|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость общественными организациями инвалидов ("Финансовая газета", 1999, N 8)
"Финансовая газета", N 8, 1999
О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНВАЛИДОВ
Одной из социально значимых льгот, предоставленных налоговым законодательством, является льготный режим обложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов. Согласно пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" общественным организациям инвалидов предоставлена льгота по налогу на добавленную стоимость, в соответствии с которой от него освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые лечебно - производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, общественными организациями инвалидов. Указанная льгота впервые предоставлена Законом Российской Федерации от 16.07.1992 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России". Последующие изменения вносились следующими нормативными актами: Законом Российской Федерации от 22.12.1992 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах"; Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"; Федеральным законом от 01.04.1996 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"; Федеральным законом от 28.04.1997 N 73-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Рассматривая порядок применения вышеуказанной льготы, прежде всего следует иметь в виду, что общественная организация инвалидов является одной из организационно - правовых форм общественных объединений, под которой в соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" понимается некоммерческое формирование, подпадающее под действие Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст.117 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.24 вышеназванного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере. При этом доходы от предпринимательской деятельности общественных организаций не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными организациями своих средств на благотворительные цели. Именно определение форм предпринимательской деятельности, на которые распространяется предоставленная льгота, после включения в Закон изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", вызывало самые большие разночтения в ее применении. Однако, обратившись к формулировке п.15 Указа N 2270, мы увидим, что ограничение видов льготируемой предпринимательской деятельности касалось только товаров (работ, услуг) лечебно - производственных (трудовых) мастерских при противотуберкулезных и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, оставляя в целях льготного налогообложения только товары (работы, услуги) собственного производства. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.04.1997 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", исключены из перечня льготируемых подакцизные товары, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, а также товары по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.1997 N 1611 "Об утверждении Перечня товаров, не подлежащих освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость". Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 26.12.1997 в "Российской газете" (N 247). Итак, в соответствии с пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) до настоящего времени от него освобождаются любые товары (кроме исключенных Федеральным законом от 28.04.1997 N 73-ФЗ), работы, услуги, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов. Рассмотрим применение указанной льготы на примере вопросов, возникающих в хозяйственной практике этих общественных организаций.
Может ли фонд инвалидов пользоваться льготой по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"?
Налоговая льгота, предусмотренная пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", предоставлена общественным организациям инвалидов. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественная организация является одной из организационно - правовых форм общественных объединений, которым в соответствии с вышеназванным Законом не предоставлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость. Определение общественной организации дано в ст.8 этого Закона, в соответствии с которым общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В связи с изложенным фонд инвалидов, являющийся организационно - правовой формой общественного объединения, может применять льготу по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренную пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", если он создан на принципах, указанных в определении общественной организации.
Может ли общественная организация родителей детей - инвалидов применять льготу по уплате налога на добавленную стоимость?
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В связи с изложенным льготой, предусмотренной пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", может пользоваться организация, членами которой являются непосредственно инвалиды. Поэтому организация родителей детей инвалидов не может пользоваться указанной льготой, если сами родители не подпадают под эту категорию граждан.
Общественная организация инвалидов занимается торговым посредничеством. Правомерен ли отказ территориальной налоговой инспекции признать допустимость пользования льготой по уплате налога на добавленную стоимость, в связи с тем что наша организация является некоммерческим объединением?
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Поэтому предпринимательская деятельность общественных организаций инвалидов, в том числе и торговая, не противоречит действующему законодательству. Налоговая льгота, предоставленная пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", не ограничена видами деятельности, осуществляемыми общественным организациями инвалидов. Таким образом, торговая деятельность общественной организации инвалидов (в том числе и торговое посредничество) подпадает под действие этой льготы.
Общественная организация инвалидов сдает в аренду часть здания, в котором находится ее правление. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость суммы взимаемой арендной платы?
Подпунктом "ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение услуг, оказываемых общественными организациями инвалидов. Поэтому суммы арендной платы, взимаемой за услугу по сдаче в аренду части площадей, принадлежащих общественной организации, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Общественная организация хотела бы воспользоваться правом неприменения льготы по налогу на добавленную стоимость. В каком порядке оформляется такой отказ?
Пунктом 2 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" механизм уведомления об этом налоговых органов не предусмотрен. При отгрузке товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в соответствии с п.16 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Если же общественная организация инвалидов отказывается от применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость, то в соответствии с п.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) должна производиться по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. Таким образом, выделение в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумм налога на добавленную стоимость является основанием для признания общественной организации плательщиком НДС.
Распространяется ли льгота по уплате налога на добавленную стоимость, предоставленная общественным организациям инвалидов, на хозяйственные товарищества и общества этих организаций?
Статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Поэтому льгота, предусмотренная пп."ф" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов. Однако предприятиями, использующими труд инвалидов, может применяться льгота, предусмотренная пп."х" п.1 ст.5 вышеназванного Закона, в соответствии с которой от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работников. Данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо - сбытовую, торговую или закупочную деятельность.
Облагаются ли налогом на добавленную стоимость у общественной организации инвалидов, отказавшейся от применения льготы по НДС, денежные средства, перечисляемые созданными ею хозяйственными обществами и товариществами?
В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" денежные средства, получаемые ассоциациями, управлениями, трестами на их содержание (для выполнения уставных обязательств) из прибыли нижестоящих организаций, оставшейся после распределения прибыли в установленном порядке и уплаты налогов и других обязательных платежей, обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат при использовании их по назначению в соответствии с утвержденной сметой. В случае если общественная организация занимается предпринимательской деятельностью и является плательщиком налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, то перечисляемые ей денежные средства хозяйственными обществами и товариществами не включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, при условии, если эти средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой (в которой не содержится пунктов, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и реализацией продукции) непосредственно на содержание правления общественной организации при наличии раздельного учета. В заключение хотелось бы обратить внимание на тот момент, что зачастую граждане, являющиеся членами общественных организаций инвалидов или имеющие инвалидность, дающую право на ряд социальных льгот, ошибочно полагают, что предприятия, реализующие им товары, имеют право не предъявлять налог на добавленную стоимость. В этой связи следует сказать, что Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрен ряд льгот по освобождению от налога на добавленную стоимость социально значимых товаров, к которым относятся, в частности, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно - ортопедические изделия, а также технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. Указанные льготы в соответствии с вышеназванным Законом предоставляются предприятиям - изготовителям данных товаров. Таким образом, товары, выпускаемые ими, население приобретает без учета налога на добавленную стоимость. Однако когда покупатель приобретает товары, по которым не предусмотрен льготный режим налогообложения, реализующая фирма в соответствии с действующим законодательством обязана предъявить покупателю налог на добавленную стоимость.
Подписано в печать М.Охлопкова 19.02.1999 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |