Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Система государственного финансового контроля и аудита в России ("Бухгалтерский учет", 1999, N 3)



"Бухгалтерский учет", N 3, 1999

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

И АУДИТА В РОССИИ

В Российской Федерации действует система государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Она постоянно совершенствуются в соответствии с потребностями формирования рыночной экономики и правового государства.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля составляют соответствующие части ст.ст.101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов - от 31.12.1997 N 3-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ), от 25.02.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 25.07.1995 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 888 "О территориальных контрольно - ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации".

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе России, Положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и иных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

Счетная палата Российской Федерации;

контрольные и финансовые органы исполнительной власти (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России и контрольно - ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю). Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Госналогслужбу России, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы;

контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности.

Аудиторская деятельность в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Правовую базу аудиторской деятельности составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы - от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 N 65-ФЗ, от 27.12.1995 N 210-ФЗ, от 27.12.1995 N 214-ФЗ, другие законы, регулирующие отношения собственности, деятельность акционерных обществ, кредитных учреждений.

Непосредственной основой регулирования аудиторской деятельности являются Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации; Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 07.12.1994 N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".

Особенности банковского аудита отражены в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденном Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, других нормативных актах ЦБ РФ.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Введены некоторые ограничения, в частности, аудиторская фирма не может быть акционерным обществом открытого типа, аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке в России подлежат акционерные общества открытого типа независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные, благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, все организации, в уставном капитале (уставном фонде) которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, другие экономические субъекты, обязательная ежегодная проверка которых предусмотрена законодательно.

Экономический субъект (кроме находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежит обязательной аудиторской проверке, если объем его выручки за год в 500 раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда либо сумма активов его баланса превышает на конец года этот размер в 200 раз.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Практическое регулирование аудиторской деятельности осуществляют Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, созданная Распоряжением Президента РФ от 04.02.1994 N 54-рп, центральные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии Минфина России и Центрального банка РФ (ЦАЛАКи). При Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации действует Консультативный совет.

Основными инструментами государственного регулирования аудиторской деятельности, кроме законодательных и иных нормативных правовых актов, являются аттестация и лицензирование, осуществляемые по установленным государством правилам.

Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению экономического субъекта, по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки к аудитору (аудиторской фирме) могут быть применены санкции.

Важнейшую роль в становлении и развитии аудиторской деятельности призваны сыграть Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В настоящее время разработаны, одобрены и опубликованы для практического использования 20 отечественных Стандартов. Подготовлен и издан Перечень терминов и определений, используемых в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации решила признать соблюдение Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных и рекомендованных ею к применению, основным критерием оценки качества аудиторских проверок и заключений.

Применение Правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечит признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

Подписано в печать Ю.А.Данилевский

15.02.1999 Директор НИФИ Минфина России,

доктор экономических наук

Л.Н.Овсянников

Заведующий отделом НИФИ,

кандидат экономических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реализация бензина: особенности налогообложения (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 7) >
Статья: Учет изменений курсов валют ("Бухгалтерский учет", 1999, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.