита счетов учета денежных средств.

В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. При этом производится запись:

Дебет счета 85 "Уставный капитал"

Кредит счета 80 "Прибыли и убытки"

Следует отметить, что в случае отсутствия денежных средств при ликвидации предприятия возможно распределение оставшегося имущества между его участниками (учредителями). На основании пп.4 п.3 ст.39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) передача имущества в данном случае не признается реализацией. Следовательно, в бухгалтерском учете передачу имущества участникам (учредителям) следует отражать напрямую, минуя счета реализации.

Налоговые отношения в процессе

осуществления процедур банкротства

К вопросу о необходимости уплаты налоговых платежей, возникающих в процессе наблюдения, внешнего управления или деятельности ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего, ликвидатора), отметим следующее. В соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, юридическое лицо, подвергшееся процедуре банкротства, до внесения в Книгу государственной регистрации указанной выше записи является юридическим лицом.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства или ликвидации. Поэтому арбитражный управляющий, ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемой организации, обязаны своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур или процедур банкротства.

Этот порядок действует как при ликвидации организации по основаниям, предусмотренным ст.61 ГК РФ, когда имущества ликвидируемой организации достаточно для удовлетворения требований кредиторов, так и вследствие признания ее банкротом.

В то же время в соответствии со ст.70 Закона N 6-ФЗ мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи (т.е. налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации), сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Кроме того, в течение действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Согласно ст.69 Закона N 6-ФЗ по окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Вместе с тем, учитывая положение п.4 ст.70 нового Закона, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

Следовательно, при введении внешнего управления должник обязан уплатить текущие налоговые платежи, а также суммы пени в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако мораторий не касается задолженности по заработной плате, выплаты вознаграждений по авторским договорам и алиментов, а также возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.

Что касается подоходного налога, то он исчисляется и перечисляется одновременно с начислением и выплатой заработной платы. Таким образом, если долг по заработной плате был погашен после введения моратория, то и задолженность по упомянутому налогу образовалась после введения внешнего управления; следовательно, действие ст.70 Закона N 6-ФЗ на недоимку по уплате подоходного налога не распространяется.

Если до введения внешнего управления заработная плата была начислена и подоходный налог был надлежащим образом исчислен, но не перечислен в установленном порядке, то мораторий на задолженность по нему распространяется согласно ст.70 Закона N 6-ФЗ.

В соответствии со ст.98 Закона N 6-ФЗ с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его отсроченных обязательных платежей считается наступившим. Согласно Закону N 6-ФЗ конкурсное производство - это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами.

Конкурсная масса формируется из имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе конкурсного производства. Во время конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Данная норма не распространяется на обязательства организации - банкрота, возникшие после открытия конкурсного производства. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди согласно ст.106 Закона N 6-ФЗ и подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст.110 Закона N 6-ФЗ, если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

В п.2 ст.64 НК РФ предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов на основании, определенном в пп.3, а именно: угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.

В настоящее время подготовлен проект Порядка организации в Минфине России работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, который находится в стадии подписания.

В случае обращения налогоплательщика с просьбой о получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов на основании, определенном в пп.3 п.2 ст.64 НК РФ, представляются следующие документы:

1) заявление с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки);

2) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока исполнения налогового обязательства, определенных в п.1 ст.62 НК РФ;

3) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее, но не уплаченных на момент обращения отсрочках (рассрочках);

4) справка налогового органа о необходимости единовременной уплаты налога и его сумме;

5) справка об отсрочке или рассрочке, предоставленной налоговым органом по сумме штрафных санкций, начисленных по результатам проверки, повлекшей за собой угрозу банкротства;

6) сведения о всех имеющихся счетах, движении средств на счетах за определенный период и остатках средств на счетах на момент обращения за отсрочкой (рассрочкой);

7) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых было принято решение об изменении срока уплаты задолженности по налогам и сборам;

8) копия устава организации;

9) копия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности (нотариально заверенная);

10) баланс, формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние;

11) документы на имущество, которое может являться предметом залога или поручительства;

12) справка из финансового органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по региональным и местным налогам.

После утверждения указанного порядка заявления налогоплательщиков по изменению сроков уплаты налога и сбора будут рассматриваться департаментами, осуществляющими курирование отраслей и видов деятельности по согласованию с Департаментами налоговой и бюджетной политики Минфина России.

Одним из немаловажных вопросов является вопрос о том, каким образом определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, при реализации предприятия (имущественного комплекса) в рамках осуществления процедур его банкротства, когда в состав предприятия включены все виды имущества (освобожденные и не освобожденные от начисления НДС). Действующим налоговым законодательством особый порядок уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при продаже предприятия (бизнеса) должника, осуществляемой внешним управляющим, не установлен. Поэтому при продаже предприятия (бизнеса) должника налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

(Окончание см. "Финансовая газета", N 36, 1999)

Подписано в печать А.Бархатов

27.08.1999 Профессор,

заведующий кафедрой

бухгалтерского учета МУПК

А.Малыгина

Главный бухгалтер

ООО "Центр компьютерного сервиса"

Е.Назарян

Старший преподаватель кафедры

бухгалтерского учета МУПК

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Экономическая диагностика эффективности деятельности торговых организаций (Продолжение) ("Финансовая газета", 1999, N 35) >
Вопрос: Согласно каким законодательным актам и в каком порядке предприятие, осуществляющее по утвержденной на текущий год учетной политике налогообложение по моменту отгрузки, может создать резерв по сомнительным долгам, если в учетной политике данного предприятия ничего не сказано о создании резерва по сомнительным долгам? ("Финансовая газета", 1999, N 35)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.