Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Регистрация выпуска акций (Начало) ("Финансовая газета", 1999, N 6)



"Финансовая газета", N 6, 1999

РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ

В 1990 г., т.е. с момента принятия Советом Министров СССР Постановления от 19.06.1990 N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах", перед участниками гражданских правоотношений встал вопрос о регулировании порядка выпуска и правил обращения такого вида ценных бумаг, как акции акционерных обществ.

Однако ни указанное Постановление N 590, ни принятое ранее Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", ни Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ни Постановление Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" не содержали ответа на данный вопрос.

Положения, относящиеся к различным организационно - правовым формам предприятий (акционерные общества закрытого типа и товарищества с ограниченной ответственностью), были объединены в одной статье закона и не давали четкого определения правового статуса как акционерных обществ, так и товариществ с ограниченной ответственностью.

Положение об акционерных обществах, в свою очередь, предусматривая создание акционерных обществ двух типов - открытого или закрытого, совершенно однозначно определило общий принцип их формирования - добровольное соглашение юридических и/или физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций.

На протяжении довольно длительного периода акционерные общества (закрытого или открытого типа) считались более предпочтительной формой ведения предпринимательской деятельности по сравнению с товариществами (обществами) с ограниченной ответственностью. Количество вновь создаваемых акционерных обществ исчислялось десятками тысяч. При этом практически никто не регистрировал выпуски акций, поскольку для хозяйственной деятельности акционерного общества это не требовалось, а правовая регламентация данного вопроса была недостаточной.

Акционерные общества фактически действовали по тем же правилам, что и товарищества (общества) с ограниченной ответственностью. Так, смена владельцев акций обязательно регистрировалась соответствующим государственным органом (обычно регистрационной палатой либо местной администрацией) как изменение в учредительные документы акционерного общества. Как правило, договоры купли - продажи акций между продавцом и покупателем не заключались, изменения в реестр акционеров не вносились. Положения многих уставов акционерных обществ зачастую содержали упоминание о праве акционера в любое время выйти из общества, при этом общество обязано было выплатить ему стоимость части имущества пропорционально стоимости его доли в уставном капитале общества (вышеуказанные положения типичны для товариществ (обществ) с ограниченной ответственностью).

Однако всего год спустя после принятия вышеуказанных правовых актов Правительство РСФСР приняло Постановление от 28.12.1991 N 78, которым было утверждено Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, предусматривающее процедуру регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе акций акционерных обществ.

В соответствии с п.6 Положения к выпуску и обращению на территории Российской Федерации допускались только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию и получили регистрационный номер.

Согласно п.п.7 и 8 Положения ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Выпуск ценных бумаг в обращение без государственной регистрации являлся незаконным. Под обращением ценных бумаг понималась их купля - продажа, а также другие предусмотренные законом действия, приводящие к смене их владельца (п.2 Положения).

Кроме того, в п.5 Постановления N 78 было определено, что эмитенты, осуществившие выпуск ценных бумаг до выхода настоящего Постановления без соответствующей регистрации, обязаны были до 1 февраля 1992 г. зарегистрировать свои ценные бумаги в Министерстве экономики и финансов РСФСР в соответствии с требованиями Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, а также, в случаях их публичного размещения, - проспекты эмиссии и отчеты о результатах выпуска.

После 1 февраля 1992 г. незарегистрированные выпуски ценных бумаг объявлялись недействительными.

Таким образом, принятием Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР было обеспечено установление общих принципов выпуска ценных бумаг и их обращения.

Во исполнение Постановления Правительства РСФСР N 78 была принята Инструкция Минфина России от 03.03.1992 N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", в которой были определены регистрирующие органы, порядок и сроки регистрации, требования к документам, представляемым на регистрацию, а также другие положения, связанные с регистрацией выпусков ценных бумаг.

Так, согласно вышеназванной Инструкции выпуски ценных бумаг коммерческих организаций регистрировались Министерством финансов Российской Федерации, министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими (в Москве и Санкт - Петербурге) финансовыми отделами и департаментами, а эмиссия и размещение ценных бумаг кредитных организаций регулировались Банком России. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.10.1992 N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" выпуск ценных бумаг специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (чековых инвестиционных фондов), осуществлялся Госкомимуществом России.

Вместе с тем для "обычных" акционерных обществ издание указанных актов прошло почти незамеченным, за исключением акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Для последних процедура регистрации акций была упрощена и являлась строго обязательной. Проспектом эмиссии для подобных акционерных обществ служил план приватизации соответствующего государственного (муниципального) предприятия (п.14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721). Регистрация выпуска акций для них происходила в процессе приватизации.

Существовало мнение, что обязательной регистрации подлежат лишь выпуски акций акционерных обществ открытого типа. Возможно, это заблуждение было связано с тем, что при приватизации государственных (муниципальных) предприятий запрещалось создание акционерных обществ закрытого типа, а акции акционерных обществ открытого типа подлежали регистрации в обязательном порядке. Кроме того, предприятия таких организационно - правовых форм, как акционерные общества закрытого типа и товарищества с ограниченной ответственностью, были объединены в одной статье Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", о чем уже указывалось выше. При этом совершенно не учитывалось, что акционерные общества закрытого типа лишь немногим отличаются от акционерных обществ открытого типа, а именно:

1) размером уставного капитала (фонда) (п.36 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 601, пп."г" п.3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482, ст.26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

2) акции закрытого акционерного общества могли переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе (п.7 указанного Положения об акционерных обществах. Впоследствии, с принятием Федерального закона "Об акционерных обществах", Положение утратило силу, а у акционеров закрытых акционерных обществ (ЗАО) появилось преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами третьим лицам, а также дополнительных акций);

3) согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" количество акционеров в закрытых акционерных обществах не может превышать 50;

4) закрытые акционерные общества не могут проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Во всем остальном правовой статус закрытых акционерных обществ ничем не отличался и не отличается от статуса открытых акционерных обществ.

К сожалению, не всегда правильно делается различие между обязательной регистрацией выпуска акций и фактическим выпуском (изготовлением) акций акционерным обществом.

Следует иметь в виду, что акции могут существовать как в вещественной форме, т.е. на бумажных носителях, так и в виде записей на счетах (так называемые бездокументарные акции). Во втором случае происходит фиксация прав, предоставляемых акциями, исключительно в реестре владельцев ценных бумаг. Владелец (правообладатель) бездокументарных ценных бумаг устанавливается на основании записей в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг соответствующего акционерного общества. Сделки с такими ценными бумагам осуществляются путем уступки прав по ним, поскольку физически передача акций в данном случае невозможна.

Даже при наличии необходимой правовой базы (вышеуказанные Постановление Правительства РСФСР N 78 и Инструкция Минфина России N 2) повсеместно совершались сделки с акциями, выпуски которых не были зарегистрированы в установленном порядке.

Лишь после вступления в силу с 22 апреля 1996 г. Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" вопросы выпуска и регистрации акций получили полную правовую регламентацию. Необходимо отметить, что в связи с принятием этого Закона фактически утратили силу Постановление Правительства РСФСР N 78 и Инструкция Минфина России N 2.

(Окончание см. "Финансовая газета", N 7, 1999)

Подписано в печать С.Козлов

05.02.1999 Юридическая фирма "ЮНА"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок постановки на учет и зачисления в состав основных средств законченных строительством объектов? На основании каких первичных документов отражаются в учете эти хозяйственные операции? ("Финансовая газета", 1999, N 6) >
Статья: Годовой отчет: некоторые вопросы расчета налогооблагаемой прибыли (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.