|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Система государственного финансового контроля и аудита в России ("Бухгалтерский учет", 1999, N 3)
"Бухгалтерский учет", N 3, 1999
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В РОССИИ
В Российской Федерации действует система государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Она постоянно совершенствуются в соответствии с потребностями формирования рыночной экономики и правового государства. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов Российской Федерации. Правовую базу государственного финансового контроля составляют соответствующие части ст.ст.101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов - от 31.12.1997 N 3-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ), от 25.02.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 25.07.1995 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 888 "О территориальных контрольно - ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации". Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе России, Положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и иных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц. Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России и контрольно - ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю). Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Госналогслужбу России, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы; контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием государственных средств. При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля. В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности. Аудиторская деятельность в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Правовую базу аудиторской деятельности составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы - от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ, другие законы, регулирующие отношения собственности, деятельность акционерных обществ, кредитных учреждений. Непосредственной основой регулирования аудиторской деятельности являются Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации; Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 07.12.1994 N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". Особенности банковского аудита отражены в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденном Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, других нормативных актах ЦБ РФ. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Введены некоторые ограничения, в частности, аудиторская фирма не может быть акционерным обществом открытого типа, аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Обязательной ежегодной аудиторской проверке в России подлежат акционерные общества открытого типа независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные, благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, все организации, в уставном капитале (уставном фонде) которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, другие экономические субъекты, обязательная ежегодная проверка которых предусмотрена законодательно. Экономический субъект (кроме находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежит обязательной аудиторской проверке, если объем его выручки за год в 500 раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда либо сумма активов его баланса превышает на конец года этот размер в 200 раз. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Практическое регулирование аудиторской деятельности осуществляют Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, созданная Распоряжением Президента РФ от 04.02.1994 N 54-рп, центральные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии Минфина России и Центрального банка РФ (ЦАЛАКи). При Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации действует Консультативный совет. Основными инструментами государственного регулирования аудиторской деятельности, кроме законодательных и иных нормативных правовых актов, являются аттестация и лицензирование, осуществляемые по установленным государством правилам. Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению экономического субъекта, по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки к аудитору (аудиторской фирме) могут быть применены санкции. Важнейшую роль в становлении и развитии аудиторской деятельности призваны сыграть Правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время разработаны, одобрены и опубликованы для практического использования 20 отечественных Стандартов. Подготовлен и издан Перечень терминов и определений, используемых в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации решила признать соблюдение Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных и рекомендованных ею к применению, основным критерием оценки качества аудиторских проверок и заключений. Применение Правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечит признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.
Подписано в печать Ю.А.Данилевский 15.02.1999 Директор НИФИ Минфина России,
доктор экономических наук Л.Н.Овсянников Заведующий отделом НИФИ, кандидат экономических наук
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |